Программа «Растём и развиваемся»

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Программа направлена на решение вопросов выравнивания стартовых возможностей дошкольников с учетом проблемы разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни. Обеспечивает формирование ценностных установок, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития, обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности, организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности, готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Состоит из трех разделов: «От слова к букве», «Математические ступеньки», «Зеленая тропинка».

 

Актуальность данной программы заключается в том, что для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требованиям. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда педагог – учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников. Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на первой ступени.

 

Новизна программы заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребенка, включить его в изменившуюся социальную среду. Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе

Педагоги

Ананьева Наталья Алексеевна – учитель начальных классов МКОУ Чикской СОШ № 7, руководитель РМО учителей начальных классов Коченевского района, первая квалификационная категория

Содержание программы

1. Раздел «От слова к букве»:

Добуквенный период: Вводное занятие. «Осенние странички». Развитие связной речи. Рассказ по картинке. Осенние странички. Знакомство со звуками. Составление предложений по схеме. Зимние странички.

Буквенный период. Буквы, обозначающие гласные звуки.

Буквенный период. Буквы, обозначающие согласные звуки.

 

2. Раздел «Математические ступеньки»:

Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа.

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел.

 

3. Раздел «Зелёная тропинка»:

Звезды. Солнце. Луна.

Зелёное чудо – растения.

Наши друзья – животные.

Круглый год.

 

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, отзывы родителей, свидетельство.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, открытое занятие, отчет.

Оценочные материалы: Для проведения диагностики используется работа «Готов ли я к школе? Пособие для детей 5–7 лет». Готовность ребёнка к школе определяется по основным блокам, которые представлены в приложении.

При проведении диагностики, помимо заданий, предлагаемых в рабочей тетради, необходимо использовать метод наблюдения. Это позволит произвести всестороннюю педагогическую оценку социальной и школьной зрелости ребёнка

Цели программы

Цель программы: создание условий для успешной адаптации детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям.

Задачи:

Личностные:

Формировать следующие умения:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- положительную мотивацию к учебной деятельности.

Метапредметные:

Формировать следующие универсальные учебные действия (далее по тексту УУД): регулятивные, познавательные, коммуникативные:

Регулятивные УУД:

- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с педагогом и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;

Познавательные УУД:

- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры,предметные картинки);

- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;

- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

- учиться оформлять свои мысли в устной форме и задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им.

Предметные:

Формировать следующие умения:

- совершенствование и развитие устной речи и подготовка к обучению чтению и письму:

- отвечать на вопросы педагога и задавать свои вопросы по содержанию услышанного произведения;

- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;

- конструировать словосочетания и предложения;

- определять количество слов в предложении;

- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

- узнавать и различать буквы русского алфавита, различать звуки и буквы;

- правильно держать ручку и карандаш;

- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру

Результат программы

После освоения данной программы дети будут знать:

  • Геометрические фигуры.
  • Цифры от 0 до 10.
  • Цвета и формы.
  • Части суток.
  • Времена года.
  • Дни недели.
  • Символы.
  • Знаки «-», «+».
  • Понятия : последний, первый, предыдущий, последующий.
  • Линии и отрезки.
  • Навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
  • Математическую науку как сферу человеческой деятельности, этапы её развития,её значимость для развития цивилизации.

 

После освоения данной программы дети будут уметь:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • работать по предложенному учителем плану;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
  • сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
  • классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
  • делать выводы в результате совместной работы с учителем;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- формирование положительной мотивации к учебной деятельности

Материально-техническая база

- Учебно-лабораторное оборудование и приборы.

- Наборное полотно.

- Счётный материал (карточки с рисунками для предметного счёта).

- Геометрический материал (геометрические фигуры, тела).

- Карточки с цифрами (печатные и письменные) и знаками (+, -, =, >, <).

- Предметные картинки к урокам.

- Часы (циферблаты с арабскими и римскими цифрами).

- «Числовой домик».

- «Числовой луч».

- Наборы магнитных карточек: «Числа от 1 до 20», «Знаки действий», «Геометрические фигуры и тела».

- Классная доска.

- Ноутбук.

- Телевизор с функцией показа презентаций