Программа «Формула успеха»

      Современное общество нуждается в компетентных и активных специалистах, способных самостоятельно принимать решения, готовых брать на себя ответственность за их осуществление, умеющих правильно строить взаимоотношения с другими людьми, работать в команде.  Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности.    

     Особая роль в решении этих задач отводится системе образования, которая на первый план должна поставить возрастание роли человеческого фактора и раскрытие потенциальных возможностей личности.   

     Необходимым в данном аспекте является и развитие лидерского потенциала учащихся. В специально-моделируемых ситуациях опыт лидерского поведения можно формировать, развивая тем самым соответствующие лидерские качества, актуальные в современных условиях.

     Одной из основных предпосылок создания дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программы «Формула  успеха» лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей  учащихся, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности.   

     Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Ребячьи «вожаки» всегда играли большую роль в детском коллективе. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских коллективах.

     Занятия по данной программе способствуют социальной адаптации подрастающего поколения, целенаправленной организации свободного времени и позволяют создать условия для раскрытия творческого потенциала.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Формула успеха» имеет социально-педагогическую  направленность. Программа имеет общекультурный уровень и направлена на создание необходимых условий для формирования лидерских качеств у учащихся.

 Актуальность программы

     Сегодня государство особое внимание уделяет развитию дополнительного образования. Наше образование выходит на новый уровень развития, учащиеся должны не только усвоить основные знания, умения и навыки, но и  быть всесторонне развитыми, физически здоровыми, творческими личностями, умеющими решать любые проблемы. Ведь за относительно короткое время в обществе происходят существенные изменения. И человек должен эффективно реагировать на них. Однако очень часто он не готов к этому. Очень сложно адаптироваться в быстро меняющемся мире детям.  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Формула  успеха» помогает ориентироваться в современном обществе, учитывать свои особенности, рассчитывать на свои силы, развивать свои творческие способности. Для адекватного отношения к изменениям личность должна в полной мере использовать свой творческий потенциал, развивать лидерские способности.   Лидерство - это способность постоянно изменяться, увлечь и заинтересовать других, проявлять собственную неповторимость. Когда человек выражает собственную уникальность, то чувствует полноту жизни, осознает ее смысл.    

    Кто является лидером? Человек, который с увлечением общается с другими, вдохновляет окружающих на поступки, быстро принимает решения, передает другим уверенность  в собственной правоте, ведет окружающих к победе. Он убедителен, приятно выглядит, использует разнообразные приемы общения, включается во все окружающие дела и преодоление проблем, если видит пути их решения. Признаки лидерства – нетерпимость к проблемам, стремление к совершенствованию. Этот человек способен вдохновляться и способен вдохновлять других. Кроме того, лидер  способен учитывать особенности окружающих  и их сильные стороны, находить индивидуальный подход для того, чтобы привлечь максимальное количество знакомых к решению своих собственных проблем. Этому способствуют его убеждения о том, что каждый является кузнецом своего счастья, каждый способен изменить мир к лучшему. Поэтому лидер осознает собственные цели, ценности жизни, и даже самые маленькие ситуации рассматривает с точки зрения их целей и пользы. Каждый человек неповторим, это бесспорно. Но для многих существует проблема: как выразить собственную уникальность, как подать себя миру? Поведение лиц, склонных к шаблонам, является заранее "запрограммированным". Вследствие этого человек чувствует бессмысленность своего существования, обуславливаемую протестом против норм, требований общества. Лидерский потенциал есть в каждом, и только иногда он развивается и проявляется постоянно.

Отличительные особенности и новизна программы

     Новизной программы является то, что наряду с развитием лидерских способностей у детей будут развиваться ораторские  и  организаторские способности, навыки коммуникативного общения.  Необходимо  развивать лидерское движение, так как существуют много неформальных лидеров, которые не всегда являются положительными. Поэтому нужно создавать союз положительных лидеров, которые поведут за собой в нужном направлении все ученическое сообщество.

