Программа «Мастерок»

Актуальность программы:

Главной особенностью Программы является введение обучающихся в мир духовной и материальной культуры, возможность овладения основами ручного и механизированного труда, применять в практической деятельности полученные знания.

 

Программа включает развитие умственного, физического и творческого потенциала обучающихся. Это является одним из основных компонентов – здорового образа жизни человека. Программа раскрывает у обучающихся потребности творить и осознавать свои возможности.

 

 

Новизна программы:

Программа «Мастерок» дополняет технологию трудового обучения в образовательном учреждении.

 

Занимаясь по данной программе у школьников происходит более глубокое формирование навыков изготовления изделий, расширение знаний, правил и приемов выполнения различных операций при условии большей самостоятельности.

 

Образовательная программа содержит темы занятий, где все внимание детей обращено на творческие навыки и знания работы с деревом, его строение и обработку – самого распространенного природного материала.

 

Программа знакомит обучающихся с основными навыками такой работы и реализуется на стартовом уровне.

 

Преимущество обучения:

Занимаясь по программе «Мастерок» ребенок овладевает различными приемами и способами обработки древесины, склеиванием, учится работать с шаблонами, чертежами, используя при этом измерительные инструменты, приобретает навыки, способствующие развитию мелкой моторики, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий.

 

Дети учатся работать в коллективе, оказывать помощь и поддержку друг другу. В ходе реализации данной программы обучающийся приходит к самостоятельной деятельности, выступает инициатором творческого процесса.

 

В процессе деятельности у подростков развиваются творческие способности, формируется воля, интеллект, речь, эмоции.

 

 

Отличительные особенности от других программ:

Данная программа отличается тем, что направлена на развитие школьников в области творческого воспитания, совершенствование его интеллекта, расширение кругозора, наблюдательности, изготовления руками предметов, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, а также художественной обработки предметов.

 

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы объединения основаны на любознательности детей, которая поддерживается в течение всего времени обучения.

 

Данная практика помогает успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по данному направлению деятельности, достойно представлять творческие работы на выставках и участвовать в различных конкурсных мероприятиях. Таким образом, знания, навыки и умения, полученные обучающимися в объединении развиваются и закрепляются на новом образовательном уровне.

 

Педагоги

Небеснюк Сергей Викторович, педагог дополнительного образования.

Педагогический стаж: 6 лет.

Общий стаж: 6 лет.

В учреждении: 3 года.

 

 

Индивидуальные профессиональные достижения педагога:

- Благодарственное письмо МКУ ДО Каргатский ДДТ 2019 г.

 

 

Сведения о повышении квалификации:

«Проектная деятельность как средство саморазвития личности в образовательном процессе», НИПКиПРО, 72 ч., 08 – 31.10.2018 г.

 

 

Списки публикаций:

- Публикация на сайте infourok.ru методическая разработка "Художественная обработка древесины".

 

 

Подготовленные электронные учебные материалы:

- Презентации на тему «Технологии ручной обработки древесины», «Отделка изделий из древесины», «Оборудование рабочего места» и.т.д.

 

 

Достижения обучающихся:

– Творческий отчёт объединений, 2019 г. (Диплом за участие).

Расписание

Понедельник: 15:00 – 16:45

 

Состав группы: 8 человек.

Содержание программы

Учебный план:

Прорезная резьба по дереву – 12 ч.

Слесарное дело – 20 ч.

Обработка материалов на ТВ и фрезерном станке – 32 ч.

Итого: 64 ч.

 

Цели программы

Создание условий для творческого развития обучающихся художественной культуры через прикладное творчество.

 

 

Задачи:

Образовательные:

- обучить основам охраны труда и техники безопасности;

- сформировать знания в изготовлении поделок и сувениров с использованием различных материалов: древесина, фанера, ДВП, ДСП, и природного материала;

- обучить детей умению работать в коллективе.

 

Воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд;

- воспитывать и развивать уважение к труду;

- воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

 

Развивающие:

- развивать у обучающихся знания и умения, необходимы будущему хозяину дома;

- развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

- развивать творческий интерес обучающихся;

- сформировать и закрепить на практике знания, вырабатывать навыки работы с различными инструментами для ручной обработки материала, а также работе на станках.



Результат программы

Обучающие будут знать:

- основные принципы работы, назначение и устройство основных технологических машин (сверлильный и токарный станки), инструментов (ножовка, рубанок, лобзик и др.), электроинструментов (эл. лобзик) СТД-120 и тд.;

- основные свойства наиболее распространенных конструкционных материалов (при выборе материала – древесины или фанеры для выполнения проекта);

- традиционные и новые технологии художественной обработки древесины;

- роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;

- основные правила выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков.

 

 

Обучающие будут уметь:

- рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;

- выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна;

- читать несложные чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;

- составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления несложного изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико-технологических требований и существующих условий;

- выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;

- собирать несложное изделие по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество.

