Программа «Азбука безопасности дорог»

Сегодня дети ведут себя на дорогах неосторожно, выходят на проезжую часть дороги, игнорируют требования дорожных знаков и сигналы светофора, невнимательны на тротуарах и во дворах. В результате происходят дорожно-транспортные происшествия с их участием. Немаловажно отметить, что не все юные пешеходы достаточно информированы и обучены основам безопасного движения и поведения на дорогах.

 

Программа "Азбука безопасности дорог" направлена на воспитание у детей навыков безопасного поведения детей в дорожно-транспортной среде и предотвращение дорожно-транспортных происшествий с участием детей, предусматривает изучение Правил дорожного движения по трем аспектам взаимодействия ребенка с транспортной системой города: ребенок – пешеход; ребенок – пассажир; ребенок – водитель транспортного средства (веломобиля, велосипеда).

Педагоги

  • Буханистова Елена Сергеевна – педагог дополнительного образования, педагогический стаж 25 лет, высшее образование.
  • Ильина Людмила Александровна – педагог дополнительного образования, педагогический стаж 8 лет, высшее образование.
  • Лапская Елена Валериевна – педагог дополнительного образования, педагогический стаж 15 лет, высшее образование.
  • Луговкина Евгения Юрьевна – педагог дополнительного образования, педагогический стаж 12 лет, высшее образование.
  • Тихих Михаил Александрович – педагог дополнительного образования, педагогический стаж 7 лет, высшее образование.
  • Титова Ирина Владимировна – педагог дополнительного образования высшей категории, педагогический стаж 39 лет, средне специальное образование.

Содержание программы

Программа предполагает наличие двух возрастных уровней образовательного процесса – для учащихся 1-2 классов и для учащихся 3-4 классов. Для каждого возрастного уровня возможны реализация блока объемом 16 часов «Знакомство с ПДД» или реализация блока объемом 36 часа "Азбука юного пешехода".

                           Содержание программы возрастного уровня 1-2 классов.

Блок «Знакомство с ПДД» (Всего 16 часов. Теория 8 часов. Практика 8 часов).

1. Правила движения достойны уважения. Вводное занятие. 2ч.

2. Участники дорожного движения. 2ч.

2.1. Кто такие пешеходы, водители, пассажиры.

3. Дорога. 4ч.

3.1. Дорога: составные элементы.

3.2. Проезжая часть дороги.

4. Дорожные знаки. 4ч.

4.1. Важнейший дорожный знак "пешеходный переход«.

4.2. Дорожные знаки: «пешеходная дорожка», "велосипедная дорожка«.

5. Места, где можно и нельзя играть. 2ч.

5.1 Места, где можно и нельзя играть: мой двор, тротуар, проезжая часть.

6. Я знаю ПДД. Итоговое занятие. 2ч.

 Блок «Азбука юного пешехода» (36 часов. Теория 18 часов. Практика 18 часов).

1. Правила движения достойны уважения. 2ч.

2. Участники дорожного движения. 4ч.

2.1. Кто такие пешеходы, водители, пассажиры.

2.2. Акция "Засветись!".

3. Дорога. 6ч.

3.1. Дорога: составные элементы.

3.2. Проезжая часть дороги.

4. Дорожные знаки. 8ч.

4.1. Важнейший дорожный знак "пешеходный переход«.

4.2. Знаки: «пешеходная дорожка», "велосипедная дорожка".

4.3. Какие еще знаки нужно знать пешеходу.

4.4. Викторина "Самый важный знак".

5. Светофор. 4ч.

5.1. Сигналы светофора.

6. Места, где можно и нельзя играть. 4ч.

6.1. Мой двор.

6.2. Тротуар, проезжая часть.

7. Улица полна неожиданностей. 6ч.

7.1. Район, где мы живем.

7.2. "Дорожные ловушки".

7.3. Дорога в школу и домой.

8. Я знаю ПДД. Итоговое занятие. 2ч.

 

Содержание программы возрастного уровня 3-4 классов.

Блок «Знакомство с ПДД» (16 часов. Теория 8 часов. Практика 8 часов.).

1. Правила движения достойны уважения. 2ч.

2. Обязанности пешеходов. 2ч.

2.1. Безопасное поведение пешеходов на дорогах города.

3. Дорога. 4ч.

3.1. Дорога: основные элементы дороги.

4. Организация дорожного движения. 8ч.

