Программа «Цветик-семицветик»

Актуальность программы:

Изучение искусства призвано сформировать у обучающихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности.

 

Содержание Программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей обучающихся при эмоционально – ценностном отношении к окружающему миру и искусству.

 

 

Новизна:

В программе рассматриваются различные методики выполнения творческих заданий с использованием самых разнообразных технологий. Внедрение современных тенденций искусства в образовательный процесс с целью приобретения новых знаний, умений и навыков; использование современных технологий (компьютерных) для более качественного усвоения материала воспитанниками.

 

Данная программа поможет обучающимся успешно осваивать более сложный уровень знаний по трудовому обучению.

 

Изучение литературы по изобразительному искусству, мастер-классов в интернет – пространстве, позволяют разнообразить учебные занятия в объединении.

 

 

Преимущество программы:

Программа «Цветик – семицветик» предусматривает развитие у обучающихся умений выделять в себе качества художника-деятеля и применять их в работе над станковой картиной. Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия творческих решений. Уметь разрешать поставленную проблемную задачу.

 

Программа предусматривает развитие пространственного, ассоциативного мышления, память и индивидуальные способности детей.

 

Сочетание теоретических и практических форм обучения: беседа, экскурсия, диалог, практические задания и упражнения и др., позволяют разнообразить учебные занятия и сделать их более интересными.

 

 

Отличительной особенностью данной Программы является то, что она ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

 

Теоретические темы занятий оптимально подобраны, исходя из требований, предъявляемых современным обществом из практической значимости, и опираются на опыт работы педагога в дополнительном образовании.

 

Данная Программа позволяет развивать комплекс разнообразных форм проведения учебных занятий, отличных от школьного урока, позволяет расширить и углубить знания, отработать навыки владения художественными материалами.

 

Большое внимание уделяется личностному воспитанию и образованию детей школьного возраста.

 

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, приобщение воспитанников к активной познавательной творческой работе.

Педагоги

Шкаруба Анастасия Викторовна, педагог дополнительного образования, соответствие занимаемой должности.

 

Педагогический стаж: 11 лет.

Общий стаж: 11 лет.

Стаж в учреждении: 4 года.

 

 

Индивидуальные профессиональные достижения педагога:

- благодарственное письмо МКУ ДО Каргатский ДДТ 2019 г.

 

 

Сведения о повышении квалификации:

"НИПКиПРО"

- по программе «Психолого – педагогические аспекты деятельности учителя искусства», 108 ч., 02.04. – 16.05.2018 г.

 

 

Списки публикаций:

- публикация на сайте infourok.ru методическая разработка "Путешествие в творчество".

 

 

Подготовленные электронные учебные материалы:

- презентации на тему «Смотреть и видеть», «Достояние времени», «Лирика живописного пейзажа» и.т.д.

 

 

Достижения обучающихся:

- районная выставка детского творчества «Пусть сгинут войны, пусть звенит весна», 2020г. (Диплом за участие);

- районный этап всероссийского конкурса изобразительного искусства, декоративно-прикладного и технического творчества «Палитра ремёсел», 2020г. (Диплом за 2 место).

Расписание

Пятница: 15:00 – 16:45

 

Состав группы: 10 человек

Содержание программы

1.Вводное занятие – 2 ч.

2.Цветовой круг. Холодная гамма – 6 ч.

3.Цветовой круг. Теплая гамма – 6 ч.

4.Значение музеев в творчестве художников – 9 ч.

5.Парная творческая деятельность- 6 ч.

6.Натюрморт как основа знаний о мире – 10 ч.

7.Портрет – 10 ч.

8.Сюжетная картина – 14 ч.

9.Итоговое занятие- 1 ч.

 

Итого: 64 часа.

Цели программы

Создать условия для развития творческих способностей обучающихся, посредством изобразительной деятельности.

 

 

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с видами и жанрами изобразительного искусства на примере произведений отечественных и зарубежных художников разного времени;

- познакомить воспитанников с жанровой картиной, особенностями ее композиции;

- формировать знания и умения, обучающихся с основными приемами и навыками работы с живописными и графическими материалами;

- научить детей правильно строить свою речь, излагать свои творческие замыслы и идеи.

 

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие и аккуратность;

- воспитывать бережное отношение к природе, целеустремленность;

- воспитывать правильный подход к оцениванию своей работы и работ товарищей.

 

Развивающие:

- развивать творческие способности обучающихся;

- развивать культуру труда, воображение, наблюдательность, пространственное мышление, художественный вкус;

- формировать нравственную основу личности, повышающую уровень духовной культуры;

- развивать образное и логическое мышление;

- развивать кругозор, эстетический вкус, моторику рук и внимание.

Результат программы

Обучающие будут знать:

- виды и жанры изобразительного искусства (живопись, графика; пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина);

- основы композиции, формообразования, цветоведения;

- особенности построения композиции, понятие симметрия на примере простых геометрических тел;

- общие понятия построения объемно-пространственной композиции;

- понятия: масштаб, ритм, симметрия, асимметрия, колорит.

