Программа «Балаганчик»

Несомненно, что театральное творчество является синтезом искусств. Занятия по программе «Балаганчик» дают возможность развивать у детей творческие и социальные навыки. В театральной студии развиваются не только творческие способности ребенка, но формируется уверенность в себе, чувство эмпатии, основы рефлексии и самооценивания, навыки самоорганизации.

Участие обучающихся в творческих постановках является стимулом личностного роста, повышает их коммуникативную активность, расширяет кругозор. Занятия актерским мастерством – это путь не только к успеху на сцене, но и в жизни, уверенности в своих силах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Балаганчик» художественной направленности включает в себя изучение нескольких предметов: основы актерского мастерства, художественное слово, сценические движения, история искусств, танец и вокал.

 

Преимущества занятий по программе "Балаганчик":

1. Творчество. Прежде всего, занятия в театральном кружке раскрывают творческий потенциал ребёнка, который раньше могли не замечать ни его родители, ни он сам! Все дети – талантливы. Все дети – непосредственны. Их «незашоренность», умение видеть мир широко открытыми глазами, позволяет часто видеть то, чего не видят взрослые («Король-то голый!»). Раскрыть творческий потенциал ребёнка легко, а результаты могут быть весьма впечатляющими!

2. Воображение и самообладание. Занятия в театральной студии развивают фантазию, воображение, внимание, концентрацию, память и осознанную реакцию. У школьников и подростков театральные занятия прекрасно развивают умение владеть собой, импровизировать и управлять своими эмоциями в разных жизненных ситуациях.

3. Избавление от страхов. Театральные занятия – это игра. А игра – самое эффективное средство для избавления от детских страхов. К сожалению, люди с богатым воображением – особенно дети – более подвержены страхам. И в этом плане занятия в театральной студии или кружке уникальны: развивая воображение, они, тем не менее, делают человека более смелым!

4. Дикция, голос, тело. В театральной студии обязательно проводятся занятия актёрским мастерством и вокальные упражнения – они отлично развивают речевой аппарат, дикцию, музыкальный слух, формируют правильное дыхание. Снимаются телесные и голосовые зажимы, речь становится внятной, голос – звучным. А подвижные занятия, танцы, прекрасно улучшают координацию и пластику движений – любой актёр должен уметь владеть своим телом!

5. Развитие речи. Театральные занятия отлично развивают речь! Маленькие дети учатся строить правильные фразы, ребята постарше обретают уверенность и красноречие, избавляются от слов-паразитов. Одним словом, дети учатся красиво, выразительно, содержательно, доходчиво и понятно складывать слова в предложения.

6. Харизма и искусство оратора. Развивая голос, дикцию, красноречие, избавляя от страхов, занятия в театральном кружке или студии готовят почву для развития навыков публичного выступления. Ребёнок сможет, не повышая голоса, говорить так, чтобы его услышали и поняли – учителя, сверстники, все окружающие... Не стоит думать, что харизма – исключительно «взрослое» качество! Харизма – лишь обаяние уверенности, которая лишена наглости. Её может наработать как взрослый, так и ребёнок!

7. Дружба и общение. Благодаря занятиям по актёрскому мастерству дети учатся быстро находить общий язык со сверстниками, находить новых друзей, становятся более открытыми в общении. Для малышей развитие коммуникативных навыков – важнейшая составляющая подготовки к школе... да и школьникам всегда пригодится умение чувствовать себя везде как дома, не бояться новых знакомств и общаться «вживую», вне социальных сетей. Театральные занятия не только избавят от барьеров в общении, но и научат взаимодействовать в команде, чувствовать и поддерживать других. Вспомните: даже анекдотов на тему взаимовыручки больше всего именно про актёров в театре!

8. Дисциплина и самодисциплина. Для детей постарше театральные занятия – ещё и прекрасная тренировка дисциплины и самодисциплины, умения брать на себя ответственность (роль – важное задание!) и «собираться» в нужный момент.

