Программа «Техническое моделирование объектов из древесины»

Техническое моделирование – это самостоятельная творческая деятельность по созданию макетов и моделей технических объектов. Программа «Техническое моделирование объектов из древесины» направлена на овладение обучающимися основными приемами и способами моделирования, конструирования и изготовления изделий из древесины (фанеры). В процессе занятий у обучающихся формируются научно-технические навыки, развиваются интеллектуальные и творческие возможности. Программа способствует не только формированию у обучающихся политехнических знаний и умений, но и развитию художественного вкуса.

 

Занимаясь техническим моделированием, дети не только включаются в активную деятельность, но и узнают много для себя нового, например, об истории развития техники, о машинах. На практических занятиях создается такая обстановка, когда важна не только сама модель, которую сделает ребёнок, а ещё те знания, которые он получит в процессе ее изготовления, какие качества у него сформируются, какие чувства он испытывает при этом.

 

Программа содержит 2 раздела: «Выпиливание лобзиком» и «Моделирование простых механизмов». В разделе «Выпиливание лобзиком», обучающиеся знакомятся с приёмами и последовательностью выполнения операций при изготовлении моделей лобзиком.

 

Раздел «Моделирование простых механизмов» способствует формированию у обучающихся интереса к технике, привитию специальных знаний, умений и навыков, необходимых для начального технического моделирования. Моделирование – это познавательный процесс, который обогащает обучающихся техническими знаниями, умениями и способствует сделать первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов. Сборка моделей из фанеры – это строительство в миниатюре.

 

Работа в объединении позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к технике. Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так
и для коллективного исполнения. Планируется обратить внимание учащихся на сведения об основных видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерных особенностях.

 

Особое внимание уделено вопросам электробезопасности и санитарной гигиены на занятиях при работе с инструментами

Педагоги

Зайцева Елена Владимировна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Педагогический стаж: 25 лет.

Уровень образования: высшее, окончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет», присуждена квалификация руководитель этнокультурного центра, преподаватель по специальности «Народное художественное творчество».

Достижения: Обучающиеся являются победителями Всероссийского творческого конкурса «Пятое измерение» (2020 год), Всероссийский творческий конкурс «Есть такая профессия – Родину защищать!» (2020 год), муниципальных этапов всероссийских конкурсов изобразительного искусства, декоративно-прикладного и технического творчества «Палитра ремёсел – 2020» и «Рождественский фейерверк −2019»

Содержание программы

Содержание программы 1 года обучения:

1. Введение в образовательную программу. Инструктаж – 2 часа.

2. Выпиливание лобзиком простых геометрических фигур. Выпиливание птиц и животных по контуру. Фигурки людей. Выжигание рисунка – 26 часов.

3. Моделирование. Моделирование простых механизмов. Моделирование сложных механизмов авиатранспорта. Моделирование автомобильного транспорта – 38 часов.

4. Декоративно-прикладное творчество – 6 часов.

5. Итоговое занятие – 1 час.

Всего: 72 часа.

 

Содержание программы 2 года обучения.

1. Введение в образовательную программу. Инструктаж - 2 часа.

2. Выпиливание лобзиком. Пазлы из фанеры. Деревянная игрушка. Игрушки в народном стиле - 38 часов.

3. Моделирование. Моделирование простых механизмов. Динамические игрушки, флюгер. Моделирование сложных изделий авиатранспорта. Моделирование автомобильного транспорта. Моделирование парусных кораблей. Моделирование оружия - 78 часов.

4. Моделирование простых и объёмных животных и птиц - 25 часов.

5. Итоговое занятие - 1 час.

Всего: 144 часа

Цели программы

Цель программы: Формирование навыков и умений посредством развития познавательного интереса к моделированию объектов из древесины через занятия техническим творчеством.