 

 

Обучающие будут уметь:

- передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики каждой изученной техники программы;

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;

- моделировать с помощью трансформации форм новые образы;

- понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира;

- называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

- выполнять приемы работы кистью, карандашом, стирательной резинкой;

- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей;

- подбирать материалы в зависимости от тематики задания;

- добывать необходимую информацию (устную и графическую);

- анализировать конструкцию предметов, их форму, цвет, освещенность;

- определять основные конструктивные особенности изделий;

- подбирать оптимальные приемы работы над картиной;

- соблюдать общие требования композиции рисунка;

- планировать предстоящую практическую деятельность;

- осуществлять самоконтроль.

 

 

У обучающихся будут развиты следующие качества:

Личностные результаты:

- готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, общественной активной личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- сформированность учебно – познавательного интереса к изобразительному искусству;

- готовность к самостоятельной работе и работе в группе при выполнении практических творческих работ;

- умение видеть и понимать причины успеха в творческой деятельности;

- сформированность социально ценных, личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

 

Метапредметные результаты:

- усвоить способы универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность к самостоятельному усвоению новых знаний и навыков;

- развить мотивации, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности;

- уметь выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;

- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- воспринимать адекватно оценку своих работ и окружающих;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

 

Предметные результаты:

- умение уважать и ценить искусство и художественно – творческую деятельность человека;

- развитие интереса к предмету, включение в познавательную деятельность;

- приобретение определенных знаний, умений, навыков, освоенных обучающимися в ходе изучения предмета;

- умение выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

- умение создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

Особые условия проведения

Прием обучающихся в объединение осуществляется добровольно по желанию детей и их родителей.                 

Возраст обучающихся 10-17 лет.

Набор в группу осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей).


Ограничений по здоровью программа не предполагает.

Программа на бесплатной основе.

Конкурсный отбор не предполагается.

Учебные занятия по данной Программе обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

Материально-техническая база

Помещение, где проходят занятия – это кабинет № 31 в МКОУ КСШ № 3 им. И.А. Домбровского.

 

Учебный кабинет, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41.

 

Все практические работы выполняются с требованиями по технике безопасности.

 

 

Материально техническое обеспечение.

Кабинет оснащен интерактивной доской, компьютером, аудио-видеоаппаратурой, учебными столами и стульями для обучающихся, канцтоварами, предметами для проведения практической работы.

 

 

Литература:

1. Образовательно-методический комплекс в дополнительном образовании детей [Текст] : метод.пособие / Д. Ш. Багаутдинова, Т. В. Кондикова, И. А. Костева ; под общ. ред. И. А. Костевой. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 36 с.

2. Азбука эффективных форм внеурочной деятельности [Текст] : слов.-справ. / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. –72 с.

3. Зайцев А. Учение о цвете и живописи. – М.: Академия развития, 1985.

4. Миловский А. Песнь Жар-птицы. – М.: Искусство, 1987.

5. Некрылова А. Круглый год. – М.: Просвещение, 1991.

6. Новикова Е. Вдохновение. – М.: Искусство, 1994.

7. Программы. Культура быта. – М.: Просвещение, 1986.

8. Пропп В. Русские аграрные праздники. – М.: Просвещение,1963.

9. Субботина Т. Все хотят быть счастливыми. – М.: Просвещение, 1991.

10. Юдин Г. Птица Сирин и всадник на белом коне. – М.: Детская литература, 1991.

 

Интернет ресурсы:

1. pandia.ru/text/77/274/558.php. П. Бхансали Проблемы художественного образования в России.:

 

 

В образовательно-воспитательной деятельности применяются следующие формы и методы работы.

Методы:

- объяснительно – иллюстративные (при объяснении нового материала);

- репродуктивные (способствуют формированию знаний, умений, навыков через систему упражнений, творческих заданий);

- самостоятельной познавательной деятельности (при работе по заданному образцу, по правилу или системе правил, требующих творческого подхода);

- словесные (при устном изложении, в котором раскрываю новые понятия, термины);

- творческий метод;

- контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменные работы, практическая работа).

 

Методы работы оптимально раскрывают творческие способности ребенка, дают ему возможность попробовать себя (свои силы) в творческой деятельности и что немаловажно, создают для детей ситуацию успеха.

 

Формы работы:

- групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в самостоятельной работе обучающихся, в подготовке дискуссии и т.д.);

- индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ);

- коллективная (используется на общих занятиях).

 

 

Типы занятий:

- вводное;

- традиционное;

- нетрадиционное;

- практическое;

- ознакомительное;

- комбинированное;

- инновационное (игра, викторина, кроссворд, конкурс, экскурсия в музей).

 

Нетрадиционные занятия стимулируют интерес к обучению. Особое внимание уделяю экскурсиям, во время которых дети познают окружающий и растительный мир. Все познанное и увиденное на этих занятиях отражается в творческих работах обучающихся.

 

Учебные занятия состоят теоретической и практической части (теоретическая часть составляет не более 20%). В течение каждого занятия проводится физминутка – подвижные упражнения для снятия психофизического напряжения в целях охраны здоровья. Занятия заканчиваются рефлексивной деятельностью, закрепляющей и проверяющей знания учащихся и ориентирующей педагога на последующие действия.

 


Дидактические материалы:

- вспомогательная литература;

- банк презентаций с разработками теоретических материалов по темам программы;

- раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы);

- иллюстрации, фотографии;

- наглядные пособия;

- видеоматериалы.