Программа «Шах и Мат»

Знакомя обучающихся с элементарными правилами игры в шахматы, программа призвана помочь им усвоить извечную истину: шахматы - дело занимательное, увлекательное, но и сложное увлечение. На практике было подтверждено, что педагогическая целесообразность программы заключается в том что, дети, вовлечённые в волшебный мир шахмат,  лучше успевают в школе.  Игра в шахматы положительно влияет на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение,  аналитические способности, память, начальные формы волевого управления поведением.

 

Актуальность  программы «Шах и Мат» состоит и в том, что она направлена  не только на получение знаний, но и на организацию содержательного досуга детей, удовлетворение их потребностей именно  в активных формах познавательной деятельности.  Эта необходимость  сегодня обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически не занятых детей.

 

Программа  направлена на создание условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребёнка, путём использования комплекса педагогических технологий:  здоровьесберегающих,  игровых, развивающего обучения, проблемного обучения. Основная идея программы,  отличающая ее от многих других,  в том, что стержневым моментом занятий  становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.  При этом предусматривается  широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций,  чтение дидактических сказок, рассказов.

    

Педагоги

Кузнецов Павел Николаевич – преподаватель дополнительного образования, высшей категории.

Педагогический стаж: 19 лет.

Образование: высшее, НГПУ, 2004 г., Физическая культура.

 

Повышение квалификации:

  • НИПКиПРО 14 - 19 октября 2013 г, «Совершенствование системы воспитательной деятельности образовательного учреждения».
  • ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО 26.09. 2016 г.- 27.10.2016 г «Реализация системно-деятельностного подхода в воспитательном пространстве школы»

Содержание программы

Тема 1. Введение. Организация рабочего места.

Теория: Техника безопасности. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по противопожарной защите.

Тема 2. Шахматная доска. 

Теория: Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Практика: Дидактические игры и задания: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ», "Составь доску«.

Тема 3. Шахматные фигуры. 

Теория: Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Практика: Дидактические игры и задания: «Волшебный мешочек», «Угадай», «Секретная фигура», «Что общего?», «Снежный ком», «Какой фигуры не стало?», "Большая и маленькая«.

Тема 4. Начальная расстановка фигур. 

Теория: Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Практика: Дидактические игры и задания: «Мешочек», «Да и нет», «Мяч», «Лабиринт», "Путаница«.

Тема 5. Ходы и взятие фигур.

Теория: Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Взятие на проходе, превращение пешки.

Практика: Дидактические игры и задания: «Кратчайший путь», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Цепочка», «Атака фигуры», «Двойной удар», «Лабиринт», "Один в поле воин«.

Тема 6. Цель шахматной партии. 

Теория: Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Практика: Дидактические игры и задания: «Шах или не шах», «Пять шахов», «Мат или не мат», «Перехитри», "Часовые«.

Тема 7. Игра всеми фигурами из начального положения. 

Теория: Общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Практика: Дидактические игры и задания: «Два хода», «Шахматный колобок», «Шахматная репка», «Школа», «Захват центра».

Тема 8. Итоговое занятие. 

Практика: Итоговое занятие «Маленький шахматист». Контроль знаний по пройденным темам. Сюжетная линия – путешествие по шахматному королевству, где необходимо выполнить ряд заданий, для того, чтобы можно было продолжить свой путь

Цели программы

Цель программы – обучение детей основным начальным приёмам и правилам игры в шахматы.


Задачи:

Воспитательные (личностные):

- воспитывать выдержку, волю, стойкий характер и интерес к игре в шахматы;

- развивать умение работать в коллективе;

- развивать познавательный интерес и осознанную мотивацию к продолжению самостоятельного изучения шахматной грамоты;

-формировать дух соперничества.

 

Развивающие (метапредметные):

- развивать потребность в саморазвитии (тренировка памяти, внимания, творческого воображения); в общении; в здоровом образе жизни;

- развивать мотивацию к решению шахматных задач;

- формировать готовность самостоятельно мыслить и вести диалог;

- формировать  основы общей интеллектуальной  культуры;

- формировать навыки самодисциплины.

 

Учебные (предметные):

- познакомить с  основными терминами,  названиями шахматных фигур,   правилами и методами  шахматной   игры;

- сформировать   практические  навыки  игры в шахматы;

- познакомить с историей шахмат, краткой биографией известных шахматистов;

- научить решать простые шахматные задачи.

 

Задачи решаются в комплексе, соответствуют возрастным особенностям детей и способствуют более эффективному процессу обучения детей первоначальным навыкам игры в шахматы 

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

- правила и методы шахматной игры;

- шахматную терминологию; основные правила ведения партий; геометрию шахматной доски и шахматной нотации; биографию известных шахматистов;

- историю шахмат, биографию известных шахматистов;

- как ориентироваться на шахматной доске; строить логическую цепь рассуждений, анализировать шахматные позиции; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

- саморазвиваться (тренировка памяти, внимания, творческого воображения);

- развивать мотивацию к решению задач;

 

Личностные результаты обучения:

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

- будут сформированы выдержка, воля, стойкий характер и интерес к игре в шахматы;

- будет развита потребность к здоровому образу жизни, стремление к самообразованию и саморазвитию, ответственность за работу членов коллектива и за результат;

- будут сформированы навыки самодисциплины.

Материально-техническая база

1. Демонстрационная шахматная доска с набором фигур.

2. Шахматные часы.

3. Шаблоны латинских букв.

4. Фишки.

5. Мешочек.

6. Цветные карандаши, фломастеры, ластики.

7. Тетради.

8. Диаграммы.

9. Столы и стулья для учащихся.

10. Ламинированные схемы.

11. Словарь шахматных терминов.

12. Мультимедийное оборудование.

13. Ноутбук.

14. Шахматные доски с набором шахматных фигур