9. Расширение кругозора. В конце концов, театр – кладезь остроумных цитат и изречений. Тренировка памяти улучшает успеваемость в школе. У малышей на занятиях в театральном кружке или студии обогащается активный словарный запас. Младшие школьники и подростки заметно расширяют кругозор, знакомясь с произведениями литературы не по учебникам, а проживая кусочек жизни «своих» литературных героев. Это развивает интеллект, да и вообще способствует разностороннему, гармоничному развитию личности. Ведь именно разносторонне развитый человек способен легче других осваивать что-то принципиально новое для себя в течение всей жизни.

10. Веселье и выход энергии. В конце концов, увлекательные занятия в театральной студии – отличный способ провести время не только с пользой, но и весело! Театральные занятия прекрасно дают выход энергии детям любого возраста. Младшие просто играют, а старшие (обычно) уже стараются понять мотивы своего героя, вживаясь в роль... Но и тем, и другим театральная игра служит мощным толчком к развитию!

Педагоги

Дружинина Галина Федоровна - педагог дополнительного образования.

Содержание программы

Учебный план рассчитан на 3 года и предусматривает реализацию комплекса учебных предметов:

  • учебные предметы художественно-творческой подготовки (основы актерского мастерства, художественное слово, сценическое движение);
  • учебные предметы историко-теоретической подготовки (беседы об искусстве);
  • учебные предметы по выбору (танец, вокальный ансамбль).

 

Учебный план первого года обучения – 8 часов в неделю:

  • основы актерского мастерства – 2 часа в неделю;
  • художественное слово – 2 часа в неделю;
  • сценические движения – 2 часа в неделю;
  • беседы об искусстве – 1 час в неделю;
  • танец или вокальный ансамбль – 1 час в неделю.

 

Учебный план второго года обучения – 8 часов в неделю:

  • основы актерского мастерства – 2 часа в неделю;
  • художественное слово – 2 часа в неделю;
  • сценические движения – 2 часа в неделю;
  • беседы об искусстве – 1 час в неделю;
  • танец- 1 час в неделю или вокальный ансамбль – 1 час в неделю.

 

Учебный план третьего года обучения – 8 часов в неделю:

  • основы актерского мастерства – 2 часа в неделю;
  • художественное слово – 2 часа в неделю;
  • сценические движения – 2 часа в неделю;
  • беседы об искусстве – 1 час в неделю;
  • танец- 1 час в неделю или вокальный ансамбль – 1 час в неделю.

Цели программы

Цели:

  1. Выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем
    детском возрасте.
  2. Художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе
    приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.
  3. Подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные
    учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в
    области театрального искусства.

 

Задачи:

  1. Создать условия для приобретения детьми опыта творческой деятельности (исполнительского мастерства).
  2. Развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.
  3. Познакомить учеников с театром как видом искусства.
  4. Способствовать формированию у детей и подростков устойчивого интереса к театральному искусству.
  5. Способствовать формированию у учащихся духовно-нравственной позиции.
  6. Развивать личностные и творческие способности детей.
  7. Снять психологические и мышечные зажимы.
  8. Научить в области актёрского мастерства:
    • владеть всеми видами сценического внимания.
    • снимать индивидуальные зажимы;
    • видеть, слышать, понимать;
    • обладать ассоциативным и образным мышлением;
    • ориентироваться и действовать в сценическом пространстве;
    • отрабатывать правдивость и точность простейших физических действий;
    • выполнять сценическую задачу;
    • органично и естественно существовать в предлагаемых обстоятельствах;
    • оправдать заданную ситуацию, импровизировать;
    • мыслить и действовать на сцене;
    • взаимодействовать с партнером на сцене; 
    • владеть основами самостоятельного распределения в сценическом пространстве.
  9. Дать основные теоретические понятия:
    • о сценическом этюде и о его драматургическом построении;
    • о создании сценария этюда и форме его написания;
    • о выразительных средствах сценического действия и их разновидностях;
    • о событии и событийном ряде;
    • о втором плане роли и внутреннем монологе;
    • о сюжете и его структуре;
    • о роли жанра и стиля в драматургии;
    • об особенностях различных школ актерского мастерства.

