Программа детского объединения «Мастерилка»

  • (2)

Программа «Начальное техническое моделирование» направлена на развитие интереса к техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение учащимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда. Освоение данной программы позволяет учащимся ознакомиться с моделированием и изготовлением несложных моделей.

 

Актуальность программы. В настоящее время в искусство работы с бумагой, картоном, деревом и другими не сложными поделочными материалами в детском творчестве не потеряла своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий бумага и дерево остаются инструментом творчества, который доступен каждому, а применение разнообразного поделочного материала способствуют развитию воображения и созидательного творчества. Начальное техническое моделирование формирует у ребенка конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук, логическое мышление, способность к оценке проделанной работы, формирует навыки работы с инструментами.

 

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что обучающиеся имеют возможность приобрести теоретические и практические знания  и навыки для дальнейшего их применения на занятиях серьезных профильных объединениях, таких как авто-, авиа- и судомоделирование.

 

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в целесообразности раннего развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.

 

Занятия моделированием являются отличной школой развития у детей творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к техническому творчеству. В процессе творческой деятельности у ребят вырабатываются характер, воля, настойчивость и упорство к преодолению трудностей и достижению цели, рождается здоровый азарт творческого труда.

 

На занятиях создаются оптимальные условия для усвоения ребёнком практических навыков работы с различными материалами и инструментами. Дети приобретают знания в области черчения, конструирования, технического моделирования и дизайна, знакомятся с технической терминологией. Ребята учатся работать с ножницами и циркулем, читать чертежи, изготавливать различные модели.

Педагоги

Игорь Владимирович Талыпа, педагог дополнительного образования первой категории, стаж работы более 5 лет.

 

Воспитанники объединения - участники окружных и городских выставок и конкурсов.

Содержание программы

Учебно-тематический план первого года обучения - 144 часа.

  1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности.
  2. История развития технического моделирования.
  3. Задачи технического моделирования.
  4. Понятие о материалах и инструментах.
  5. Инструменты, применяемые в техническом моделировании при изготовлении изделий и макетов.
  6. Изготовление деталей для моделей. Способы сборки самодельных моделей.
  7. Общие понятия о плоской и объемной модели.
  8. Изготовление простейших бумажных моделей.
  9. Изготовление из плотной бумаги силуэтов машин, построек.
  10. Изготовление обложек, закладок, игрушек и других поделок.
  11. Изготовление из картона плоских игрушек с подвижными частями.
  12. Первоначальные конструкторско-технологические понятия.
  13. Понятия о разметки, шаблонах, трафаретах.
  14. Первоначальные графические знания и умения.
  15. Расширение, углубление знаний о чертежных инструментах и принадлежностях.
  16. Расширение понятий об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы.
  17. Изготовление шаблонов и выкроек для простейших изделий с увеличением и уменьшением размеров.
  18. Графическое изображение электрических схем.
  19. Понятие о контуре, силуэте технического объекта.
  20. Изготовление из картона и фанеры набора геометрических фигур различных по форме, размеру и цвету.
  21. Совместимость материалов и цветовой гаммы.
  22. Изготовление контурных моделей с соединениями в «замок» (по образцу, рисунку, чертежу).
  23. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объемных деталей.
  24. Первоначальные понятия о простейших геометрических телах.
  25. Элементарные понятия о развертках, выкройках простых геометрических тел.
  26. Приемы вычерчивания, вырезания и склеивания простых геометрических тел.
  27. Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе готовых форм.
  28. Изготовление макетов и моделей технических объектов на основе выполнения разверток (Макеты и модели самолетов, ракет, вагонов, автомашин и др.).
  29. Работа с наборами готовых деталей. понятие о машинах, механизмов и их сборочных единицах.
  30. Изготовление макетов и моделей технических объектов на основе выполнения разверток (Макеты и модели самолетов, ракет, вагонов, автомашин и др.).
  31. Основные элементы механизмов, их взаимодействие.
  32. Сборка макетов и моделей по образцу, рисунку, словесному описанию и собственному замыслу.
  33. Способы сборки и склеивания моделей из пластмассовых и деревянных деталей.
  34. Изготовление простейших электрифицированных поделок.
  35. Знакомство с источниками тока (гальванический элемент, батарейка).
  36. Проводники, выключатели, потребители (лампочки, электромоторчики, звонки и т.п.).
  37. Сборка простой электрической цепи (батарейка, провод, выключатель, лампочка или звонок).
  38. Изготовление простейших технических моделей с электроосвещением.
  39. Изготовление макетов и поделок с применением бросового материала по собственному замыслу.
  40. Модель «Светофор», модель «Ночник» и другие.
  41. Творческие проекты.
  42. Поделки: «Разделочная доска», «Кораблик», «Колодец», подарочные сувениры.
  43. Заключительное занятие. Подведение итогов. Перспективы.

