Программа «Радиотехническое конструирование»

На сегодняшний день большая часть подрас­тающего поколения стало все более ориентироваться на сферу обслуживания, то есть непроизводственную сферу, интеллектуальная работа стала «не в моде». Изменилась и досуговая ориентация. Все больше свободного времени отдается «видеомагнитофонам», зрелищам, модным видам спорта и т.д.

Однако и сейчас есть подростки, которые интересуются техникой, которые занимаются техническими видами творчества, поэтому данная программа яв­ляется особенно актуальной. Она позволяет подросткам получить элементарные навыки радиомонтажа, обучает художественному конструированию приборов и развивает интерес к современной радиоэлектронике.

Новизна данной программы.

Данная общеобразовательная программа дает возможность каждому ребенку изучить поблочное устройство компьютера, а так же приобрести навыки самостоятельно собрать свой персональный компьютер.

 

Педагоги

Горбатовский Пётр Фёдорович, педагог дополнительного образования без категории 

Содержание программы

1. Вводное занятие. 4 часа.

Теория. Знакомство с планом работы на год. Анкетирование. Тестирование на предмет имеющихся у детей начальных знаний по физике, математике, черчению и т.д. Викторина "Расскажи мне о себе".

 

2. Истоки развития радио и радиоэлектроники. 4 часа.

Теория. Краткий обзор литературы, посвященной истории развития элек­тронной промышленности, и электрики. Основные изобретения и открытия. До­стижения в электронике и технологиях.

 

3. Начальные сведения об электрическом токе. 20 часов.

Теория. Электрический ток и его свойства. Напряжение и сопротивление, их физический смысл. Графическое представление электрических величин.

Практика. Снятие основных характеристик: сигнал простой и сложной формы (источник Г.С.С.) и перенос на график.

 

4. Техника безопасности при работе с электрическими приборами. 8 часов.

Теория. Знакомство с типовой инструкцией.

Практика. Основные приемы пайки, монтажа, (эта часть работы органиче­ски вписывается в тему № 4). Конкурс вопросов по технике безопасности.

5. Электронные элементы. 16 часов.

Теория. Устройство радиоэлементов, их назначение и область применения. Демонстрация плат, блоков.

Практика. Сортировка радиоэлементов. Тесты "Проверь себя".

 

6. Измерительные приборы. 12 часов.

Теория. Измерительный прибор, основные узлы. Правильное измерение электрических величин.

Практика Работа с осциллографом, авометром, генератором частотометром. Исследование формы сигнала с помощью осциллографа. Использование звуковой частоты с широкополостной динамической головкой для восприятия сигнала. Контрольное снятие показаний и их зарисовка.

 

7. Электрические измерения. 24 часа.

Теория. Виды параметров радиоэлементов. Назначение и внешний вид ра­диоэлементов. Работа со справочной литературой. Справочники и область их применения.

Практика. Подбор элементов, контроль их параметров, изготовление пла­ты, корпуса и пр. Выставка работ.

 

8. Источники питания радиоэлектроники и автоматики. 10 часов.

Теория: Виды и назначения источников питания и напряжения. Основные характеристики и параметры элементов. Соединение элементов в батареи.

Выпрямители переменного тока. Одно- и двуполупериодный выпрямители. Выбор элементов для выпрямителя. Сглаживающие фильтры. Выбор элементов сглаживающих фильтров.

Практическая работа: Исследование одно – двуполупериодного выпрямителя. Упрощенный расчет выпрямителя. Изготовление блоков питания с регулируемым выходным напряжением на транзисторах и микросхемах типа КР142 ЭН5, КР142ЭН8 и др. Расчет и изготовление силового трансформатора.

 

9. Конструирование и монтаж радиоэлектронной аппаратуры. 44 часов.

Теория: Паяние. Инструменты и материалы, необходимые для паяния. Подготовка деталей к паянию. Технология паяния. Радиомонтажные работы. Схемы радиотехнических устройств и конструкций и их назначение. Структурная, функциональная и принципиальная схемы. Виды электромонтажа. Макетные платы.

