Программа «Экскурсовод»

Программа «Экскурсовод» предназначена для дополнительного образования учащихся, интересующихся историей родного края и музееведением.

 

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что уровень и особенности развития ребенка определяются не только и не столько физиологической основой, но и конкретно-историческими условиями, в которых он воспитывается. Развитие ребенка происходит не стихийно, а под определенным воздействием условий его обучения и воспитания. Знания, которые ребенок усваивает в школьном возрасте, развивают и удовлетворяют его познавательные интересы, служат средством познания действительности, активное и сознательное усвоение этих знаний способствует формированию мировоззрения.

 

В процессе учения ребенок уже с самых первых шагов сталкивается с задачами, решение которых требует развитого восприятия и помочь найти правильное решение может музейное пространство. Музей является источником полноценной информации, в нём ребенок может не только слушать, но и самостоятельно обследовать многие вещи, что для школьного среднего возраста, является наиболее важным для понимания и осознания многих вещей.

 

Главное во всем этом то, что ребята начинают понимать, почему музейные предметы называют источником наших знаний, почему ценят и бережно собирают даже самые ветхие и невыразительные. Потому что каждый из этих предметов может стать волшебной дверцей в такой притягательный мир прошлого.

 

Основными формами проведения занятий являются изучение литературы о краеведении, практические занятия по культуре речи, этике и эстетике, проектная деятельность, поисковая деятельность, встречи с интересными людьми, народные игры, конкурсы, выставки, викторины, беседы, экскурсии, народные праздники, мастер-классы.

 

Педагоги

Киселева Елена Александровна: педагог дополнительного образования детей и взрослых

высшей квалификационной категории.

Содержание программы

1. Краеведение. Цели и задачи кружка «Экскурсовод» – 2ч.

2. Методика экскурсиоведения – 6ч.

3. Экскурсия – одна из основных форм работы музея – 10ч.

4. Фонды музея – 12ч.

5. Сбор материала для ведения экскурсий – 12ч.

6. Требования к экскурсоводу – 10ч.

7. Основные требования к экскурсии – 18ч.

Цели программы

создание условий, способствующих привитию музейной культуры учащимся средствами экскурсионной работы.

 

Задачи программы:

1. Познакомить учащихся с источниками информации в школьном музее.

2. Научить детей приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в качестве экскурсовода.

3. Обогащать речь, развивать активный словарь учащихся за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет эстетического восприятия.

4. Воспитывать музейную культуру, самостоятельность, творческую

инициативу учащихся.

Результат программы

В результате реализации, обучающиеся будут знать:

· музейную терминологию;

· правила поиска, сбора и обработки информационного материала;

· учет, классификацию и хранение предметов музейного значения;

· как подготовить экспонат к выставке, музейную экспозицию;

· ведение музейной документации;

· памятку экскурсовода.

 

В результате реализации, обучающиеся будут уметь:

· пользоваться музейной терминологией при проведении экскурсии в музее;

· провести экскурсию по одному из разделов экспозиции;

· самостоятельно работать с дополнительным материалом;

· собирать и обрабатывать поисковый материал;

· проводить встречи с интересными людьми, правильно записывать их воспоминания;

· вести инвентарную книгу;

· самостоятельно включаться в творческий процесс;

· проектировать свою деятельность;

· применять знания об общественных нормах поведения в различных местах.

 

У обучающихся будут развиты личностные качества:

· умение оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

· умение вносить необходимые коррективы;

· уметь планировать работу и определять последовательность действий;

адекватное использование навыков работы с разным материалом.

Особые условия проведения

Навыки самообслуживания и учебной деятельности учащихся начальной школы.

Материально-техническая база

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

· фонды музея

· документация музея

· методические пособия

· канцелярские принадлежности

· компьютер