     Отличительные особенности данной программы от аналогичных программ в том, что она дает учащимся  знания и умения, необходимые для успешной социализации и конкурентоспособности в обществе.  Обучение по данной программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, проводятся обсуждения и дискуссии на  интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Учащиеся получают поддержку и уважение сверстников, имеют возможность приобрести новых друзей, иметь практику общественной жизни, они чувствует себя нужными  и способными  помогать  множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации. Кроме того, программа имеет разделы по различным направлениям: правовое, экологическое, волонтерское, гражданско-патриотическое, лидерское, творческое, а также включает социальное проектирование и региональный компонент, содержащий конкурсную деятельность ОООО «Федерация детских организаций».

        Занятия проходят не только в лекционной форме, но и в форме круглого стола, квеста, игры, тренинга, устного журнала, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У учащихся появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.

 Адресат программы

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Формула успеха»  адресована для учащихся  12-15 лет и  реализуется в течение 3 лет обучения на занятиях в клубе «Союз лидеров».  Численный состав группы до 15 человек.

В программе заявлен принцип свободного доступа детей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. В объединение принимаются все желающие без предварительного отбора.  Зачисление в объединение осуществляется на основании заявления родителя или законного представителя ребенка.

        В процессе обучения активно используется материал, направленный на формирование определенных личностных установок. Содержание программы дает учащимся  возможность развиваться в практической деятельности, где они приобретают конкретные организаторские умения и навыки.

 Возрастные особенности учащихся

     Именно в этом возрасте 12-15 лет  подросток начинает настойчиво проявлять себя в окружающей его среде, кто «открыто бунтует», кто-то тихо, молча, замыкается в себе. Программа помогает учащимся  увидеть свои сильные и слабые стороны, честно взглянуть на свои недостатки. Это можно сделать лишь в условиях доверительных и честных отношений. С подростком нельзя притворяться – обман не прощается. Если подростку выбирать между взрослыми и сверстниками, он выбирает последних. В этом особенность подростка, что всеми силами стремится, завоевать авторитет и уважение своих ровесников.

     Взрослый должен помнить о «групповой психологии» подростков. Создавая свою автономную культуру, среду, они уходят от взрослых в их собственный мир. Здесь все по максимуму – любовь и ненависть, правда и зло. Основное психологическое качество подростка – «чувство взрослости». Именно это должно помочь взрослым. Подросток принимает все, что позволяет ему ощущать себя взрослым и не принимает того, что ставит его в позицию ребенка.

Педагоги

Альмухаметова Начия Абдельгазисовна – педагог дополнительного образования, руководитель клуба «Союз лидеров» МБУДО ДЮЦ «Гармония» на базе МБОУ Тебисская СШ имени 75-летия Новосибирской области.

 Общий стаж: 14 лет

Педагогический стаж: 14 лет

Стаж по специальности: 2 года

Уровень образования: высшее, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет», 2004 г.

Квалификация по диплому: квалификация «Учитель начальных классов» и «Социальный педагог» по специальностям «Педагогика и методика начального образования» и "Социальная педагогика".

Повышение квалификации:

  • 2016 г., ГАПОУ НСО «Куйбышевский педагогический колледж» по образовательной программе «Воспитание российской идентичности в соответствии с требованиями к личностным результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования», 36 часов;
  • 2017 г., ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» по программе «Оказание первой помощи», 16 часов.

 

Расписание

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Перерыв между занятиями 10 минут.

Содержание программы

Содержание программы 1 года обучения:

  1. Вводное занятие. Правила безопасности на занятиях. Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности – 2 часа.
  2. Тренинги общения. Тренинг развития лидерских качеств. Конфликтология. Тренинг разрешения конфликтных ситуации. Беседа «Кто такой лидер? – 22 часа.
  3. Самоуправление. Роль лидера в самоуправлении −12 часов.
  4. Интеллектуальные игры. Технология составления интеллектуальных игр – 12 часов.
  5. Познавательные игры. Методика организации и проведения познавательных игр – 12 часов.
  6. Вожатское мастерство (ораторское искусство, имидж вожатого) – 20 часов.
  7. Коллективно – творческие дела (понятие, методика организации КТД) – 22 часа.
  8. Социально-значимые акции – 20 часов.
  9. Участие и проведение мероприятий, участие в районных конкурсах – 20 часов.
  10. Итоговое занятие. Диагностика – 2 часа.