4.1. Формы регулирования дорожного движения.

4.2. Сигналы светофора и регулировщика

4.3. Дорожные знаки.

4.4. Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами.

5. Итоговое занятие. Знатоки ПДД. 2ч.

 Блок «Азбука юного пешехода» (36 часов. Теория 18 часов. Практика 18 часов.).

1. Правила движения достойны уважения. 2ч.

2. Обязанности пешеходов. 2ч.

2.1. Безопасное поведение пешеходов на дорогах города.

3. Дорога. 4ч.

3.1. Дорога: основные элементы дороги.

4. Перекрестки. 4ч.

4.1. Виды перекрестков, правила движения на перекрестках.

4.2. Правила движения на перекрестках с круговым движением.

5. Пешеходные переходы. 2ч.

5.1. Виды пешеходных переходов.

6. Организация дорожного движения. 10ч.

6.1. Формы регулирования дорожного движения.

6.2. Сигналы светофора и регулировщика.

6.3. Приоритет транспортных средств.

6.4. Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами.

7. Дорожные знаки и дорожная разметка. 4ч.

7.1. Дорожные знаки.

7.2. Дорожная разметка и ее предназначение.

8. ПДД для велосипедистов. 6ч.

8.1. Правила управления велосипедом.

8.2. Дорожные знаки для велосипедистов

8.3. Места для езды на велосипеде.

9. Итоговое занятие. Знатоки ПДД. 2ч.

 

 

 

Цели программы

Создание условий для формирования личности, обладающей компетентностью в области безопасного поведения в условиях дорожного движения, умением противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни.

 

Задачи:

Предметные задачи программы:

− сформировать знания по правилам дорожного движения и умения учащихся применять их в повседневной жизни;

− сформировать устойчивые навыки безопасного поведения на дорогах;

− сформировать опыт принятия самостоятельных решений на основе морального выбора и принятия ответственности за их результаты.

Метапредметные задачи программы:

− развить познавательный интерес и творческие способности на основе включенности в активную познавательную деятельность;

− развить компетенции учащихся в области использования коммуникационных технологий;

− развить опыт переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Личностные задачи программы:

− воспитать ответственное отношение к соблюдению правил безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;

− воспитать умения социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми при различной совместной деятельности;

− воспитать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата.

Результат программы

Возрастной уровень 1-2 классов.

Блок «Знакомство с ПДД» (16 часов)

При реализации блока «Знакомство с ПДД» учащиеся 1-2 классов должны показать следующие предметные результаты и приобрести следующие предметные компетенции:

· Знание правил основных участников дорожного движения;

· Знание основных элементов дороги;

· Знание видов пешеходных переходов, сигналов светофора;

· Знание безопасных участков для игр;

· Сформировано умение читать дорожные знаки для пешеходов, велосипедистов,

· Приобретен опыт переноса и применения анализа дорожных ситуаций для выбора безопасных действий на дорогах;

· Воспитано ответственное отношение к соблюдению правил безопасного поведения в дорожно-транспортнй среде.

Блок «Азбука юного пешехода (36 часов)

При реализации блока «Азбука юного пешехода» учащиеся 1-2 классов должны показать следующие предметные результаты и приобрести следующие предметные компетенции:

· Знание Правил дорожного движения для пешеходов;

· Знание основных элементов дороги;

· Знание видов пешеходных переходов;

· Знание сигналов пешеходного светофора, сигналов транспортного светофора;

· Знание безопасных участков для игр, правил безопасного поведения во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, при езде на велосипеде;

· Знание безопасного маршрута "дом-школа-дом";

· Сформировано умение читать дорожные знаки для пешеходов, велосипедистов,

· Приобретен опыт переноса и применения анализа дорожных ситуаций для выбора безопасных действий на дорогах;

· Развиты умения наблюдать и анализировать дорожную обстановку, умение выбирать наиболее безопасные способы поведения в дорожной обстановке;

· Воспитано ответственное отношение к соблюдению правил безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

 

Возрастной уровень 3-4 классов.

