Программа «Физика и жизнь»

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

 

Занятия в объединении дают большие возможности для воспитания и развития личности ребенка. В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность, пространственное представление, воображение, сообразительность, фантазия, творчество, расширяются знания по физике.

 

 

Новизна:

Образовательная деятельность заключается в том, чтобы обучающиеся получали возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых. Ощутить весь спектр требований к научному исследованию и проектированию с учетом интегрированных занятий.

 

 

Преимущество обучения:

Для занятий по программе «Физика и жизнь» предлагаются несколько небольших фрагментов, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить обучающихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, решать интересные задачи.

 

Приобретенные навыки определенной техники решения задач по физике в соответствии с возрастающими требованиями современного уровня процессов во всех областях жизнедеятельности человека, обучающиеся научатся решать физические задачи с подробным анализом и глубоким осмыслением.

 

 

Отличительные особенности от других программ:

Важным составляющим звеном в объединении является использование информационно-коммуникационных технологий, которые помогают обучающимся в написании проектов и исследовательских работ. Использование электронного пособия обеспечивает формирование побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности.

 

За счет компьютерной визуализации учебной информации, игровые ситуации приобретают совершенно новый результат.

 

Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия.

 

Учебные занятия способствуют развитию и поддержке интереса обучающихся к образовательной области физика, что даёт возможность расширить и углубить знания в применении физических явлений.

 

На занятиях у ребят формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, пробуждение устойчивого интереса к данной образовательной области.

 

 

Педагоги

Зубрицкая Галина Николаевна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.

 

Педагогический стаж: 36 лет.

Общий стаж: 36 лет.

Стаж в учреждении: 3 года.

 

 

Индивидуальные профессиональные достижения педагога:

- проект videourok.net «Олимпиада «Методическая копилка» (1 место), 2019 г.

 

 

Сведения о повышении квалификации:

НИПКиПРО

- по программе «Оценка планируемых результатов обучения математике по ФГОС общего образования», 72 часа, 03 – 22.04.2017

- по программе «Изучение курса "Астрономия" в средней общеобразовательной школе», 36 часов, 04 – 22.06.2018

- по программе «Модернизация содержания и технологий обучения биологии (географии, физике, химии) в условиях реализации ФГОС общего образования», 108 часов, 28.03.2019 по 30.04.2019 г.

 

 

Списки публикаций:

- публикация на сайте infourok.ru материала по теме "Диффузия в природе, быту и технике".

 

 

Подготовленные электронные учебные материалы:

- презентации на тему «Тепловое движение», «Сообщающиеся сосуды», «Простые механизмы и их роль» и.т.д.

 

 

Достижения обучающихся:

- проект videurok.net «Олимпиада Основные компетентности педагога» (1 место), 2020 г.;

- проект videourok.net «Олимпиада по физике» (победитель), 2019 г.

Расписание

Среда: 15:00 – 15:45

 

Пятница: 15:00 – 15:45

 

Состав группы: 10 человек

Содержание программы

1. Механика – 22 ч.

2. Гидродинамика – 16 ч.

3. Энергия- 8 ч.

4. Основы молекулярной физики- 8 ч.

5. Основы электродинамики – 4 ч.

6. Повторение – 2 ч.

 

Итого: 60 часов.

Цели программы

создание условий для формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся в процессе изучения физики.

 

 

Задачи:

Обучающие:

- научить обучающихся не только понимать физические явления и закономерности, но и применять их на практике;

- научить решать задачи нестандартными методами;

- формировать познавательный интерес при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.

 

Воспитательные:

- воспитать настойчивость доводить начатое дело до конца;

- воспитывать интерес к общественной жизни;

- воспитывать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники;

- воспитывать уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

 

Развивающие:

- развивать интерес к познавательной деятельности в физических задачах;

- формировать у обучающихся активность и самостоятельность при решении нестандартных заданий;

- развивать умения самовыражаться, самоутверждаться;

- развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе.

