Программа «Росинка»

Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности.

Это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры и влияние улицы давит на неокрепшую психику детей и подростков.

 

Основой цивилизованного государства всегда являлась культура, цель которой – воспитание духовно богатой и социально адаптированной личности.

Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях изостудии.

 

Новизна данной программы состоит в том, что педагог многократно использует зрелищно-игровые приемы для «подзарядки» детей, чтобы каждый ребенок, независимо от своих способностей, мог почувствовать себя юным художником. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

 

Живопись – один из главных видов искусства, в котором дети с радостью осваиваются, и средствами которого им нравится овладевать.

На начальном этапе обучения овладение навыками и средствами достигается за счет создания мотивации к обучению, то есть освоение и закрепление нового материала.

 

Выбор художественных задач, актуальных для детей определенных возрастов и форм работы с ними естественным образом мотивирует продвижение и развитие навыков.

 

На занятиях изостудии ребенок имеет возможность попасть в среду художественной мастерской, попробовать себя в качестве живописца, графика, дизайнера. Решенные на занятиях цветоведческие и живописные задачи помогут ребенку воплотить художественные образы на бумаге. Важна и психологическая атмосфера сотрудничества педагога и учеников в которой дети себя комфортно чувствуют.

Педагоги

Квасова Евгения Александровна - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Почётная грамота Совета депутатов города Новосибирска.

Педагогический стаж: 15 лет.

Уровень образования: высшее, НГПУ 1999 г. 

Повышение квалификации: НИПКиПРО, «Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования», 14.01.15.-02.02.15 г.

Содержание программы

1 год обучения 7 – 12 лет

1. Упражнения,изучение художественных приемов – 16 часов.

2. Композиционная постановка. Основы цветоведения. Акварельная техника – 16 часов.

3. Натурные постановки – букет листьев, натюрморты из 3 предметов. Разбор колорита – 16 часов.

4. Упражнения и составление многофигурной композиции −16 часов.

5. Знакомство с народными промыслами. Роспись элементов −12 часов.

6. Основы изо грамотности (эскиз). Объемные композиции – 14 часов.

7. Освоение приемов работы с гуашью. Теплохолодность– 16 часов.

8. Форма предметов. Тональный разбор – 16 часов.

9. Пропорции лица (Портрет) – 16 часов.

 

1 год обучения 12-18 лет

1. Построение натюрмортов (осенняя тематика). Основные и дополнительные цвета – 16 часов.

2. Стилизация. Поиск художественного образа. Формы предметов-16 часов.

3. Быстрые наброски с натуры.Техника графики. Одномоментность- 16 часов.

4. Разбор форм. Силуэты (фигура человека,растений.бытовых предметов) −16 часов.

5. Понятие декоративности. Особенности композиционного построения (зимняя тематика) – 12 часов.

6. Поиск художественных образов – 14 часов.

7. Выразительные средства в рисунке. Пятно, линия, цвет – 16 часов.

8. Поиск художественной выразительности в композиции. Характерность. Смешение художественных техник – 16 часов.

9. Жанры живописи. Освоение художественных техник −16 часов.

 

2 год обучения 7-12 лет

1. Ритм в композиции.Взаимодействие теплых и холодных цветов – 16 часов.

2. Рисунок с натуры с домысливанием фона. Использование различных технических приемов. «Лепка» форм предметов −16 часов.

3. Формообразование. Контрасты и нюансы. Создание гармоничных колористических решений – 16 часов.

4. Передача теплохолодности. Симметрия и ассиметрия – 16 часов.

5. Воскография.Технические приемы. Декор – 12 часов.

6. Тон и цвет. Композиционное выстраивание – 14 часов.

7. Зарисовки с натуры. Монотипия.Графические приемы – 16 часов.

8. Цветовые выкраски. Пространство в композиции – 16 часов.

9. Эскизирование. Составление композиции. Плановость – 16 часов.

 

2 год обучения 12-18 лет

1. Цветовая гамма.Контраст габаритов в рисунке. использование различных технических приемов – 16 часов.

2. Компоновка на листе.Ритм и равновесие в композиции – 16 часов.

3. Плановость и колорит в композициях.Создание фантастических образов – 16 часов.

4. Фактуры в графике. Передача объемности предметов – 16 часов.

5. Ассоциативно – образное решение в создании композиции. Использование различных художественных техник – 12 часов.

6. Многофигурные композиции. Разбор по тону – 14 часов.