Результат программы

К концу освоения программы обучающиеся должны уметь:

  • Работать с воображаемыми предметами;
  • Действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно;
  • Разыгрывать этюды по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства: интонацию, мимику, жест;
  • Определять по карточкам – пиктограммам разные эмоции и чувства человека – радость, грусть и т д;
  • Эмоционально читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
  • Знать и четко произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно;
  • Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке;
  • Выступать перед родителями, кружковцами и другой аудиторией с инсценировками;
  • Запоминать заданные педагогом мизансцены;
  • Строить диалог с партнером на заданную тему;
  • Совмещать сценическую речь и движение;
  • Выполнять комплекс простых танцевальных движений под музыку;
  • Создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
  • Применять выразительные средства речи и дикции на материале детских стихов и скороговорок;
  • Воплощать на сценической площадке характер персонажа и умения действовать в предлагаемых обстоятельствах
  • Владеть комплексом артикуляционной и дыхательной гимнастики;
  • Сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему;
  • Участвовать в постановке полноценного спектакля;
  • Выполнять основные движения русских народных танцев;
  • Грамотно вести себя во время театрального представления, различать виды театра;
  • Чувствовать себя свободно и раскованно при проведении различных праздников и мероприятий;
  • Самостоятельно организовывать игры.

 

Должны знать:

  • Виды театров (кукольный, детский, театр зверей и др.);
  • Правила поведения в театре во время спектакля и после него, правила поведения на сцене и за кулисами;
  • Знать 5-7 артикуляционных упражнений;
  • Знать 5-10 скороговорок, чистоговорок, длинноговорок;
  • Классификацию игр, правила проведения игр;
  • Элементы внутренней техники актера (внимание, память, воображение, фантазия)
  • Понятие «танец», основные танцевальные направления;
  • Театральные профессии (осветитель, декоратор, режиссер, костюмер и т.д.)
  • Основные театральные термины и понятия;
  • Основы создания сценического образа с помощью грима;
  • Историю театра;
  • Основные правила работы с партнером, реквизитом, сценической установкой;
  • Знать и соблюдать правила поведения за кулисами во время выступления;
  • Основные этапы работы над театральным действием;
  • Элементы русских народных танцев и плясок.

Материально-техническая база

Созданы условия для развития театрализованной деятельности детей.

Имеется театральная студия, оборудованная ширмами, разной конструкции, декорациями к детским постановкам. В театральной студии представлены разнообразные виды театров, театральных атрибутов.

В МБОУ работает гримерно-костюмерная комната с набором театральных костюмов, аксессуаров и атрибутов (парики, шляпы, костюмы,
наборы декоративной косметики и пр.) Предметно-пространственная среда, созданная в детском саду, не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его
самообразования.

При проектировании предметно-пространственной среды учитываются индивидуальные особенности ребенка; особенности его
эмоционально-личностного развития, интересы, склонности, любознательность, возрастные и полоролевые особенности. В целях
реализации индивидуальных особенностей среда обеспечивает право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности имеются разнообразные виды  театра. Материал периодически обновляется, при этом учитываются интересы детей, что создает условие для персонализации общения воспитателя с каждым ребенком.

Учитывая полоролевые особенности детей в зонах театрализованной деятельности, оборудование и материалы размещают так, чтобы они отвечали интересам как мальчиков, так и девочек.

В образовательном учреждении функционирует в качестве объектов
инфраструктуры: зал, оснащенный профессиональной звуковой и
световой аппаратурой, гримерной, сценой, звукорубкой.