Практическая работа: Подготовка паяльника к работе. Изготовление радиоэлектронных устройств и конструкций (по индивидуальному плану или по заданию руководителя). Последовательность разработки технического задания.

Отработка приемов электрического монтажа радиоэлементов и паяния. Изготовление печатной платы. Выполнение графических изображений структурных и функциональных схем радиоустройств.

Составление простых печатных плат с помощью персонального компьютера.

Поблочное конструирование персонального компьютера и первоначальные знания о принципах работы каждого блока в отдельности. Черчение и эскизы.

Материал для изготовления корпусов. Обработка пластмасс и металлов. Отработка приемов обработки материалов. Резание металлов. Сверление отверстий и нарезание резьбы в материалах.

Способы соединения деталей. Блоковая компоновка устройств. Элементы эргономики, технической эстетики и дизайна.

Работа с источниками технической документации.

Техника безопасности при работе с инструментом и лакокрасочными материалами.

 

10. Итоговое занятие. 2 часа.

Подведение итогов учебного года. Выставка готовых работ молодых радиоконструкторов.

Цели программы

Цель программы: Развитие познавательного интереса учащихся в области радиоэлектроники, формирование у них знаний, умений и навыков по радиоконструированию.

 

Задачи

Предметные:

1. Познакомить детей с историей возникновения и развития радиотехники;

2. Обучить учащихся работе с технической литературой;

3. Дать детям необходимые знания в области электротехники, радиотехники, электронной автоматики и их практического применения;

4. Познакомить учащихся с основами электротехники, радиотехники, электронной автоматики, научить на практике применять приобретенные теоретические знания;

5. изучить поблочное устройство компьютера, а так же приобрести навыки самостоятельно собрать свой персональный компьютер.

 

Метапредметные:

Сформировать у учащихся умения:

1. Сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать в период выполнения работы, полученные знания;

2. наблюдать технологические процессы, выполнять опыты и производить экспериментальные работы с использованием контрольно- измерительных приборов;

3. объяснять такие физические явления как электризация тел, электрическое и магнитное поле, электромагнитные колебания, электромагнитные, радиоволны;

4. планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных технических, радиотехнических задач;

5. рационально строить самостоятельную научно-техническую деятельность, умение организовать место занятий.

Личностные:

1. Воспитать у учащихся коммуникабельность посредством творческого общения старших и младших детей в коллективе;

2. Воспитать у учащихся основы трудовой культуры;

3. Оказать подросткам помощь в выборе будущей профессии.

Результат программы

Освоив материал обучения, учащиеся должны

знать:

- историю возникновения и развития радиотехники;

- физические явления как электризация тел, электрическое и магнитное поле, электромагнитные колебания, электромагнитные, радиоволны;

- основы электротехники, радиотехники, электронной автоматики, научиться на практике применять приобретенные теоретические знания.

 

уметь:

- пользоваться и применять техническую литературу;

- сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать в период выполнения работы, полученные знания;

- применять знания в области электротехники, радиотехники, электронной автоматики и их практического применения;

- планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных технических, радиотехнических задач;

- выполнять опыты и производить экспериментальные работы с использованием контрольно- измерительных приборов;

- конструировать из готовых исправных блоков свой персональный компьютер.

 

Материально-техническая база

· учебный кабинет со столами и стульями соответствующими нормам СанПин;

· стеллаж для хранения дидактического, учебно-методического материала и приборов;

· раздаточный материал для проведения занятий.

  Приборы:

1. Осцилограф.

2. Генератор низких частот.

3. Генератор высоких частот.

4. Частотомер.

5. Испытатель транзисторов.

6. Источники питания 0-15в.

7. Авометры (тестер).

8. Электродрель.

9. Слесарные инструменты-тиски.

10. Асортимент полупроводниковых приборов, резисторов, конденсаторов и другое.

11. Фольгированный текстолит.

12. Медный купорос и хлорное железо.

13. Электро паяльники на 36в.

14. Плакаты по технике безопасности.