7.Составление натюрмортов. Поиск выразительных средств в создании образов −16 часов.

8. Анимализм. Выразительность и характерность образов – 16 часов.

9. Составление натюрмортов из 4-6 предметов. Сочетание в цветовой гамме – 16 часов.

 

3 год обучения 7-12 лет

1. Цветоведение. Применение композиционных приемов – 16 часов.

2. Строение природных форм и их преобразование – 16 часов.

3. Дополнительные цвета. Формирование сюжетов в рисунке – 16 часов.

4. Пластичность и выразительность в графике – 16 часов.

5. Понятие-загораживание. «Этажность» в композиции – 12 часов.

6. Граттаж. Тонирование и графическая проработка рисунка – 14 часов.

7. Лессировка. Приемы акварельной живописи – 16 часов.

8. Ассоциации. Импровизация в рисунке. Использование технических приемов – 16 часов.

9.Формообразование. Зарисовки с натуры. Этюды −16 часов.

 

3 год обучения 12-18 лет

1. Создание форм из абстрактного пятна. Декорирование – 16 часов.

2. Симметричность в композиции. Использование художественных техник - 16 часов.

3. Орнаменты, раппорт. Роспись – 16 часов.

4. Гризайль. Натюрморты −16 часов.

5. Геометрический натюрморт. Тоновой разбор. Штриховка −12 часов.

6. Использование цветов спектра. Разнообразие оттенков - 14 часов.

7. Изучение пропорций фигуры человека. Упражнения. Наброски с натуры −16 часов.

8. Автопортрет.Характерность и выразительность - 16 часов.

9. Самостоятельный поиск композиции и образов в рисовании −16 часов.

Цели программы

Создание условий способствующих нравственно-художественному развитию детей, помогающих ребенку стать творческой, саморазвивающейся личностью.

 

Задачи:

Образовательные:

· формировать художественную грамотность – освоение навыков и средств живописи, рисунка, композиции;

· учить разбираться в средствах выразительности – линия, цвет, тон, тень, объем:

· формировать умение анализировать формы и пропорции предметов;

· формировать умение анализировать образный язык произведений искусства, определять виды и жанры искусства.

 

Развивающие:

· развивать зрительную память, наблюдательность;

· формировать образное мышление;

· развивать художественный вкус;

· знакомиться с основами национальных искусств и ремесел;

· знакомиться с шедеврами мирового искусства;

· развивать интерес к творческой деятельности.

 

Воспитательные:

· воспитывать нравственные качества, самостоятельность, целеустремленность, усидчивость, культуру поведения;

· формировать способность к диалогу, к сотрудничеству (социализация);

· воспитывать самоконтроль и обязательность.

Результат программы

Предметные:

· овладение изобразительной грамотой: приемами работы с художественными материалами (акварель, гуашь, фломастер, пастель, масляный мел, уголь);

· знание основных законов построения композиции;

· умение анализировать формы предметов;

· умение разбираться в цветовых отношениях;

· умение передавать объем предметов с помощью света и тени;

· умение создавать световоздушную среду и материальность изображаемых предметов;

· умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

· способность выполнять задания ассоциативного, комбинаторного характера;

· понимание целесообразности использования в художественно-творческой деятельности различных художественных материалов и художественных техник;

· осознанное восприятие шедевров художественной культуры и искусства.

 

Метапредметные:

· овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

· овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

· умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

· осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

· применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

· умение видеть проявления искусства в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

· способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

· умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

· умение рассуждать о самобытной художественной культуре разных народов;

· способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик – свидетелей нашей истории.

 

Личностные:

· чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

· уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

· понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

· сформированность художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

· сформированность эстетических потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

· овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде под руководством педагога;

· умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

· умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Материально-техническая база

Оборудование:

  1. Учебный кабинет.
  2. Столы, стулья, соответствуют количеству учащихся.
  3. Стенды для выставок.
  4. Мольберты.
  5. Выставочные шкафы.

Инструменты и материалы:

  1. Кисти, ватман и бумага для акварели формата А3, карандаши, пастель, гуашь, акварель, фломастеры, гелевые ручки, масляные мелки, ножницы, клей.

Информационное обеспечение:

  1. Компьютер.
  2. Аудио, интернет источники, репродукции картин, образцы работ, книги, фотоальбомы по изобразительному искусству, фото.