Программа «Задоринка»

Академическое сольное и хоровое пение является одним из любимых предметов обучающихся в школе. Дети, которые занимаются вокальной деятельностью, эмоционально отзывчивы. Точная интонация, гибкая и подвижная динамическая палитра, наличие хорошего вокального звука, певческого ансамбля – визитная карточка наших хоровых коллективов.

 

Творческая жизнь отделения очень разнообразна и многогранна, география конкурсной деятельности обширна: Болгария, Москва, Санкт -Петербург, Казань, Сочи, Новосибирск. Наши дети достойно представляют школу на конкурсах вокального и хорового исполнительства.

 

От природы каждый ребёнок имеет музыкальные задатки. Задача педагогов – вовремя развить, возбудить желание и потребность в музыкальной деятельности. Пение является наиболее доступной исполнительской деятельностью для ребенка.

 

Хоровое пение – одно из ведущих средств слухового и вокального воспитания, приобщение школьника к активной музыкальной деятельности. Специфика хорового пения немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.

 

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Хоровое музицирование» имеет художественную направленность, которая заключается в развитии у обучающихся творческих способностей посредством музыки (в частности пения). В процессе реализации данной программы ребенок получает возможность участия в коллективной творческой деятельности, а также расширить свой музыкальный кругозор, сформировать музыкальный и художественный вкус, развить певческие умения.

 

Программа рассчитана на 3-х летний срок обучения, для детей, освоивших курс 4-х летней общеразвивающей программы в области музыкального искусства "Хоровое музицирование".

Педагоги

Метелев Александр Владимирович – преподаватель первой квалификационной категории.

Образование: Татарское педагогическое училище, 2001г.

Содержание программы

В течение первого года обучения учащиеся осваивают первичные вокально-исполнительские навыки, в области музыкальной грамотности осваивают представление о свойствах звука, мелодии, фразе.

  1. Презентация студии.
  2. Певческие голоса. Правила гигиены голоса.
  3. Вокально-исполнительские навыки.
  4. Музыкальная грамотность.
  5. Дикция в пении.
  6. Средства музыкальной выразительности.

144 часа в год, занятия 2 раза в неделю по 2 часа.

 

Второй год обучения – совершенствуется вокально-исполнительское мастерство учащихся, формируются навыки кантиленного пения, раскрепощается артикуляционный аппарат, расширяются границы понятий и терминов музыкальной грамоты.

  1. "Мир вокруг нас".
  2. Охрана и гигиена детского голоса.
  3. Вокально-исполнительские навыки.
  4. Ансамбль.
  5. Музыкальная грамотность.
  6. Дикция и артикуляция в пении.
  7. Средства музыкальной выразительности.

216 часов в год, занятия 3 раза в неделю по 2 час.

 

Третий год обучения – совершенствуется интонационная выразительность, приобретаются навыки определять характерный образ исполняемого произведения.

Репертуарный план может варьироваться в зависимости от возраста учащихся, от сложившегося доминирующего характера группы исполнителей, от интересов учащихся, их собственных предложений разучивания произведений, как вида творчества.

  1. "По дороге с музыкой".
  2. Охрана и гигиена голоса.
  3. Ансамбль.
  4. Вокально-исполнительские навыки.
  5. Музыкальная грамотность.
  6. Правила орфоэпии в пении. Культура и логика речи.

216 часов в год, занятия 3 раза в неделю по 2 часа.

Цели программы

Цель программы – способствовать успешной социализации обучающихся посредством развития и воспитания эмоциональной, интеллектуальной, певческой культуры в процессе занятий хоровым (ансамблевым) пением.

 

Задачами учебного предмета являются:

Обучающие:

  • обучение основным навыкам хорового пения (умение брать дыхание вместе, подстраиваться к другому голосу и т.д.);
  • формирование у обучающихся умения самостоятельно использовать полученные знания;
  • овладение навыками создания ярких музыкальных образов.

 

Развивающие:

  • развитие основных свойств певческого голоса (звуковысотного и динамического диапазона, тембра, качества дикции);
  • расширение общего культурного кругозора и диапазона эстетических чувств;
  • развитие музыкальных способностей ребенка (интонационного, аналитического, мелодического, гармонического, ритмического слуха, музыкальной памяти);
    развитие музыкального восприятия и мышления (умения переживать и чувствовать музыку, умения постигать художественный смысл хорового произведения).

 

Воспитательные:

  • формирование культуры коллективного творчества (дисциплинированность, личную ответственность за общий результат, сдержанность и чувство такта в общении со сверстниками);
  • воспитание способности к сотрудничеству и сотворчеству.

 

Личностные:

  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, целеустремленности.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

 

  • достаточное количество вокально-хоровых произведений различных стилей, направлений и эпох;
  • музыкальную грамоту (теорию музыки) в пределах курса музыкальной школы;
  • основные принципы коллективного музицирования;
  • основные хоровые и музыкальные термины.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

 

  • бегло читать (петь) с листа хоровые партии;
  • владеть вокально-хоровыми навыками одноголосного и многоголосного пения;
  • владеть исполнительскими навыками коллективного музицирования;
  • выразительно, осмысленно, художественно, эмоционально исполнять хоровые произведения по уровню сложности, предусмотренному программой;
  • уметь анализировать музыкальное произведение;
  • владеть навыками работы над созданием художественного образа хорового произведения.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • ответственность за общее дело, умение работать в коллективе;
  • навыки сценических выступлений;
  • понимание классической музыки;
  • достаточный общий культурный кругозор и диапазон эстетических чувств.

 

Реализация программы обеспечивает: наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству.

Особые условия проведения

При приеме на обучение по программе «Хоровое музицирование» принимаются все желающие без специального отбора. Обучение по программе «Хоровое музицирование» бесплатное.

Материально-техническая база

Программа «Хоровое музицирование» обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным предметам.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация данной программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными или электронными изданиями, основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по всем учебным предметам. Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

Материально-технические условия образовательного учреждения обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных данной программой. Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.