Программа «Пешеходный туризм»

Занятия по программе проводятся на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения технического лицея № 176 Карасукского района Новосибирской области.

 

В последние годы правительство Российской Федерации одной из важнейших задач считает оздоровление нации. Наша задача – как можно быстрее отвлечь подростков и молодёжь от вредных привычек: наркомании, курения, алкоголизма,токсикомании и бродяжничество. Для этого необходимо привлечь детей к занятиям физкультурой и спортом.

 

Многолетний опыт работы показывает, что двухчасовых, даже трехчасовых занятий физической культурой в неделю на уроках в образовательной организации недостаточно. Выход из ситуации возможен при добровольном обучении обучающихся в системе дополнительного образования, различных спортивных секциях и кружках. Но все дети с удовольствием посещают традиционные секции и кружки по отдельным видам спорта.

 

Программа предлагает обучение разнообразным видам туристской деятельности, дети обучаются туристическим навыкам, правилам поведения при вынужденной автономии, оказанию первой медицинской помощи. Туризм, личность, труд – звенья одной цепи: это и познание, и повышение культурного уровня, и важное средство общения, и дружба, и укрепление здоровья обучающихся, и немало важно – любовь к свей малой родине, природе и истории. Туризм – это и спорт.

 

Все эти вопросы находят свое конкретное воплощение в деятельности данной программы. Туристические походы на протяжении многих лет утвердили свое право на жизнь. Но при всей своей привлекательности, полезности, эмоциональной насыщенности они имеют и существенные недостатки. Главный из них – громоздкость организации, значительная пестрота состава участников, ведущая к разно плановости интересов.

Педагоги

Галейная Раиса Фаязовна – педагог дополнительного образования по совместительству высшей квалификационной категории.

 

Уровень образования: высшее, образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет», квалификация «Учитель начальных классов», по специальности «Педагогика и методика начального образования», 09.04.2009 г.

Стаж педагогической работы: 36 лет.

Расписание

Расписание занятий:

 

Среда:

Группа 1–го года обучения: 14:30–15:15; 15:15–15:30 – перемена; 15:30–16:15.

Суббота:

Группа 1–го года обучения: 12:00–12:45.

 

Продолжительность занятия: 45 минут.

Перемена: 15 минут.

 

Режим занятий:

  • для обучающихся 1–го года обучения – 2 занятия по 2 академических часа и 1 академическому часу в неделю, 108 часов в учебном году;
  • для обучающихся 2–го года обучения – 2 занятия по 2 академических часа и 1 академическому часу в неделю, 108 часов в учебном году;
  • для обучающихся 3–го года обучения – 2 занятия по 2 академических часа и 1 академическому часу в неделю, 108 часов в учебном году.

Содержание программы

Учебный план по всем годам обучения включает в себя следующие темы обучения:

  • Физическая подготовка – 10 часов.
  • Туристические навыки – 72 часа.
  • Выживание человека в экстремальных условиях – 12 часов.
  • Оказание первой медицинской помощи – 14 часов.

Цели программы

Основная цель программы – пропаганда туризма как средство укрепления здоровья и привития стремления к здоровому образу жизни.

 

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

  1. Прививать навыки экологической культуры.
  2. Закреплять знания по краеведению, экологии.
  3. Прививать навыки туризма, выживания при их вынужденной автономии.
  4. Умение оказывать первую медицинскую помощь.
  5. С помощью экскурсии воспитывать любовь к истории своей малой Родины.
  6. Прививать здоровый образ жизни.
  7. Формировать чувство коллективизма.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • способы оказания первой медицинской помощи при кровотечении, переломах, вывихах, ранениях, ожогах, обморожениях.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • ориентироваться по местным признакам, компасу, карте,определять азимут, двигаться по компасу и карте;
  • соорудить временное убежище из подручного материала, уметь добывать пищу, воду, огонь,изготавливать оружие для охоты и рыбалки.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • физическое и психологическое оздоровление обучающихся;
  • воспитание патриотизма и верности своей Родине;
  • приобретение жизненно важных двигательных навыков и умений.

Особые условия проведения

При приеме в кружок обязательно наличие медицинской справки о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься избранным видом деятельности.

Материально-техническая база

Учебное помещение: спортивный зал площадью 394,6 м², соответствует санитарным нормам, расположен в здании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения технического лицея № 176 Карасукского района Новосибирской области.

 

Материально–техническое обеспечение:

  • стол для преподавателя;
  • стул для преподавателя;
  • столы ученические;
  • стулья ученические;
  • шкаф для хранения туристского снаряжения;
  • туристское снаряжение – 8 комплектов;
  • мультимедийное оборудование;
  • веревки;
  • обвязки универсальные;
  • карабины туристические;
  • реп–шнур;
  • жумары;
  • безопасные спусковые устройства;
  • каски;
  • перчатки;
  • компасы;
  • палатки;
  • коврики туристические;
  • костровое оборудование;
  • котелок.

Информационное обеспечение:

  • Антропов К. Расторгуев М. Узлы. Практическое пособие. Из серии методических пособий «В помощь туристическому организатору». – М.: ЦДЮТур РФ, 1994.
  • Багдасаров Л.В. Основы безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовки: авторский лекционный курс для основных общеобразовательных школ 10–11кл. – Краснодар: Советская Кубань, 2005.
  • Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: «Просвещение», 1981.
  • Кудряшов Б.Г. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. – Краснодар: «Советская Кубань», 2001.
  • Кущёвская летопись. – М.: Московская типография № 2, 2000.
  • Пасечный П.С. Ан туристической тропе. – И.: ФиС, 1986.
  • Самцов С.К., Пучинский И.М. Юным туристам и путешественникам. – Минск: «Полымя», 1982.

Педагогические технологии, используемые в программе:

  • технология индивидуализации обучения;
  • технология дифференцированного обучения;
  • технология разноуровневого обучения;
  • технология развивающего обучения.

Стоимость

Обучение по программе осуществляется на бесплатной основе.