Цели программы

содействовать развитию у детей младшего школьного возраста способностей к техническому творчеству, создать оптимальные условия для теоретической и практической подготовки к более сложным ступеням технического творчества.

 

Задачи.

Личностные:

  • заложить основы культуры труда;
  • прививать аккуратность, бережное отношение к инструментам и оборудованию, навыки рационального использования материалов;
  • воспитывать терпение и упорство, необходимые при работе с материалами и инструментами;
  • предоставить возможность каждому ребёнку проявить способности организатора, лидера, руководителя;
  • формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в коллективе.

Метапредметные:

  • развивать образное и пространственное мышление, конструкторские способности, фантазию ребенка;
  • развивать аналитическое мышление и самоанализ;
  • развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
  • формировать художественный вкус;
  • развивать интерес к техническому конструированию и моделированию.

Предметные:

  • познакомить с историей развития технического моделирования;
  • познакомить с разными элементарными свойствами бумаги, картона, древесины и их использованием в техническом моделировании;
  • познакомить с инструментами, применяемыми при изготовлении технических изделий и конструировании объемных макетов;
  • дать понятие о контуре, силуэте технического объекта, первоначальное понятие о разметках и способах разметки;
  • обучить техническим приемам работы с разными материалами: способы применения шаблонов, способы объединения деталей из бумаги, картона, дерева и фанеры;
  • познакомить с правилами сборки макетов и моделей из готовых наборов деталей;
  • научить самостоятельно выполнять модели и конструкции из разных материалов;
  • познакомить с элементами художественного конструирования.

 

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • Основные свойства материалов для моделирования.
  • Принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов.
  • Названия основных деталей и частей техники.
  • Необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • Самостоятельно построить модель из бумаги и дерева по шаблону.
  • Определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия.
  • Работать простейшими ручным инструментом.
  • Окрашивать модель кистью.
  • Познакомятся с историей развития технического моделирования.
  • Будут знать виды и свойства бумаги и картона.
  • Познакомятся с разными инструментами, научатся применять их на практике.
  • Освоят технические приемы работы с бумагой и картоном.
  • Овладеют различными видами соединения деталей из бумаги и картона.
  • Познакомятся со схемами и чертежами моделей.
  • Научатся работать ножницами, линейкой, циркулем.
  • Будут самостоятельно выполнять простые фигуры в технике оригами, модели и конструкции из бумаги и картона.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • заложены основы культуры труда;
  • привиты аккуратность, бережное отношение к инструментам и оборудованию, навыки рационального использования материалов;
  • воспитаны терпение и упорство, необходимые при работе с материалами и инструментами;
  • каждому ребёнку предоставлена возможность проявить способности организатора, лидера, руководителя;
  • формирована коммуникативная культура, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в коллективе.

Особые условия проведения

Для занятий начальным техническим моделирование дети должны уметь читать и писать.

Материально-техническая база

Занятия начальным техническим моделированием проходят с оборудованном кабинете.

  • тиски столярные
  • верстаки
  • точильный и сверлильный станки

В процессе реализации программы используются:

Инструменты: карандаши, линейки, ножницы, лобзики, надфили и т.п.

Материалы: цветная и белая бумага, белый и цветной картон, ватман, фанера, пенопласт, фольга, клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, акварель.

Наглядные пособия:

  • демонстрационные работы;
  • схемы (базовые формы оригами, геометрические фигуры, трафареты для изготовления моделей, шаблоны фигур);
  • иллюстрационный материал к тематическим занятиям;
  • работы обучающихся.