Программа «Я – лидер»

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

     Одна из острейших проблем современного воспитания – проблема лидерства.
    Лидер – это наиболее компетентный человек из команды в том деле, на которое все устремлены.
    Склонность к лидерству проявляется в детстве и развивается как качество личности, реализации которого служит ее самоутверждение и самоопределение. В психологии существует такое понятие как социальная одаренность. Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Наличие данной характеристики выступает как предпосылка высокой успешности в некоторых областях.
    Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и потребности.
    Подростковый возраст – особый самоценный период, в который развиваются важные качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше. Дети этого возраста имеют огромный заряд активности, жажду деятельности. Они открыты для общения.
    Предполагается, что включение подростков в работу органов самоуправления имеет цель помочь самореализоваться личности в процессе совместной деятельности детей и взрослых.

    Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

    Дополнительная общеобразовательная программа «Я – лидер» имеет социально-педагогическую направленность. Программа имеет общекультурный уровень и направлена на создание необходимых условий для формирования лидерских качеств у ребенка.

Актуальность программы

     Актуальность данной программы в том, что программа обучения «Я – лидер» поможет учащимся определиться в выборе будущей профессии. Приобретая навык организационной работы, каждый ребенок получит не только уверенность в своих силах, но и возможность иметь дополнительную профессию (журналист, актер, диктор, историк-краевед), что немаловажно для самостоятельной взрослой жизни.

Отличительные особенности и новизна программы

    Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я-лидер» заключается в актуальной потребности современного общества в воспитании человека компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с окружающими. Программа сочетает несколько областей знаний и направлений деятельности: психологию общения, организацию самоуправления, технологию лидерства, теорию организаторской техники.

    Отличительные особенности данной программы от аналогичных программ в том, что она представлена тремя ступенями обучения и разработана для одной возрастной группы с расчетом на уровень социальной адаптации при переходе от среднего возраста к старшему. Первая ступень (1 год обучения) – Социальная проба. Она направлена на понимание «кто такой лидер» и его значимости, на развитие лидерских качеств, коммуникативной компетентности, организаторских способностей, формирование умения совместного творчества, основ стратегического мышления. привлечение к сотрудничеству заинтересованных лиц, проявление настойчивости в достижении поставленной цели. Вторая ступень (2 год обучения) – КТД (коллективное творческое дело). Вторая ступень имеет теоретическую подготовку в областях: организаторские технологии, игровые технологии, основы проектной деятельности

Третья ступень (3 год обучения) – Социально-образовательный проект. Она рассчитана на подростков старшего возраста, прошедших две ступени обучения, имеющих опыт деятельности в общественном объединении. Программа третьей ступени построена на расширении и углублении комплекса знаний об общественных объединениях, развитии организаторских умений.

Адресат программы

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я – лидер» адресована для учащихся 11-15 лет и реализуется в течение 3 лет обучения на занятиях в клубе «Я+ мы». Численный состав группы до 12 человек.
     В программе заявлен принцип свободного доступа детей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. В клуб принимаются все желающие без предварительного отбора. Зачисление в клуб осуществляется на основании заявления родителя или законного представителя ребенка.
     В процессе обучения активно используется материал, направленный на формирование определенных личностных установок. Содержание программы дает учащимся возможность развиваться в практической деятельности, где они приобретают конкретные организаторские умения и навыки.

Возрастные особенности учащихся

    В этом возрасте у подростков появляется стремление к независимости, проявление самостоятельности. Им свойственны ориентация на мир взрослых: стремление утвердится в их мире, желание поставить себя в роль взрослого. У подростков возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности, они могут воздействовать на сверстников. В возрасте 11-15 лет происходит изменение поведения: у подростков выстраивается система ценностей и взглядов, заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние мировоззренческие этажи. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Ярко выражено желание выяснить для себя свои собственные способности, особенности. Все эти потребности могут быть реализованы только в процессе активного опробования себя во взаимодействии с окружающими, в различных видах деятельности, поступках, действиях.

    Для реализации потребности в активной социальной позиции подростку нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела.

    Общественно полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, "создает возможность реализации своей индивидуальности«.

     Ведущей деятельностью детей подросткового возраста является общение со сверстниками, освоение новых норм поведения, отношений с окружающими на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса.

 

Педагоги

Темербекова Алия Алексеевна, педагог дополнительного образования МБУДО ДЮЦ "Гармония",
имеет высшее образование (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» по специальности "Русский язык и литература", 2015 г.).

Общий стаж: 11 лет
Педагогический стаж: 11 лет

С 2019 года является руководителем клуба "Я + мы".

 

 

Расписание

Режим занятий

Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю 4 часа.
Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа.

Содержание программы

Учебный план 1-го года обучения

1. Вводное занятие. История детского общественного объединения (от истоков до будущего). Правила техники безопасности на занятиях – 4 часа
2. Школа лидера – 14 часов
3. Мастерская организатора – 24 часа
4. Проектно-творческая мастерская – 20 часов
5. Тренинги личностного роста – 22 часа
6. Выездные занятия (встречи с другими ДОО, сборы актива и т.п.) – 10 часов
7. Социально значимая волонтерская деятельность – 48 часов
8. Итоговое занятие. Диагностика – 2 часа
Итого −144 часа

Учебный план 2-го года обучения

1. История детского общественного объединения (от истоков до будущего). Правила ТБ – 2 часа
2. Школа лидера – 30 часа
3. Мастерская организатора – 24 часа
4. Проектно-творческая мастерская – 22 часа
5. Тренинги личностного роста – 22 часа
6. Выездные занятия (встречи с другими ДОО, сборы актива и т.п.) – 15 часа
7. Социально значимая волонтерская деятельность – 29 часа
Итого – 144 часа

