Программа «Школьник-лидер»

В современном мире набирают силу две тенденции.

  1. В обществе всё больше и больше требуются креативные люди с развитыми социальными навыками и при этом не столь важно, какими профессиональными навыками они обладают, а важно, как они умеют работать в команде и презентовать себя в социуме.
  2. В отличие от прошлых поколений, сегодня люди больше не стремятся заниматься одним делом всю жизнь.

Вслед за этими тенденциями появились новые термины «softskills» (мягкие) навыки и «hardskills» (твёрдые) навыки, которые в последние годы используются работодателями при оценке навыков и умений кандидатов при приёме на работу.

 

"Твёрдые" навыки человека – это уникальные знания, которые относятся к производственным и профессиональным навыкам, которые необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности. Это те навыки, которые легко наблюдать, измерить и продемонстрировать, такие как: умение решать математические задачи, владение английским языком, умение ездить на велосипеде. А «мягкие» навыки человека эффективно помогают применять эти «твёрдые навыки» в жизни. «Мягкие навыки» или по-другому социальные навыки относятся к унифицированным навыкам, которые необходимы в любом виде современной деятельности. К ним относятся – коммуникативные навыки, навыки работы в команде, навыки презентации, а также умения убеждать, лидировать, управлять своим временем, решать проблемы, принимать решения, разрешать конфликтные ситуации.

 

На протяжении долгого времени вся наша система школьного образования строилась на развитии «твёрдых» навыков у школьников, то есть на их специализации. В социуме была установка, что человек должен стать специалистом в какой-то одной узкой сфере, и чем большей компетентностью он обладает в этом предмете, тем лучше. Но на сегодняшний день установка в социуме поменялась, обществу требуются выпускники школ, колледжей и ВУЗов с определённым набором развитых «твёрдых» и «мягких» навыков.

 

Сейчас, когда молодые люди выходят в самостоятельную жизнь, требования работодателей к их умениям и навыкам, оказываются намного выше, чем то, чему они научились в школе и в ВУЗе. Перед ними встают такие современные задачи, решать которые их не обучили в школе: как взаимодействовать с другими людьми, как влиять на их мнение, как показать свою ценность работодателю или, если речь идет о собственном бизнесе, как привлечь к себе талантливых людей, которые захотят работать с ними в одной команде. Оказалось, что в реальной жизни нужны те самые «мягкие навыки», которые позволяют максимально эффективно строить отношения с другими людьми, где коммуникация, деловое общение, умение работать в команде играет первостепенную роль.

 

В настоящий момент школа не может дать необходимый уровень развития социальных навыков для своих выпускников. Современная школа сегодня даёт школьникам определённые уроки социализации, но этого не достаточно в тех случаях, когда им необходимо найти выход из конфликтной ситуации или организовать вокруг себя команду, или продемонстрировать лидерство. В решении данной проблемы система дополнительного образования может помочь школе своими программами по формированию, развитию социальных навыков школьников и их социализации.

 

Именно система дополнительного образования в сотрудничестве со школой даст будущим выпускникам то, что от них требует современность. Обучаясь в школе, школьники будут получать развитие своих «твёрдых» навыков, а обучаясь в системе дополнительного образования, они получат возможность сформировать и развить свои «мягкие» навыки. При освоении «твёрдых» навыков в школе они будут задействовать своё левое полушарие, при помощи которого повышается интеллект, развивается логическое мышление, а «мягкие» навыки, который неразрывно связаны с работой правого полушария, эмоциональностью, эмоциональным интеллектом, эмпатией, могут быть сформированы в системе дополнительного образования.

 

Таким образом, актуальность настоящей программы заключается в том, что она соответствует тенденциям, которые набирают силу в современном образовании, так как всё больше и больше педагогов и родителей начинают понимать важность развития в детях не только «твёрдых», но и «мягких» навыков.

 

Часто людям, которые хотят реализовать себя в обществе, не хватает развитых именно «мягких» навыков, навыков эмоционального интеллекта, умения быть эффективным лидером как по отношению к другим, так и по отношения к себе. И как показывает практика, большинство настоящих лидеров обладают высоким уровнем развития социальных навыков.