Всего 144 часа.


Содержание занятий 2 года обучения:

  1. Вводное занятие. Правила безопасности на занятиях. Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности – 2 часа.
  2. Презентация объединения «Союз лидеров» – 2 часа.
  3. Беседа «Кто такой лидер?» – 8 часов.
  4. КТД «Лидер» – 14 часов.
  5. Подготовка и проведение сбора «Возьмемся за руки, друзья!» – 4 часа.
  6. Основы ученического самоуправления – 16 часов.
  7. Гражданско – патриотическое воспитание – 18 часов.
  8. Организация и проведение КТД – 24 часа.
  9. Проектная деятельность – 10 часов.
  10. Школа «Лидер» – 10 часов.
  11. Игровой практикум – 14 часов.
  12. Вожатское мастерство – 14 часов.
  13. "Закон и право" – 6 часов.
  14. Итоговое занятие. Диагностика – 2 часа.
    Всего 144 часа.

Содержание занятий 3 года обучения:

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с планом работы -2 часа.
  2. Я – организатор. Проектирование собственной деятельности - 4 часа.
  3. Лидер и его команда - 10 часов.
  4. Детские общественные объединения. История появления - 12 часов.
  5. Методика организации и проведения праздника - 18 часов.
  6. Основы волонтерского движения - 12 часов.
  7. Информационно-коммуникационные технологии в деятельности современного лидера - 8 часов.
  8. Проектная деятельность - 10 часов.
  9. Ораторское мастерство - 12 часов.
  10. Оформительский практикум - 10 часов.
  11. Школьная газета - 4 часа.
  12. Стенгазета: специфика жанра - 4 часа.
  13. Выставки: виды и основы оформления - 4 часа.
  14. Толерантное общение - 10 часов.
  15. Профориентация - 10 часов.
  16. Участие в конкурсах, мероприятиях - 12 часов.
  17. Итоговое занятие. Диагностика - 2 часа.
    Всего 144 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели программы

Цель программы: формирование и развитие лидерских качеств учащихся.

Задачи:

Обучающие:

  • приобретение навыков лидерского поведения через коллективную деятельность;
  • формирование способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность;
  • обучение навыкам общения в малых и больших группах, в объединении сверстников, в семье;
  • знакомство с приёмами организаторской работы.

Развивающие:

  • развитие лидерских и организаторских способностей, навыков коммуникативного общения;
  • развитие чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе;
  • развитие навыков работы в группе, в команде.

Воспитательные:

  • воспитание чувство ответственности за свои поступки, чувство взаимопомощи;
  • формирование культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания.

Результат программы

В результате реализации программы учащимися предполагается достижение определенного уровня теоретических и практических навыков, а также развитие определенных качеств, что и будет являться показателем эффективного лидера.

Личностные компетенции:

  • осознают гражданскую позицию;
  • способны побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;
  • умеют подводить итоги, анализировать – понимают ценность своей активности;
  • умеют сконцентрироваться, мобилизоваться;
  • проявляют гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации;
  • умеют публично выступать;
  • реализуют себя в качестве лидера;
  • проявляют уважительное отношение ко всем участникам коллектива;
  • способствуют созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи в коллективе, уважительно относится к младшим, сверстникам и взрослым;
  • положительно оценивают свои творческие возможности;
  • понимание общественной деятельности как личностно значимой.