Блок «Знакомство с ПДД» (16 часов)

При"Знакомство с ПДД" реализации блока «Знакомство с ПДД» учащиеся 3-4 классов должны показать следующие предметные результаты и приобрести следующие предметные компетенции:

· Знание Правил дорожного движения для пешеходов;

· Знание основных элементов дороги;

· Знание сигналов пешеходного светофора, сигналов транспортного светофора, основных сигналов регулировщика;

· Сформировано умение читать дорожные знаки для пешеходов, велосипедистов,

· Приобретен опыт переноса и применения анализа дорожных ситуаций для выбора безопасных действий на дорогах;

· Развиты умения наблюдать и анализировать дорожную обстановку, умение выбирать наиболее безопасные способы поведения в дорожной обстановке;

· Воспитано ответственное отношение к соблюдению правил безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

Блок «Азбука юного пешехода» (36 часов).

При реализации блока «Азбука юного пешехода» учащиеся 3-4 классов должны показать следующие предметные результаты и приобрести следующие предметные компетенции:

· Знание Правил дорожного движения для пешеходов, обязанностей пешеходов;

· Знание основных элементов дороги, видов перекрестков;

· Знание сигналов пешеходного светофора, сигналов транспортного светофора, основных сигналов регулировщика;

· Знание основных групп дорожных знаков;

· Сформировано умение читать дорожные знаки для пешеходов, велосипедистов,

· Приобретен опыт переноса и применения анализа дорожных ситуаций для выбора безопасных действий на дорогах;

· Сформирован опыт принятия решений на основе морального выбора и принятия ответственности за их результаты;

· Сформированы ценности здорового и безопасного образа жизни через усвоение правил безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

 

 

Материально-техническая база

Оборудование:

1. Наглядные пособия:

· Стенды «Обязанности велосипедистов», «Дорожные знаки», «Дорожная разметка», «Средства регулирования дорожного движения», «Сигналы регулировщика», "Правила дорожного движения для велосипедистов";

· Доска магнитно-маркерная "Безопасный путь велосипедиста";

· Доска магнитно-маркерная двусторонняя «Дорожное движение»+ комплекты тематических магнитов «Дорожная инфраструктура», «Пешеходы и велосипедисты», "Модели автомобилей";

2. Веломобили.

3. Дорожные знаки на стойках.

4. Жезлы.

5. Электрифицированная модель транспортного и пешеходного светофоров.

6. Аудио- и видеоаппаратура.

Информационное обеспечение:

· Компьютерные тесты «Счастливого пути» – Новосибирск, 2012г;

· Компьютерная программа 3-D Интруктор.

· Система тестирования (на базе Интерактивной системы тестирования, голосования и опроса VOTUM).

· Интерактивный портал "Город дорог".

· Интерактивный портал "Добрая дорога детства".

· Интерактивный портал "Сакла".

Учебная площадка:

Автогородок с дорожной инфраструктурой, знаками, светофорными объектами.

 

Перечень учебно-дидактического и методического сопровождения программы.

1. Алексеенко Т.Н. Правила дорожного движения с комментариями [Текст]: 2 изд-е, доп. и перер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 320с.

2. Безопасность на дорогах [Электронное пособие]: учебно-методический комплект для 5-9 классов. – М, Учприбор, 2015.

3. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? [Текст]: планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб: Изд-во «Детство-Пресс», 2017. – 64с.

4. Дети и дорога: демонстрационные карточки и пояснения правил дорожного движения для обучения в школе и дома. – М.: Эльф маркет.

5. Доска магнитно-маркерная двухсторонняя «Дорожное движение» + комплекты тематических магнитов «Дорожная инфраструктура» и "Модели автомобилей".

6. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность [Текст]: Учебная книжка – тетрадь для 1-4 классов. – М, Издательский дом Третий Рим, 2002.

7. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника [Текст]: учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. – М, Издательский дом Третий Рим, 2016.- 88с.

8. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении. – Волгоград, Учитель, 2017. – 111с.

9. Лавлинскова Е.Ю. Изучаем правила дорожного движения [Текст]: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах. – Волгоград: Учитель, 2018. – 239 с.

10. Сборник материалов для работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма. Санкт – Петербург, 2001 г.

11. Сборник материалов для работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма (Выпуск № 2). Санкт – Петербург, 2001 г.

12. Счастливого пути! [Текст]: Пособие для детей и их родителей по изучению Правил дорожного движения. – Новосибирск: МАОУ ДОД «Детский автогородок», 2015. – 98 с.

13. Форштат М.Л. О некоторых ошибках в преподавании ПДД. – СПб., 2002.

14. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. – СПб, 1998.

15. Школьный учебный кабинет по ПДД. – СПб, 2000.