Программа «Юные шахматисты» ознакомительный уровень

  • (1)

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий – способности действовать в уме.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обуче­ния, воспринимает их именно как игру.

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят "упоение в борьбе".

Шахматы – это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Как говорил Хосе Рауль Капабланка: "Шахматы – нечто большее, чем просто игра".

Сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.

Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, перечень шахматных игр.

В центре современной концепции образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность.

Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Педагоги

Шаламова Нина Васильевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории 

Содержание программы

1. Введение. Вводное занятие. (1 час)

Теория: Содержание и режим занятий; Инструктаж по технике безопасности (правила техники безопасности, правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения, правила поведения в чрезвычайных ситуациях). Шахматы – спорт, наука, искусство.

2. Шахматное королевство. (2 часа)

Теория: Краткая история шахмат. Место шахмат в культурной жизни общества. Великие люди и шахматы. Место шахмат в культурной жизни общества. Великие люди и шахматы.

 3. Шахматная доска – поле шахматных сражений. (3 часа)

Теория: Знакомство с основными понятиями: Горизонтали, Вертикали, Диагонали, Центр, фланги. Игра «Почтальон». Четыре шахматных закона. Борьба за центр. Стадии развития шахматной партии. Наступление и виды атак.

Практика: Дидактические игры и задания

"Горизонталь". "Вертикаль". "Диагональ". 

"Назови вертикаль«.  «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п.

"Назови горизонталь". "Назови диагональ". 

"Какого цвета поле?" "Кто быстрее".  

4. Шахматные фигуры. (3 часа)

Теория: Шахматные фигуры. Первое знакомство. Король самая важная, главная фигура. Благородные пешки чёрно-белой доски.

Практика: Дидактические игры и задания:

"Волшебный мешочек". "Угадай-ка". "Секретная фигура". "Угадай". 

"Что общего?". "Большая и маленькая". "Мяч".  

5. Правила игры. (7 часов)

Теория: Что такое шах. Понятие о шахе. Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой. Понятие шахматного термина «мат». Мат цель шахматной игры. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Варианты ничьей. Пат. Отличие пата от мата. Примеры на пат. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Практика: Дидактические игры и задания «Шах или не шах».  «Дай шах».  «Защита от шаха».  «Первый шах». «Ограниченный король». «1000 шахматных заданий». Дидактические игры и задания «Шах или мат». Шах или мат черному королю? «Мат или пат». «Мат в один ход».  «На крайнюю линию». «В угол». «Пат или не пат».  «Рокировка». 

 6. Эндшпиль. (4 часа)

Теория: Ход Короля. И Король в поле воин (взятие). Приёмы атаки на короля при односторонних рокировках. Приёмы атаки на короля при разносторонних рокировках. Комбинированная атака и пешечный штурм. Анализ ситуации.

Практика: Дидактические игры и задания. «Игра на уничтожение», "Один в поле воин".

 7. Правила и законы дебюта. (10 часов)

Теория: Второй шахматный закон. Активность в дебюте – это развитие. Виды преимущества. Дебютная подготовка. Атака короля при короткой рокировки. Ранняя дебютная атака. Детский мат. Дебютные ловушки. Тактика игры в дебюте.

Практика: Дидактические игры и задания.

 8. Решение задач и этюдов других игр на шахматной доске. (12 часов)

Теория: Нотация. Решения этюдов. Технология решения задач. Нотация задач. Практика решения и записи задач. Решение конкурсных позиций (задач, этюдов). Определение победителей конкурса. Анализ и разбор задач. Разбор партий.

Практика: Дидактические игры и задания.

 9. Сеансы одновременной игры. (5 часов)

Практика: Правила сеанса при одновременной игре с несколькими партнёрами. Проведение сеанса одновременной игры руководителем. Проведение сеанса одновременной игры педагога с учащимися ДТО на 2–х и более досках. Игры с последующим разбором. Коррекция знаний.

10. Индивидуальная консультация. Коррекция знаний и умений шахматиста в игре. (6 часов)

Практика: Коррекция знаний в шахматной игре. Коррекция знаний в дебюте. Коррекция знаний в тактике и стратегии. Коррекция знаний в эндшпиле. Правила поведения за шахматной доской. Подготовка к соревнованиям. Правила поведения на соревновании.

11. Шахматные соревнования на личное первенство. (8 часов)

Практика: Игра с партнёрами.

12. Повторение. (8 часов)

Практика: Семейный шахматный турнир. Практическая игра. Шахматный турнир «Отважная пешка». Практическая игра

13. Итоговое занятие. (1 час) Практическая игра. Итоговое занятие.

Цели программы

Цель программы: создание условий для развития способностей учащихся через занятия шахматами.

 

Задачи:

Обучающие:

1. Познакомить с историей развития шахмат.

2. Научить:

- следить за развитием событий на шахматной доске;

– играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил;

– решать шахматные задачи в 1-2 хода;

– работать с шахматной литературой.

 

Метапредметные:

1. Развивать:

- универсальные способы мыслидеятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить логические операции);

- интеллектуальные способности.

 

личностные:

1. Воспитывать:

– трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность.

2. Формировать способности к самооценке и самоконтролю.

Результат программы

Ожидаемые результаты

К концу обучения по программе учащиеся

знают: (предметные результаты)

· шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

· названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

· правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и рокировку; нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;

· названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;

· цель игры: мат, пат, ничья;

· шахматную нотацию;

· абсолютную и относительную ценность фигур;

· приёмы и способы матования одинокого короля;

· историю возникновения шахматной игры;

· правила игры.

умеют:

· пользоваться шахматными часами;

· проводить комбинации;

· владеть техникой матования одинокого короля;

· решать простейшие задач.

 Личностные качества:

· элементы сформированности личностных качеств – трудолюбие, дисциплинированность, умение доводить игру до логического завершения.

Материально-техническая база

 

1. Учебный кабинет со столами и стульями соответствующими СанПину.

2. Стеллаж для хранения дидактического и учебно-методического материала.

3. Раздаточный материал-тесты, решебник по темам программы.

 

Для занятий необходимо (минимально) иметь:

1. По одному комплекту шахмат и шашек на каждого ребёнка.

2. Одну демонстрационную доску,

3. Шахматные часы – 1 комплект на 2 человека.

4. Доску для записей.