Учебный план 3-го года обучения

1. История детского общественного объединения (от истоков до будущего). Правила ТБ - 2
 часа
2. Школа лидера - 28 часа
3. Мастерская организатора - 23 часа
4. Проектно-творческая мастерская - 23 часа
5. Тренинги личностного роста - 23 часа
6. Выездные занятия (встречи с другими ДОО, сборы актива и т.п.) - 16 часа
7. Социально значимая волонтерская деятельность - 29 часа
Итого - 144 часа

Цели программы

Цель: Развитие лидерских качеств у учащихся в различных направлениях жизни и деятельности, осознание ими своей социальной роли в обществе.

Задачи:
Образовательные:

- Приобретение навыков лидерского поведения через коллективную деятельность.

- Формирование способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность.

- Обучение навыкам общения в малых и больших группах, в объединении сверстников, в семье.

- Знакомство с приёмами организаторской работы.

Развивающие:

-Развитие у детей организаторских навыков и лидерских качеств личности.

-Развитие творческих и коммуникативных способностей.

-Развитие познавательного интереса и интеллектуального уровня детей.

Воспитательные:

-Воспитание у учащихся чувства патриотизма и активной жизненной позиции.

-Воспитание личностные качества учащихся (стремление говорить правду, нетерпимость к зазнайству, лени и лжи, и т.д.).

-Воспитание у учащихся внимательного отношения друг к другу.

Результат программы

Планируемые результаты

    В результате реализации программы учащимися предполагается достижение определенного уровня теоретических и практических навыков, а также развитие определенных качеств, что и будет являться показателем эффективного лидера.

Личностные компетенции:

- осознают гражданскую позицию;
- способны побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;
- умеют подводить итоги, анализировать – понимают ценность своей активности;
- умеют сконцентрироваться, мобилизоваться;
- проявляют гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации;
- умеют публично выступать;
- реализуют себя в качестве лидера;
- проявляют уважительное отношение ко всем участникам коллектива;
- способствуют созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи в коллективе, уважительно относится к младшим, сверстникам и взрослым;
- положительно оценивают свои творческие возможности;
- понимание общественной деятельности как личностно значимой.

Метапредметные компетенции:

- активно участвуют в мероприятиях;
- применяют организаторские способности;
- способны адекватно вести себя в различных социальных ситуациях;
- умеют договариваться в конфликтной ситуации и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- умеют общаться и взаимодействовать в процессе проведения мероприятий;
- оказывают помощь в организации и проведении культурно-массовых мероприятий;
- представляют результаты собственной творческой деятельности через участие в мероприятиях различного уровня, работу в качестве вожатого;
– проявляют толерантность, тактичность.

Предметные компетенции:

- знают классификацию массовых игр;
- основные правила проведения мероприятий;
- знают стили работы лидера, законы лидера;
- специфику и особенности работы в лагере дневного пребывания в качестве вожатых;
- способы организаторской деятельности;
- как правильно организовать работу в детском коллективе.

К концу 1- ого года обучения учащиеся должны

Знать:

1. Историю детского общественного объединения.
2. Кто такой лидер.
3. Стили работы лидера.
4. Как правильно организовать работу.
5. Организацию самоуправления.

Уметь:

1. Планировать свою деятельность.
2. Провести игры.
3. Общаться с разновозрастной аудиторией.
4. Разработать социальный проект.
5. Анализировать результат своей работы.

К концу 2- ого года обучения учащиеся должны

Знать:

1. Способы самовыражения.
2. Методику проведения коллективной работы.
3. Основные законы лидера.
4. Способы уверенного поведения.

Уметь:

1. Организовать, подготовить и провести мероприятие.
2. Проводить различные игры на взаимодействие.
3. Организовать себя и других.
4. Работать в коллективе.
5. Использовать ИКТ.

К концу 3- ого года обучения учащиеся должны

Знать:

1. Основные правила и законы лидера.
2. Что такое СВД,
3. Стили лидерства.
4. Правила поведения в споре.

Уметь:

1. Уверенно держаться на сцене, перед коллективом.
2. Выражать свои мысли и понимать других.
3. Поддерживать дружеские отношения в коллективе.
4. Ставить перед собой цель и достигать её.
5. Применять лидерские и организаторские качества в повседневной жизни.
6. Работать в качестве игротехника.
7. Разработать сценарий игровой программы.

Особые условия проведения

Основные условия, необходимые для реализации программы:

  • материальная база;
  • личностный подход;
  • укомплектование группы;
  • взаимосвязь педагога с родителями;
  • заинтересованность учащихся.

 

 

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

1. Оборудование

· Просторное помещение для занятий или зал.
· Письменные принадлежности.
· Печатные бланки для тестов.
· Аудио-видеоаппаратура.
· Компьютер, медиапроектор.
· Столы, стулья для учащихся.
· Флипчат (доска со сменными листами ватмана).
· Шкаф для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

2. Методическое обеспечение

· Вспомогательная литература.
· Папка с разработками теоретических материалов по темам программы.
· Анкеты.
· Тестовые методики.
· Банк интерактивных игр и упражнений на знакомство, на выявление лидеров, на взаимодействие, на развитие креативности.
· Разработки тренингов.
· Раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы).

 

Стоимость

Обучение по программе проводится бесплатно.