Программа «Интеллектуальные игры»

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Занятия интеллектуальным спортом способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

 

Важную роль в образовательном процессе играет самообразование, заинтересованность проблемой, умение быстро находить и эффективно использовать информацию. Это очень важно для учащихся старших классов (9–11 кл.). С целью помочь обучающимся овладеть приемами поиска и использования информации, развития их творческих интеллектуальных способностей создан кружок интеллектуальных игр.

 

В ходе занятий обучающиеся знакомятся с разнообразными интеллектуальными играми, изучают способы и приемы эффективного мышления, на которых основан интеллект. Формы занятий предполагаются следующие теоретические, раскрывающие суть процесса интеллектуальной игры, правила и формы различных игр, практические и игровые занятия, предполагающие участие обучающихся в спортивных турнирах, проводимых как на районном уровне (интеллектуальный турнир АМКИР и «Хрустальная сова»), так и на региональном (Областной открытый интеллектуальный турнир АМКИР и «Хрустальная сова») и городском уровне.

 

Программа ориентирована на дополнительное образование обучающихся, в первую очередь проявляющих выраженный познавательный интерес, много читающих, желающих проявить себя в интеллектуальных состязаниях.

Педагоги

Воронежская Лариса Николаевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

 

Уровень образования: высшее, Новосибирский государственный педагогический университет, квалификация «Учитель истории и культурологии», по специальности «История и культурология», 27.01.2002 г.

Стаж педагогической работы: 21 год.

Расписание

Расписание занятий:

Вторник: 14:35–15:20; 15:20–15:30 – перемена; 15:30–16:15.

 

Продолжительность занятия: 45 минут.

Перемена: 10 минут.

 

Режим занятий: 1 занятие по 2 академических часа в неделю, 72 часа в учебном году.

Содержание программы

Учебный план включает в себя следующие темы обучения:

  • Вводное занятие – 1 час.
  • Вопрос – основа игры. Требования к вопросам – 8 часов.
  • Алгоритм поиска ответов. Основные приемы – 4 часа.
  • Эрудиция – ключ к успеху. Принципы интеллектуальной разминки – 3 часа.
  • Как работать с книгой – 2 часа.
  • Игра «Эрудит–Лото» – 4 часа.
  • Нетрадиционные формы интеллектуальных игр – 8 часов.
  • Принципы игры в команде – 2 часа.
  • Распределение командных ролей – 4 часа.
  • Отработка игры в тройках – 4 часа.
  • Отработка игры в шестерках – 8 часов.
  • Как организовать игры «ЧГК» – 2 часа.
  • Основные особенности «Брэйн–ринга» – 8 часов.
  • Игровые занятия – 14 часов.

Цели программы

Основная цель программы – создание условий для раскрытия познавательного интереса и творческих способностей детей путем включения их в различные виды интеллектуальной деятельности.

 

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

 

Образовательные:

  1. Создание условий для интеллектуального роста.
  2. Расширение кругозора, дополнение и углубление знаний, полученных в образовательной организации.
  3. Налаживание межпредметных связей.
  4. Усиление мотивации познавательной деятельности.
  5. Актуализации приобретаемых знаний.

 

Личностные:

  1. Создание условий развития воображения, фантазии, логики и творческих способностей.
  2. Формирование личности с независимым мышлением, опирающимся на примат гуманистически ориентированного интеллекта и здравого смысла.

 

Метапредметные:

  1. Формирование навыков работы в группе, толерантности и умения принимать обдуманные решения в условиях недостатка информации и времени.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • определенную сумму теоретических знаний;
  • интеллектуальные игры, их классификацию, формы, отличие от игр на эрудицию;
  • правила различных интеллектуальных игр («Что? Где? Когда?», «Брейн–ринг»), игр на общую эрудицию («Своя игра», «Эрудит–лото», «Травести» и др.), тренировочные игры («Надуваловка», «Реалии», «Верю – не верю», перевертыши, шароиды, кубаречки и т.п.), Кодекс МАК, регламенты проведения спортивных соревнований по интеллектуальным играм, учет результатов, границы объективности, понятие аппеляции;
  • структуру ЧГК–вопроса, типы, требования к форме, формулировке, составлению;
  • алгоритм поиска ответа, логической цепочки, «пуанты» в вопросах, «лишняя информация», другие приемы зашифровки информации;
  • принципы и правила игры в команде, структуру, роли в команде, способы повысить эффективность;
  • принципы работы с книгой или другими источниками информации, научный подход.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • строить логическую цепочку, находить ключевую информацию, отделять второстепенное от главного, анализировать вопрос, работать с гипотезой, делать выводы, обобщать;
  • работать в команде на разных ролях, делать анализ заданного вопроса, осуществлять самостоятельный поиск информации, «фактоидов» и составление вопроса.

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Материально-техническая база

Учебное помещение: площадь 42 м², соответствует санитарным нормам.

 

Материальнотехническое обеспечение:

  • стол для преподавателя;
  • стул для преподавателя;
  • столы ученические;
  • стулья ученические;
  • электронная брейн–система;
  • ноутбук с необходимым программным обеспечением;
  • медиа–проектор.

 

Информационное обеспечение:

  • вопросы и другие игровые материалы берутся с интернет ресурсов ЧГК движения: http://db.chgk.info/;
  • архивы вопросов и игр;
  • информационные базы данных, электронные (и иные) энциклопедии, справочники и интерактивные пособия.

 

Педагогические технологии, используемые в программе:

  • технология индивидуализации обучения;
  • технология дифференцированного обучения;
  • технология разноуровневого обучения;
  • технология группового обучения;
  • технология коллективного взаимообучения;
  • технология игровой деятельности;
  • технология образа и мысли;
  • технология развивающего обучения.

 

Дидактические материалы, используемые в программе:

  • развивающие игры.

Стоимость

Обучение по программе осуществляется на бесплатной основе.