 

Задачи программы:

Личностные задачи:

  • содействовать развитию положительной эмоционально-волевой сферы ребенка;
  • содействовать воспитанию эстетического отношения, трудолюбия, аккуратности, экономичного отношения к используемым материалам;
  • воспитывать самостоятельную, уверенную в своих силах личность;
  • развивать стремление довести начатое дело до конца

 

Метапредметные задачи:

  • развить творческое мышление к техническому творчеству в оформлении моделей;
  • развить наблюдательность через работу с иллюстрациями и личный опыт знакомства с транспортом;
  • развивать активность, ответственность, потребность в саморазвитии;
  • развивать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, внимание

 

Образовательные задачи:

  • формировать первоначальные знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, работать по шаблонам и чертежам с копировальной бумагой;
  • формировать умения самостоятельно решать вопросы по изготовлению изделий;
  • формировать образное техническое мышление и умение выразить свой замысел на плоскости;
  • способствовать формированию восприятия пространственных отношений, образного мышления, умения изучать, запоминать, сопоставлять, анализировать и воспроизводить форму и конструкцию несложных предметов и технических объектов;
  • обучение использовать в своей речи правильную терминологию;
  • развивать навыки техники безопасности при работе с материалами и инструментами

Результат программы

Планируемые результаты реализации программы 1 года обучения

 

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • принципы организации рабочего места;
  • основные правила техники безопасности;
  • основные понятия (шаблон, технический рисунок);
  • экологические свойства материалов;
  • способы разметки по шаблону;
  • принцип подбора столярного инструмента – по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
  • назначение и устройство электрооборудования (электровыжигатель, ручная дрель);
  • понятие о конструировании и моделировании;
  • способы отделки древесины – грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости; основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • рационально организовывать рабочее место;
  • соблюдать правила техники безопасности;
  • уметь читать и выполнять эскизы, шаблоны;
  • названия и назначение часто встречающихся технических объектов, названия ручных инструментов и различных материалов, их свойств;
  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
  • производить разметку заготовки по шаблону;
  • применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;
  • выполнять простейшие столярные операции;
  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
  • экономно расходовать материалы и электроэнергию

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • коммуникабельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками;
  • трудолюбие, аккуратность и способность доводить начатую работу до завершения;
  • уметь анализировать, воспроизводить форму и конструкцию технических объектов

 

Планируемые результаты реализации программы 2 года обучения.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • правила техники безопасности при работе с простейшим ручным инструментом и материалами;
  • сведения о схеме, чертеже, техническом рисунке, технологической карте;
  • чертежные инструменты и принадлежности и как правильно ими пользоваться;
  • понятия: настольные (стендовые) и действующие (движущиеся) модели;
  • виды стендовых моделей: контурные и объемные;
  • виды действующих моделей: контурные, полуобъёмные, объёмные;
  • правила сборки моделей: на клею, при помощи щелевидных соединений, проволоки, резинок, на шпильках и т.д.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • применять правила техники безопасности на практике;
  • работать со схемой, чертежом, техническим рисунком, технологической картой модели;
  • правильно пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями;
  • изготавливать шаблоны, выкройки и чертежи;
  • правильно располагать детали в сборке технических объектов;
  • изготавливать из геометрических тел технические объекты;
  • строить контурные и объемные стендовые и действующие модели.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • сознательное проявление целеустремлённости, усердия, организованности, творческого отношения к выполнению трудоёмкой самостоятельной практической работы;
  • умение работать над проектом в группе, эффективно распределять обязанности.

Особые условия проведения

Учебные группы комплектуются по возрасту, набираются мальчики по желанию, без предварительного отбора. Для выполнения работ обучающиеся должны иметь специальную одежду (фартуки, нарукавники)

Материально-техническая база

  1. Учебный кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, оснащенный электрическими розетками, мойкой с централизованной подачей воды для мытья рук, медицинской аптечкой, огнетушителем.
  2. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, образцов, незаконченных работ обучающихся, методической литературы и учебно-наглядных пособий.
  3. Спецодежда (фартуки, нарукавники).
  4. Рамки разных размеров, подрамники.
  5. Оборудование, материалы и инструменты:
  • выпиловочные столики;
  • выжигательные приборы;
  • ручная дрель;
  • удлинители;
  • фанера листовая;
  • шлифовальная бумага (разной зернистости);
  • бумага для рисунков;
  • калька;
  • копировальная бумага;
  • лобзики с пилками;
  • ножовка;
  • циркули;
  • карандаши мягкие и твердые;
  • шило

Стоимость

Занятия проводятся бесплатно