Программа «Веселые ребята»

Основой ансамбля народных инструментов являются шумовые: ложки, трещётки, маракасы, бубен, баян. Во время занятий необходимо подробно знакомить учащихся со всеми музыкальными терминами, встречающимися в изучаемых произведениях, объяснять их значение и требовать строгого их соблюдения.

Необходимо, чтобы все оркестранты принимали самое активное участие в организации проведения занятий. Развитие и укрепление чувства коллективизма, дружбы и товарищества – одна из основных задач руководителя ансамбля.

 

В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, развиваются и совершенствуются музыкальные особенности. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков.

Постоянно применяя на уроках шумовые инструменты, я обратил внимание на то, что дети с большим желанием выполняют различные задания с деревянными ложками. Они играют на них в свободное от занятий время. Так возникла идея организовать ансамбль шумовых инструментов.

 

Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.

Игра на шумовых позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а также тонкой моторики при музицировании. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.

 

Новизной и отличительной особенностью программы является обучение детей игре на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах, приобщение к традиционной народной культуре, творческой деятельности.

Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники игры, на каждом занятии рекомендуется использовать пальчиковые, дидактические игры, игры с палочками и ритмические упражнения.

 

Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и народной культуре, предлагается проведение экскурсий, посещение музеев народного творчества, организация фотовыставок и просмотр видеоматериала, о народной музыкальной культуре и искусству.

Главная идея разработки программы – помочь любому ребёнку, независимо от его природных данных и физических возможностей, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества.

Педагоги

Метелев Александр Владимирович – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Педагогический стаж: 17 лет.

Содержание программы

Учебный план первого года обучения:

  • Инструктаж по ТБ - 1 час.
  • Знакомство с комнатой русского быта (убранство, музыкальные инструменты) - 10 часов.
  • Фольклорно-этнографические танцевальные традиции России - 10 часов.
  • Овладение инструментами русской народной традиции - 60 часов.
  • Элементарная теория музыки - 1  час.

 

Учебный план второго года обучения:

  • Динамические оттенки – 10 часов.
  • Работа над мелодией – 10 часов.
  • Упражнение на синхронное звучание – 10 часов.
  • Работа над штрихами в группах и в оркестре – 10 часов.
  • Разучивание произведений – 42 часа.

  

Учебный план третьего года обучения:

  • Работа над штрихами, звукоизвлечением, ритмическим рисунком, динамическими оттенками – 20 часов.
  • Теория музыки, сольфеджио на групповых занятиях – 20 часов.
  • Разучивание произведений – 42 часа.

Цели программы

Цель программы – приобщение детей к традиционной народной культуре через освоение народных инструментов, развитие творческих способностей.

 

Задачи:

Образовательные:

  • знакомить с традиционным народным искусством;
  • знакомить детей с приёмами игры на ложках и других детских муз инструментах;
  • закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля;
  • поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.

 

Воспитательные:

  • развивать у детей фантазию, творческие способности, музыкальный вкус;
  • активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.

 

Развивающие:

  • воспитывать чувство коллективизма, ответственности;
  • воспитывать у детей веру в свои силы, в свои творческие способности.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

 

  • владеть основными навыками ансамблевой и оркестровой игры;
  • анализировать и сравнивать музыкальный материал по темпу и характеру.
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе;
  • добиваться синхронного звучания;
  • работать над мелодией и аккомпанементом;
  • отрабатывать разнообразные штрихи;
  • работать над ритмом как в оркестре, так и в отдельных группах;
  • читать с листа простейшие произведения;
  • работать над динамикой;
  • определять понятия, классифицировать полученные знания;
  • троить логическое рассуждение и делать выводы;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • понимать характер произведения, форму и вложенный композитором смысл пьесы;
  • создавать синхронное и сбалансированное звучание оркестра;
  • планировать свои занятия;
  • осознавать цель в самостоятельных занятиях;
  • обобщать полученные знания;
  • проявлять инициативу в выборе произведений;
  • вести творческий поиск. 

 

Особые условия проведения

В процессе обучения на инструменте надо осуществлять дифференцированный подход к каждому обучающемуся, при котором любой ребёнок имеет право на собственное слово, приобщение к миру звуков, атмосфере творчества и радости.

Материально-техническая база

Для реализации программы необходимы инструменты:

  1. ложки - 10 шт.,
  2. трещётки - 2 шт.,
  3. маракасы - 2шт.,
  4. бубен - 1шт.,
  5. бубенцы - 4 шт,
  6. баян - 1 шт.