 

Так же хочется отметить, что актуальным является период начала занятий (5-й класс), так как это очередной переломный и трудным момент школьной жизни, этап вступления в среднюю школу, переход на обучение с большим количеством педагогов и именно поэтому целесообразно начинать реализовывать эту программу именно в этом возрасте. Это позволит сгладить переход с одной образовательной ступени на другую, уменьшить конфликты, повысить самооценку обучающихся и решить другие психологические проблемы, которые выявляются при психологическом тестировании и опросе у пятиклассников.

 

Новизна данной программы заключается в том, что ее целевой направленностью является развитие «мягких» навыков, ранее почти не отражённое в рамках дополнительного образования для детей или относящееся к задачам второго плана.

 

К отличительным особенностям программы можно отнести то, что:

  • осваивая программу, обучающиеся получают необходимые и востребованные навыки и компетенции 21 века;
  • обучающимся даётся комплекс знаний в области эмоционального интеллекта, социального интеллекта, коммуникации и менеджмента управления;
  • у обучающихся формируются базовые навыки эмоционального интеллекта, лидерства, коммуникации, публичных выступлений в результате обучения;
  • у обучающихся развиваются креативные, коммуникативные, вербальные и невербальные, артистические способности;
  • у обучающихся совершенствуются разные виды мышления (творческое, логическое, образное, вербальное, критическое) в результате практической деятельности.

 

На практических занятиях создаются условия для формирования у детей:

  • уверенного поведения;
  • адекватной самооценки;
  • наблюдательности;
  • конструктивной речи;
  • навыков саморегуляции;
  • навыков эмоциональной устойчивости;
  • навыков невербального и вербального выражения эмоциональных состояний;
  • навыков сотрудничества;
  • навыка самоопределения;
  • умения выражать своё мнение;
  • умения аргументированно отстаивать свою позицию;
  • умения определять эмоциональное состояние человека по вербальным и невербальным признакам.

Педагоги

Кунц Анна Владимировна, педагог-психолог, образование – высшее.

 

Повышение квалификации.

Март 2020 год "Дополнительное образование: Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута как способ повышения качества образовательной деятельности" (36 часов).

Ноябрь 2019 участие в международном методическом семинаре "Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся" (2 дня).

Сентябрь 2019 "Арттехнологии сохранения и формирования здоровья учителя и учащихся в информационно-образовательной среде" (36 часов).

 

Участие программы "Школьник-лидер" в конкурсах.

Март 2020 участие программы "Школьник-лидер" в Открытом региональном конкурсе методических материалов "Секрет успеха", результат – Диплом II степени.

 

Автор статей на сайте МБУДО "Созвездие":

  • "Почему важно в сфере современного образования использовать программы по развитию "мягких навыков"?";
  • "Навыки будущего – "мягкие" навыки (soft-skills)";
  • "Какой он ребёнок лидер?";
  • "Отношения сотрудничества родителя и ребёнка – путь к самостоятельности ребёнка";
  • "Где родителям взять терпение? Или почему дети выводят нас из себя";
  • "Как родителю перейти от внешнего контроля процесса обучения ребёнка к его внутренним побудительным мотивам";
  • "Идеальный родитель – кто он?";
  • "Как научиться ценить самого ребёнка, а не "за" и не "потому";
  • "Счастливый ребёнок или успешный?";
  • "Манипуляция – это взаимный процесс";
  • "Крепкие" нервы мамы – психологическое здоровье ребёнка";
  • "Родительские "силки" – путь к психологическим проблемам детей";
  • "Как родители создают неспособность и слабость своих детей".

Содержание программы

Учебный план включает в себя следующие разделы и темы обучения:

 

Раздел 1. Лидерство (7 часов).

Навыки soft-skills и hard-skills.

Кто такой – лидер своей жизни? Качества лидера своей жизни.

 

Раздел 2. Эмоциональный интеллект (24 часов).

