Программа «Клуб интеллектуально–спортивных игр»

 

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Занятия интеллектуальным спортом способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

 

Актуальность программы заключается в развитии познавательных интересов, читательской активности, логического мышления, создании условий для самореализации, воспитании гармонически развитой личности. Педагогическая целесообразность заключается в привлечении обучающихся к интеллектуальному творчеству, создании установки для получения новых знаний.

 

Программа направлена на активизацию мышления обучающихся, формирование способности к целенаправленной деятельности, развитию памяти, активизации речи, интеллектуально–познавательное развитие обучающихся, а также формирование и тренировку команд для участия в фестивалях и турнирах интеллектуальных игр. Одним из направлений деятельности кружка – подготовка к участию в конкурсах, турнирах.

 

Отличительные особенности программы. Новизна программы заключается в том, что важную роль в образовательном процессе играет самообразование, заинтересованность проблемой, умение быстро находить и эффективно использовать информацию. Это очень важно для учащихся старших классов. С целью помощи обучающимся овладеть приемами поиска и использования информации, развития их творческих интеллектуальных способностей создан «Клуб интеллектуально–спортивных игр».

 

В ходе занятий обучающиеся знакомятся с разнообразными интеллектуальными играми, изучают способы и приемы эффективного мышления, на которых основан интеллект. Формы занятий предполагают следующие: теоретические, раскрывающие суть процесса интеллектуальной игры, правила и формы различных игр, практические и игровые занятия, предполагающие участие обучающихся в интеллектуальных турнирах, проводимых как на районном уровне (районные этапы Областного открытого интеллектуального турнира АМКИР и «Хрустальная сова»), так и на региональном (Областной открытый интеллектуальный турнир АМКИР и «Хрустальная сова»).

Педагоги

Шенгайдер Маргарита Сергеевна – педагог дополнительного образования, квалификационной категории не имеет.

 

Уровень образования: среднее профессиональное, Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Карасукский педагогический колледж», квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста, педагог–организатор студии (кружка) ритмики и хореографии», по специальности «Дошкольное образование», 20.06.2011 г.

Стаж педагогической работы: 8 лет.

Расписание

Расписание занятий:

Понедельник: 16:00–16:45.

Среда: 16:00–16:45.

 

Продолжительность занятия: 45 минут.

 

Режим занятий: 2 занятия по 1 академическому часу в неделю, 72 часа в учебном году.

Содержание программы

Учебный план включает в себя следующие темы обучения:

  • Вводное занятие – 1 час.
  • Вопрос – основа игры. Требования к вопросам – 3 часа.
  • Зрительная память – 4 часа.
  • Слуховая память – 4 часа.
  • Виды мышления – 4 часа.
  • Быстрота реакции – 4 часа.
  • Источники составления вопросов. Принципы работы с книгой – 6 часов.
  • Конкурс составления вопросов – 3 часа.
  • Принципы игры в команде – 4 часа.
  • Распределение командных ролей – 3 часа.
  • Проведение интеллектуальных игр – 35 часов.
  • Итоговое занятие – 1 час.

Цели программы

Основная цель программы – создание условий для раскрытия познавательного интереса и творческих способностей обучающихся путем включения их в различные виды интеллектуальной деятельности.

 

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

 

Образовательные:

  1. Формирование у обучающихся системы разносторонних знаний.
  2. Обучение алгоритмам рассуждения, решения интеллектуальных задач.
  3. Создание условий развития воображения, фантазии, логики и творческих способностей, формирование личности с независимым мышлением.
  4. Формирование навыков работы в группе, толерантности и умения принимать обдуманные решения в условиях недостатка информации и времени.

 

Личностные:

  1. Воспитание чувства уверенности в собственных силах, настойчивости.
  2. Воспитание толерантности, коллективизма, чувства ответственности за команду.
  3. Формирование соревновательного навыка.
  4. Воспитание стремления к самообразованию, повышению общекультурного уровня.

 

Метапредметные:

  1. Развитие творческих способностей.
  2. Развитие памяти и внимания.
  3. Развитие логического мышления.
  4. Развитие любознательности.
  5. Создание условий для интеллектуального роста обучающихся на занятиях, расширение их кругозора, дополнение и углубление знаний, полученных в образовательном учреждении, налаживание межпредметных связей, усиление мотивации познавательной деятельности, актуализации приобретаемых знаний.
  6. Пробуждение у обучающихся интереса к интеллектуальным видам деятельности и общения.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • правила поведения и технику безопасности на занятиях;
  • способы развития разносторонней памяти, логического мышления;
  • алгоритмы решения задач, рассуждений;
  • правила проведения основных интеллектуальных игр;
  • источники составления вопросов.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • играть в интеллектуальные игры по правилам определенной игры;
  • работать в команде;
  • делать самооценку деятельности.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • гармоническое развитие положительных личностных качеств и творческих способностей;
  • воспитание внимания, аккуратности, целеустремлённости;
  • формирование навыков работы в группе, доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитание культуры труда и эстетического просвещения;
  • повышение интеллектуальных способностей детей и их эрудиции, улучшение воображения, фантазии и логики;
  • расширение кругозора обучающихся, дополнение и углубление знаний, полученных ими в образовательном учреждении;
  • достижение высоких результатов в соревнованиях по интеллектуальным играм.

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Материально-техническая база

Учебное помещение: площадь 50,9 м², соответствует санитарным нормам.

 

Материальнотехническое обеспечение:

  • стол для преподавателя;
  • стул для преподавателя;
  • столы ученические;
  • стулья ученические;
  • интерактивная доска;
  • шкафы для хранения материалов;
  • ноутбук с необходимым программным обеспечением;
  • мультимедийный проектор;
  • телевизор;
  • аудиопроигрыватель;
  • видеопроигрыватель
  • электронная брейн–система.

 

Информационное обеспечение:

  • видео–пособия: «Методика организации и проведения интеллектуальных игр в школе»;
  • учебные пособия: Манусаджян Н. Методика тренировок по интеллектуальным играм. – Ереван: МЦРК «Гармония», 2009; Резник Е.А. Методическое пособие для тренеров и знатоков команд для подготовки к играм интеллектуального клуба. – Евпатория, 2014. – 23 с.;
  • интернет–источники: «Головоломки для умных людей» [Электронный ресурс]: http://golovolomka.hobby.ru/; «База вопросов «Что? Где? Когда?»» [Электронный ресурс]: https://db.chgk.info/tour/tipboy.

 

Педагогические технологии, используемые в программе:

  • технология группового обучения;
  • технология коллективного взаимообучения;
  • технология игровой деятельности;
  • технология развивающего обучения;
  • технология развития критического мышления через чтение и письмо;
  • технология образа и мысли.

 

Дидактические материалы, используемые в программе:

  • развивающие игры;
  • архивы вопросов и игр;
  • информационные базы данных;
  • электронные (и иные) энциклопедии, справочники и интерактивные пособия.

Стоимость

Обучение по программе осуществляется на бесплатной основе.