Результат программы

Обучающие будут знать:

- историю развития физики – как науки; капиллярные явления, построение графиков, примеры нестандартных задач;

- Закон Паскаля, сообщающиеся сосуды, атмосферное давление, гидравлический пресс, силу Архимеда, плавание тел;

- Закон сохранения энергии, необратимость процессов, испарение и конденсация; плавление и кристаллизация тел;

- работа и мощность электрического тока.

 

 

Обучающие будут уметь:

- определять коэффициент полезного действия, "золотое правило механики";

- определять силу тока, напряжение;

- работать по схемам электрических цепей;

- уметь соединять проводники, опыт Эрстеда;

- уметь решать задачи по алгоритму.

 

 

У обучающихся будут развиты следующие качества:

Личностные результаты обучения:

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр. примеры;

- умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

- представление о физической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

- умение креативно мыслить, проявлять инициативу, находчивость, активность при решении задач;

- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

 

Метапредметные результаты обучения:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации образовательной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

 

Предметные результаты обучения:

- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- умения устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Особые условия проведения

Прием обучающихся в объединение осуществляется добровольно по желанию детей и их родителей.                 

Возраст обучающихся 13-14 лет.

Набор в группу осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей).


Ограничений по здоровью программа не предполагает.

Программа на бесплатной основе.

Конкурсный отбор не предполагается.

Учебные занятия по данной Программе обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

Материально-техническая база

Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41.

 

Кабинет находится в образовательном учреждении, оборудован учебными столами и стульями. Все практические работы выполняются в соответствии с требованиями по технике безопасности.

 

 

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:

- локальная сеть Интернет;

- демонстрационное и лабораторное оборудование кабинета физики;

- бытовые приборы, подручные средства, модели поршневого жидкостного насоса, ДВС, гидравлического пресса;

- оборудование "ГИА по физике";

- тематические наборы "L-микро";

- компьютерный измерительный блок;

- планшет;

- компьютер;

- проектор.

 

 

Методическая и учебная литература:

1. Асламазов Л.Г., Варламов А.А. Удивительная физика. М.: Наука, 1988.

2. Браверманн Э.М. Вечера по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1969.

3. Голин Г.М., Филонович С.Р. Классики физической науки. М.: Высшая школа, 1989.

4. Льоцци М. История физики. М.: Мир, 1970.

5. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. М.: Изд-во детской литературы, 1959.

6. Перельман Я.И. Физика на каждом шагу. М.: Наука, 1979.

7. Покровский А.А. Демонстрационный эксперимент по физике. М.: Просвещение, 1967.

8. Смирнов В. Опыты и самоделки по физике. Ленинград: Детгиз, 1955.

9. Уокер Дж. Физический фейерверк. М.: Мир, 1989.

10. Кикоин И.К. Опыты в домашней лаборатории. М.: Наука, 1980.

11. Перельман Я.И. Занимательная физика. М.: Наука, 1979.

12. Роджерс Э. Физика для любознательных (в 3 томах). М.: Мир, 1969.

13. Хилькевич С.С. Физика вокруг нас. М.: Наука, 1985.

 

 

В образовательно-воспитательном процессе используются различные формы проведения учебных занятий:

- беседы;

- лекции;

- семинары;

- практические занятия;

- физический эксперимент;

- работа на компьютере;

- выполнение и защита проектов.

 

 

Методы:

- словесные (рассказ, беседа, инструктаж);

- наглядные (демонстрация, наблюдение);

- репродуктивные (применение полученных знаний на практике);

- практические (конструирование);

- поисковые (поиск разных решений поставленных задач).

 

 

Формы подведения итогов реализации программы:

- опрос;

- обсуждение;

- самостоятельная работа;

- тестирование;

- выступления;

- презентация и защита творческой работы;

- участие в конкурсах исследовательских работ, проекты, участие в предметной неделе, участие в "Физической регате".

 

 

Дидактические материалы:
- дидактические материалы по темам "Механические явления";

- тренировочные задания по темам «Электротехнические цепи», «Световые явления», «Квантовые явления» и.т.д.;

- тесты для самоконтроля, примеры решения типовых задач;

- УМК физика линии "Сферы";

- электронное приложение к нему (ЭП),тетради-тренажёры.