Моя уверенность – мой ресурс.

Индивидуальность. Самооценка. Приёмы повышения самооценки.

Что влияет на уверенность и самооценку. Навыки уверенного поведения.

Конфликт. Навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Эмоциональный интеллект. Эмоции и чувства. Понимание и распознавание эмоциональных состояний.

Управление своим эмоциональным состоянием.

Навыки саморегуляции. Повышение работоспособности.

Качество лидера – оптимизм и позитивное мышление.

Качество лидера – наблюдательность.

 

Раздел 3. Коммуникативные навыки (16 часов).

Коммуникация. Зоны общения человека.

Навыки коммуникации – присутствовать, контакт глазами, эмоциональная устойчивость.

Навыки коммуникации – навыки активного слушания.

Навыки коммуникации – задавание вопросов, дача ответов, беседа.

Навыки коммуникации – обращение с просьбой, умение говорить "нет«.

 

Раздел 4. Публичные выступления (10 часов).

Эффективное публичное выступление.

Искусство самопрезентации.

Как психологически подготовить себя к публичному выступлению.

 

Раздел 5. Социальные навыки (5 часов).

Социальные роли. Мир взрослых.

Социальные роли. Мир сверстников.

 

Раздел 6. Воспитательные мероприятия (6 часов).

 

Раздел 7. Аттестация (4 часа).

 

Всего количество часов – 72 часа.

 

Краткое описание практических занятий программы (практика – 45 часов).

 

Упражнения и игры на знакомство, сплочение группы, разминка, интеллектуальная разминка.

Упражнения "Четыре угла", "Походки", "Рисование эмоций", "Мусорное ведро", "Корзина мнений".

Ролевая игра "Уверенные ответы".

Групповые дискуссии "Лидерство", "Четыре шляпы".

Мозговой штурм "Как справиться со своим плохим настроением".

Комплексы практических упражнений "Эффективная коммуникация", "Эффективная беседа", "Публичное выступление", "Снятие страха публичных выступлений", "Самопрезентация".

Рефлексия (то есть самооценка, самонаблюдение, самоконтроль).

 

В основе занятий лежит групповое взаимодействие, направленное на развитие каждого отдельного обучающегося. На практических занятиях используются авторские и модифицированные упражнения и игры.

 

Используются такие методы работы с группой как:

  • деловые, имитационные, ролевые игры;
  • групповые дискуссии;
  • тренинги;
  • разбор конкретных ситуаций;
  • метод "мозгового штурма";
  • мини-лекции;
  • арт-методы;
  • коррекционные упражнения.

Цели программы

Основная цель программы – создание благоприятных условий для формирования коммуникативной социально успешной личности, для развития лидерского, творческого и интеллектуального потенциала обучающихся, для их социальной адаптации к жизни в обществе.

 

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

 

Образовательные:

  1. Познакомить обучающихся с основными теоретическими понятиями и теоретическими основами в области эмоционального интеллекта, коммуникативной культуры, публичных выступлений.
  2. Дать обучающимся знания в области социальных отношений в социуме.

 

Личностные:

  1. Создавать условия для развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся, для активизации их креативных способностей, оригинальности мышления.
  2. Способствовать развитию самоопределения, адекватной позитивной осознанной самооценки, позитивному отношению к своей личности, уверенному поведению.
  3. Создавать условия для формирования жизненных навыков обучающихся, конструктивных отношений со сверстниками.
  4. Способствовать развитию у обучающихся управленческих навыков, лидерских качеств, особенно инициативности, ответственности, организованности.
  5. Предоставлять возможность для приобретения обучающимися опыта лидерского поведения через ролевые игровые технологии, совместную коллективную и проектную деятельность.

 

Метапредметные задачи:

 

Регулятивные:

  1. Способствовать развитию и совершенствованию навыков саморегуляции эмоционального состояния.
  2. Формировать навыки рефлексии, анализа и презентации своих результатов.

 

Познавательные:

  1. Формировать умение выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы, выдвигать гипотезы, видеть проблемы.
  2. Развивать умения систематизировать информацию и применять полученные знания в своей практической деятельности.

