Программа «Техническое моделирование»

Техническое моделирование – это самостоятельная творческая деятельность по созданию макетов и моделей технических объектов. Это процесс формирования у учащихся политехнических знаний и умений развития художественного вкуса. В процессе занятий, у обучающихся формируются научно-технические навыки, развиваются интеллектуальные и творческие возможности. Воспитывается терпение и усидчивость.

 

Программа кружка «Техническое моделирование» имеет техническую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей младшего школьного возраста, начальное техническое моделирование обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

 

Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Педагоги

Кузовлев Федор Николаевич.

Образование - высшее, педагогический стаж: 3 года, имеет 1 квалификационную категорию.

Содержание программы

1. Вводное занятие. Материалы и инструменты (4 часа)

Значение техники в жизни человека. Роль рационализаторов и изобретателей на производстве.

Содержание работы кружка.

Свойства различных материалов и их использование.

Инструменты, применяемые при обработке различных материалов. Назначение инструментов. Правило пользования ими. Правила безопасности работы.

 

Практическая работа. Изготовление контурных моделей из древесины. Художественное оформление изделий.

 

2. Технические понятия (8 часов)

Углубление знаний о свойствах различных материалов. Проводники и изоляторы. Природные и искусственные материалы. Технологические процессы на производстве. Расширение знаний об инструментах и приспособлениях. Станочное оборудование. Трудовая деятельность на производстве. Механические способы обработки материалов. Техническая эстетика на производстве. Форма, цвет, пропорции.

Практическая работа. Изготовление политехнического и виктории. Наблюдение и опыты по определению и сравнению свойств природных и искусственных материалов. Составление коллекции материалов с образцами изделии из них. Изготовление моделей технических объектов по образцу, чертежу. Оформление изделий.

 

3. Первоначальные графические знания и умения (4 часа)

Закрепление и расширение знаний о чертежных инструментах, и Их назначение и правила пользования. Знакомство с линиями чертежа.

Расширение понятий об осевой симметрии симметричных фигурах и деталях любой формы.

Условные обозначения, применяемые в черчении. Геометрические построения на плоскости.

Практические работы. Разметка с использованием линий чертежа и выполнение бумажных моделей (парашюта, стрелы, модели планера). Применение масштабов при изготовлении различных моделей.

Орнамент, состоящий из геометрических элементов, в полосе, круге, квадрате.

Практические занятия по чтению чертежей различных деталей.

 

4. Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей.(11 часов)

Понятие о контуре и силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах. Анализ геометрической формы предмета. Форма и её закономерность (симметрия целостность). Прямолинейные и округлые формы.

Практическая работа. Изготовление геометрических фигур из древесины. Создание силуэтов моделей машин, самолетов, кораблей из элементов геометрических тел. Изготовление контурных моделей со щелевидными соединениями (из шпона по эскизу, шаблону, представленного воображению и собственному замыслу. Оформление изделий.

 

5. Графическая подготовка в техническом моделировании(6 часов)

Первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Различия этих графических изображений. Масштаб, нанесения размеров, и применение этих знаний в техническом моделировании. Порядок чтения и составления эскиза плоской детали.

Чтение чертежей объемных деталей.

Понятие о сборочном чертеже. Чтение и составление простейших электрических схем.

Практическая работа. Чтение и составление эскизов плоских деталей. Увеличение и уменьшение (чертежа детали с помощью масштаба). Чтение чертежей разверток объемных деталей при изготовлении объектов. Использование сборочного чертежа при изготовлении моделей. Чтение и составление электрических схем при изготовлении электрофицированных изделий. Оформление моделей по собственному замыслу с учетом особенностей формы и назначения изделия.

 

6. Разработка и изготовление объемных макетов и моделей (17 часов)

Понятие о простейших геометрических телах(призма, цилиндр, конус) Элементы геометрических тел. Сопоставление формы окружающих предметов с геометрическими телами. Понятие о развертках геометрических тел. Сочетание формы и цвета и узор в соответствии с особенностями формы

Практическая работа: Изготовление геометрических тел древесины. Изготовление макетов и деталей технических объектов различного назначения. Изготовление объемных действующих моделей. Создание образа модели технического объекта путем манипулирования геометрическими телами. Художественное оформление модели.

 

7. Простейшие машины и механизмы (8 часов)

Понятия о простейших конструктивных элементах детали. Их назначение и графическое и изображение. Понятие о машинах и механизмах. Различие между ними. Основные элементы механизмов их взаимодействие. Понятие о стандарте и стандартных деталях. Способы соединения деталей.

Практическая работа. Сборка моделей машин и механизмов и других технических устройств и сооружений по образцам, рисункам и чертежам. Дополнение моделей самодельными элементами. Изготовление простейших электрифицированных моделей с элементами технической эстетики.

 

8. Элементы художественного конструирования (2 часа)

Понятие о художественном конструировании и оформлении изделий. Экскурсии в музей. Анализ формы и пропорции наблюдаемых предметов. Форма, как цвет, пропорциональность – характерные показатели художественного конструирования.

Практическая работа. Поиски оригинальных форм изделия. Составление узоров из геометрических форм. Выполнение праздничных сувениров.

 

 

Цели программы

Цель:

Гармоническое развитие личности ребенка средствами трудового обучения и воспитания

 

Задачи:

 

Предметные:

- создание условий для усвоения ребёнком практических навыков работы с материалами;

- обучение первоначальным правилам инженерной графики,

- приобретение навыков работы с инструментами и материалами, применяемыми в моделизме;

- сформировать умение планировать свою работу;

- обучить приёмам и технологии изготовления несложных конструкций.

 

Личностные:

- создать условия к саморазвитию обучающихся;

- содействие развитию у детей способностей к техническому творчеству;

- развитие политехнического представления и расширение политехнического кругозора;

– пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов;

 

Метапредметные:

- развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде;

- вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность;

- воспитание творческой активности;

- воспитать уважение к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля.

 

Результат программы

Личностные результаты:

У учащегося сформируются:

нравственные нормы поведения; уважительное отношения к своей культуре;
трудолюбие, усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе;
мотивация к познанию и творчеству, трудовой деятельности, самостоятельность мышления.

 

Метапредметные результаты:

Учащиеся научатся:

осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
фантазировать, воображать, изобретать и быть активными в познании окружающего мира.

 

Предметные:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

 

 

Особые условия проведения

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Материально-техническая база

Кабинет

Компьютер;
мультимедиа проектор;
доска – 1 шт., столы, стулья, наборы инструментов (подробное описание необходимых инструментов дано в содержании программы по каждой теме).
Материалы и инструменты: бумага, картон, клей, нетрадиционный материал, готовые промышленные конструкторы (подробное описание в содержании программы по каждой теме).
Знание правил техники безопасности и их соблюдение на занятиях.

 

Список литературы

Литература для педагога

1.Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и

дополнениями)

2.Конституция РФ.

3.Конвенция ООН о правах ребёнка.

4.Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. – М.: «Просвещение», 2006.

5.Архипова Н.А. Методические рекомендации. М.: Станция юных техников им. 70-летя ВЛКСМ, 1989.

6.Боровков Ю.А. Технический справочник учителя труда. М.:"Просвещение", 2011.