Программа «Мы и наши корни»

Школьный музей – основная база патриотического воспитания подростков. Именно здесь формируется музейная культура, т.е. культура отношений к предметному миру. Через музей ребёнок приобщается к духовным ценностям всех поколений. Музей школы действует в сфере дополнительного образования, работает с 1981 года.

 

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мы и наши корни» состоит в том, что школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей со-творчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

 

Новизна данной программы заключается в интегрировании в образовательный процесс содержания, форм и деятельности школьного музея, направленных на развитие гражданственности, гражданской идентичности и социализации личности, на формирование социальных компетентностей обучающихся.

 

Дополнительная общеобразовательная программа «Мы и наши корни» имеет туристко-краеведческую направленность.

Формы краеведческой работы:

1. Походы к жителям посёлка для сбора информации.

2. Создание конкретных баз данных по выбранным темам.

3. Составление летописи школы, очерков об отдельных исторических событиях.

4. Сбор вещественных и письменных материалов для школы.

5.Участие в конференциях, конкурсах, связанных с историей родного края.

6.Организация выставок, экскурсий в школьный и районный музей, праздников с целью пропаганды знаний по истории города и школы среди детей и взрослых.

 

Адресат программы – обучающиеся в возрасте от 13 до 16 лет. Образовательный процесс строится в соответствии с психологическими особенностями детей.

Объём программы – 136 часов.

Срок освоения программы – 1 год.

Основная форма занятий – очная, групповая.

Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 учебных часа.

Режим занятий соответствует требованиям СанПин.

 

 

 

Педагоги

Фисенко Елена Ивановна, педагог дополнительного образования по совместительству,

Образование высшее, педагогическое, ЯГПИ, 1978

Учитель русского языка и литературы МКОУ- Казанской СОШ высшей квалификационной категории

педагогический стаж 41 год

Почётный работник образования Российской Федерации.

Образование высшее, педагогическое, ЯГПИ, 1978

Ее обучающиеся постоянные участники районных краеведческих Чтений.

Расписание

Вторник-14.15-16.05

Четверг-14.15-16.05

Содержание программы

Введение −2ч.

Организация работы школьного музея. Планирование деятельности-6ч.

Комплектование и учёт фондов школьного музея, работа с архивами-4ч.

Учёт и описание музейных предметов- 10ч.

Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов-28ч.

Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная работа, её особенности-10ч.

Из истории нашего села. Родной край в истории государства Российского-12ч.

Летопись школы. Создание и пополнение-10ч.

Моя семья в истории малой родины-8ч.

Военная слава земляков-12ч.

Подготовка и проведение лекций, классных часов- 14ч.

Исследовательская деятельность юного краеведа-14ч.

Виртуальный музей-4ч.

 

Цели программы

Цель программы: создание условий для развития школьного и музейного движения в образовательном пространстве.

Задачи:

 

Личностные:

1) формировать основы российской гражданской идентичности, воспитывать чувство гордости за достижения своих односельчан;

2) воспитывать уважительное отношение к своей истории, любовь к родному краю, своей семье, гуманное отношение, толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

3) учить понимать роль человека в обществе, правильному взаимодействию со взрослыми и сверстниками;

4) формировать основы экологической культуры, понимать ценность любой жизни, осваивать правила индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

 

Предметные:

1) осознавать целостность окружающего мира, расширять знания о разных его сторонах и объектах;

2) обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в природе и обществе;

3) овладевать наиболее существенными методами изучения окружающего мира (исследование);

4) использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности;

5) расширять кругозор и культурный опыт школьника, формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно.

 

Метапредметные:

1) сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
2) владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией, 3) использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
3) решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (проект, сообщение, презентация, реферат и др.).
4) быть готовым к сотрудничеству с учениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Результат программы

Личностные результаты:

1) осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

2) освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;

3) осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

4) понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

 

Метапредметные результаты:

1) способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

2) владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

3) способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.);

4) готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

5) активное участие учеников в краеведческих и исторических конкурсах, олимпиадах, массовых мероприятиях.

 

Предметные результаты:

1) овладение представлениями об историческом пути народов своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

2) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

3) умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

4) расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории родного края и своей страны;

5) готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и страны.

Особые условия проведения

Занятия по программе проводятся в музее, специально приспособленном для экспонирования и хранения музейных предметов и музейных коллекций:

 

-воздушно-тепловой режим (температура воздуха в музейных помещениях при комплексном хранении различных материалов в пределах 18 +/- 1 град. C., оптимальные условия относительной влажности при комплексном хранении различных материалов 55% +/- 5%. Безопасные пределы относительной влажности для музеев, не оснащенных кондиционерами, – 50 – 65%);

 

- хорошая искусственная освещённость (для защиты экспонатов от действия естественного света все окна музея снабжены шторами). На окнах два ряда штор: внешние из плотных тканей темного цвета и внутренние из тонкой светлой ткани. Темные шторы должны быть опущены в часы, когда экспозиция закрыта. Светлые шторы предназначены для предохранения предметов от прямого попадания солнечных лучей. Лампы накаливания расположены на таком расстоянии, чтобы не нагревать поверхности экспоната.

 

Музей содержится в чистоте и порядке, исключающем возможность появления пыли, насекомых, плесени и грызунов. В этих целях проводится ежедневная влажная уборка помещений.

 

Устройство и оборудование экспозиционных залов предусматривает создание оптимальных условий для показа и сохранности экспонатов. При необходимости хранения разного рода материалов в одном помещении хранитель, по возможности, делит предметы из разных материалов по разным местам хранения (шкафам, стеллажам, в наличии инструкции по технике безопасности и правилам поведения).