 

Коммуникативные:

  1. Формировать коммуникативные умения: с помощью речи и жестов правильно передавать свои эмоции и чувства; вести диалог и поддерживать беседу; выслушать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы; владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации.
  2. Развивать умение формулировать, отстаивать и аргументировать своё мнение, выслушивать и принимать другие мнения.
  3. Обучить навыкам выхода из конфликтных ситуаций.
  4. Формировать умение участвовать в групповых дискуссиях и обсуждениях.
  5. Формировать навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества в коллективе.
  6. Формировать умение договариваться.

Результат программы

В результате освоения данной программы обучающиеся в области предметных результатов имеют представление:

  • об основных теоретических понятиях и теоретических основах эмоционального интеллекта, коммуникативной культуры, самопрезентации, социальных отношениях;
  • об играх (творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, командные).

 

В области личностных результатов:

  • начинают креативно мыслить, придумывать оригинальные идеи;
  • приобретают начальные навыки самопределения, уверенного поведения, адекватной самооценки, позитивного отношения к своей личности;
  • приобретают начальные навыки конструктивных отношений со сверстниками в группе;
  • начинают формировать свои лидерские качества (инициативность, ответственность, организованность);
  • проявляют способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности.

 

Имеют следующие метапредметные результаты.

 

Регулятивные:

  • приобретают навыки психо-эмоциональной саморегуляции;
  • приобретают навык анализа и презентации своих результатов, достижений;
  • приобретают навыки рефлексии (самооценка, самонаблюдение, самоконтроль) в процессе коммуникации.

 

Познавательные:

  • приобретают навык осознанно строить своё высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
  • приобретают умения выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
  • умеют приводить примеры из
  • собственного жизненного опыта;
  • приобретают навык систематизации информации и применения полученных знаний в своей практической деятельности.

 

Коммуникативные:

  • приобретают умение с помощью речи и жестов правильно передавать свои эмоции и чувства;
  • учатся слушать слушать педагога и сверстников;
  • приобретают умение вступать в диалог;
  • умеют участвовать в групповой дискуссии (обсуждении);
  • приобретают умение формулировать, отстаивать и аргументировать своё мнение;
  • приобретают умение сотрудничать со сверстниками.

 

В результате освоения программы обучающиеся получают навыки:

  • изложения своих мыслей и взглядов;
  • снятия напряжения и усталости приёмами саморегуляции;
  • справляться с чужой критикой и оценкой с помощью эмоциональной устойчивости;
  • уверенного поведения;
  • вербального и невербального выражения эмоциональных состояний;
  • коммуникативной культуры;
  • конструктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками;
  • ведения дискуссий, управления другими людьми, публичных выступлений, самопрезентации.

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

Занятия проводятся в учебном кабинете МБУДО "Созвездие". В кабинете имеются столы, стулья, компьютер, шкафы для материалов, интерактивная доска, мультимедийный проектор, магнитная доска, аудио колонки. Помещение рассчитано на 15 учебных мест.

 

Инструментарий, обеспечивающий психологическую деятельность с обучающимися:

  • игровые материалы (клубок, цветные шляпы, красные и зелёные карточки);
  • технические (карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей).

 

Дидактические материалы:

  • раздаточный материал "Дорожка лидера";
  • памятка "Как быстро снять волнение и страх";
  • слайд-материалы по темам программы.

 

Методический материал для моделирования различных ситуаций:

  • карточки с эмоциями;
  • карточки для разбора проблемных ситуаций;
  • карточки со стихами для отработки навыков публичных выступлений.

 

Картотека игр и упражнений на:

  • знакомство;
  • разминку;
  • интеллектуальную разминку;
  • сплочение;
  • развитие креативности;
  • артистических способностей;
  • снятие напряжения.

 

Педагогические технологии, применяемые при реализации программы:

  • здоровье сберегающие;
  • игровые;
  • групповые;
  • личностно-ориентированные.

Видео

[ " " ]