 

 

У обучающихся будут сформированы следующие УУД:

 

Личностные:

- интерес к художественному творчеству;

- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов.

 

Регулятивные:

- умение планировать свои действия;

- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- умение адекватно воспринимать оценку педагога;

- познавательная инициатива;

- умение самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

 

Коммуникативные:

- способность допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной задачи;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- способность договариваться, приходить к общему решению;

- умение задавать вопросы по существу;

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- владеть монологической и диалогической формой речи;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

Познавательные:

- умение осуществлять поиск нужной информации для выполнения поставленной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. в пространстве Интернет.

Особые условия проведения

Прием обучающихся в объединение осуществляется добровольно по желанию детей и их родителей.

 

Возраст обучающихся: 12-16 лет.

 

Набор в группу осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей).

 

Ограничений по здоровью программа не предполагает.


Программа на бесплатной основе.


Конкурсный отбор не предполагается.


Учебные занятия по данной Программе обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

Материально-техническая база

Помещение, в котором проходят занятия – комбинированная мастерская, находящаяся в образовательном учреждении. Мастерская разделена на два кабинета. Первый кабинет оборудован для проведения теоретических занятий, второй для практических занятий. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности.

 

Учебное помещение соответствует требованиям санитарных норм и
правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41.

 

 

Материально техническое обеспечение:

 

Для успешного освоения программы используются следующее оборудование и материалы:

- верстаки - 12 шт.,

- токарно-винторезный станок - 2 шт.;

- токарный станок по дереву СТД-120 шт.;

- вертикально-сверлильный станок - 2 шт.,

- фуговально-пильный станок - 1 шт.;

- нож-резец - 20 шт.;

- нож-косячок -15 шт.;

- пила с мелкими зубьями - 5 шт.;

- тиски -16 шт.;

- напильники -20 шт.;

- набор стамесок (10);

- набор отверток - 15 шт.;

- рубанок -15 шт.;

- ручная дрель - 1 шт.;

- электрический лобзик;

- клей ПВА, "Момент";

- наждачная бумага мелкозернистая;

- лак для покрытия изделия;

- пиломатериал (береза, липа, осина),

- эскизы изделий;

- таблицы по технике безопасности.

 

Литература:

1. Афанасьев А.А. «Резьба по дереву: приемы, техника, изделия». – М: Изд-во Эксмо, 2006. – 464 с.:ил.

2. Г.Ф. Валеева-Сулейманова "Декоративно- прикладное искусство казанских татар"

3. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. Казань, Татарстанское кн. Изд-во, 1984г., 188 с.: с илл.

4. Вешкина О.Б. Декупаж.Стильные идеи шаг за шагом. – М.: АСТ: Астрель, 2010.-64с.

5. Гусарчук Д. М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. – М., 1986.

6. Махмутова Х. И. роспись по дереву: Пособие для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987.-79с.: ил.

7. Курти О. Постройка моделей судов/ Пер. с итал. Л., 1978. 554 с, ил.

8. Михайлов М.А. Модели парусных кораблей русского флота. М., 1971. 32 с, ил.

9. Михайлов М.А. Модели современных военных кораблей. М., 1972. 104 с, ил.

 

Интернет ресурсы:

- сайт Алексея Корюкина. Несколько резных работ по дереву;

- Друзья художники. Сайт посвящен художественной обработке древесины;

- сайт Носикова Петра. Скульптурная резьба, ажурная резьба, накладная резьба, декоративные пано, оформление интерьеров;

- сайт Дины Лебедевой. Кухонная утварь, выполненная в технике геометрической резьбы. Также использована смешанная техника;

- сайт Георгия Сущевича. Дистанционный курс обучения резьбе по дереву;

- сайт Стародубцева Артема. Геометрическая и контурная резьба.

 


Методы обучения:

1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
3. Практические: практические занятия;
4. Повторение, конструирование;
5. Эвристический: продумывание будущей работы.

 

 

Педагогический контроль

Результативность освоения детьми данной программы определяется с помощью использования разнообразных способов проверки:

- текущий контроль знаний в процессе устного опроса (индивидуального и группового);

- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

- итоговый контроль умений и навыков при анализе итоговой работы.

 

Основными критериями оценки работ детей являются:

- внешний вид изделия;

- соблюдение технологии изготовления и декорирования;

- целесообразность работы;

- самостоятельность в выполнении работы;

- продуктивность (выполнение работы в установленный срок);

- качество выполненной работы;

- культура поведения и соблюдения техники безопасности при выполнении работ.

 

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- Выставки детского творчества.
- Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.

- Итоговая аттестация.

 

 

Дидактические материалы:
- наглядные пособия;

- шаблоны и образцы изделий;

- раздаточный материал;

- индивидуальные карточки для самостоятельной работы (тренировочной, обучающей, проверочной);

- книги, брошюры, газетные материалы, фотографии;

- видеоматериалы.