 Метапредметные компетенции:

  • активно участвуют в мероприятиях;
  • применяют организаторские способности;
  • способны адекватно вести себя в различных социальных ситуациях;
  • умеют договариваться в конфликтной ситуации и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • умеют общаться и взаимодействовать в процессе проведения мероприятий;
  • оказывают помощь в организации и проведении культурно-массовых мероприятий;
  • представляют результаты собственной творческой деятельности через участие в мероприятиях различного уровня, работу в качестве вожатого;
  • проявляют толерантность, тактичность.

 Предметные компетенции:

  • знают классификацию массовых игр;
  • основные правила проведения мероприятий;
  • знают стили работы лидера, законы лидера;
  • специфику и особенности работы в лагере дневного пребывания в качестве вожатых;
  • способы организаторской деятельности;
  • как правильно организовать работу в детском коллективе.

К концу 1- ого года обучения учащиеся должны

Знать:

  • кто такой лидер;
  • какие бывают лидеры;
  • роль лидера в жизни коллектива, в ученическом самоуправлении;
  • историю развития детских объединений;
  • виды игр;
  • свои психологические особенности;
  • чем отличается ученическое самоуправление от самоуправления в детском объединении;
  • роль самоуправления в детском коллективе;
  • правила: как сдерживать свои эмоции;
  • что такое эмпатия;
  • методику составления и проведения КТД, интеллектуальных игр, познавательных игр.

Уметь:

  • выявлять особенности ученического самоуправления;
  • организовать любое дело, акцию;
  • провести игру;
  • публично выступить;
  • составить план КТД, провести его, и проанализировать;
  • выйти из конфликтной ситуации.

К концу 2- ого года обучения учащиеся должны

Знать:

  • технологию и основу проектирования;
  • правила поведения на сцене;
  • технологию разработки и проведения игровых и конкурсных программ;
  • правила организаторской работы;
  • правила поведения на сцене.

Уметь:

  • разрабатывать проекты;
  • публично выступать;
  • организовать любое дело, акцию, мероприятие;
  • планировать свою работу;
  • проводить различные игры и игровые программы.

К концу 3- ого года обучения учащиеся должны

Знать:

  • историю волонтёрского движения;
  • основы проектной деятельности;
  • основы оформительского мастерства;
  • историю детского движения, ООГДЮО "Российское движение школьников".

Уметь:

  • организовывать и проводить лидерские игры, мероприятия, акции;
  • проявлять инициативу;
  • находить необходимую информацию из различных источников;
  • взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в команде;
  • оформлять школьную газету, стенгазету, выставки различной тематики.

Особые условия проведения

  1. Наличие помещения для занятий.
  2. Наличие посадочных мест для учащихся.
  3. Наполняемость групп.
  4. Мотивация учащихся.
  5. Заинтересованность родителей.
  6. Материальная база.

 

Материально-техническая база

Для успешной реализации программы «Формула успеха» необходимо методическое и материально-техническое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение

  1. Оборудование
  • Просторное помещение для занятий или зал.
  • Письменные принадлежности.
  • Печатные бланки для тестов.
  • Аудио-видеоаппаратура.
  • Компьютер, медиапроектор.
  • Столы, стулья для учащихся.
  • Флипчат (доска со сменными листами ватмана).
  • Шкаф для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

2. Методическое обеспечение

  • Вспомогательная литература.
  • Папка с разработками теоретических материалов по темам программы.
  • Анкеты.
  • Тестовые методики.
  • Банк интерактивных игр и упражнений на знакомство, на выявление лидеров, на взаимодействие, на развитие креативности.
  • Разработки тренингов.
  • Раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы).

Методические материалы

  1. Определение уровня воспитанности (из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой).
  2. Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
  3. Тест по выявлении организаторских способностей.
  4. Тест "Как я ориентируюсь в разных ситуациях".
  5. Тест «Капитан», «Рулевой», "Пассажир".
  6. Итоговая диагностика.
  7. Промежуточная диагностика 1 год обучения.
  8. Диагностика лидерских качеств.

 

Стоимость

Обучение бесплатное.