Программа «Клуб Эрудит»

Обучение по программе актуально для интеллектуально одаренных детей и подростков, так как игры, предусмотренные деятельностью кружка, способствуют развитию основных характеристик творческого и логического мышления. Поиск ответа за достаточно малое (всего 1 минута) время учит концентрации внимания, быстроте принятия решений. Элементы проектной и организаторской деятельности способствуют развитию навыков самостоятельной работы. Одним из важных воспитательных моментов является командный характер игры. Чтобы добиться результата, надо уметь слушать товарища, уважать его мнение, объективно оценивать и принимать коллективное решение. Навыки коллективной работы, полученные в игре, находят применение, как в школьной, так и во внеучебной деятельности обучающихся.

 

Занятия по программе кружка способствуют воспитанию нравственных и моральных качеств детей и подростков, так как соблюдение правил игры и честность по отношению к сопернику является одним из важнейших принципов деятельности кружка. И еще одна отличительная черта – уважение к своей команде, к организаторам и к противнику. Дружеская атмосфера в кружке позволяет избавиться от агрессии к сопернику по игре, создать доброжелательный настрой по отношению ко всем играющим. «Что? Где? Когда?» не только игра, но и спорт. А для спорта важно постоянное самосовершенствование, работа над собой. Ни один спортсмен не добьется успеха без волевых качеств, самообладания и стремления к победе – то же касается и участника интеллектуальной игры.

 

Один из самых сложных моментов не только в игре, но и в жизни,- не обратить внимания на неудачу, не бросить начатое дело. Но еще сложнее адекватно воспринять свою собственную победу. Тренировки в кружке делают и победы, и поражения регулярными, превращают их в обыденные происшествия и воспитывают спокойное отношение к ним.

 

Актуальность.

Участие в интеллектуальных играх стимулирует заинтересованность в добровольном углубленном изучении предметов школьного курса. А самообразование – прочный залог успешной жизни, удачной карьеры. Творческий характер олимпиадных заданий позволяет школьнику показать не только знания, но и достигнутый им уровень гуманитарной культуры, общей эрудиции, самостоятельности мышления.

Программа направлена на раскрытие и развитие отдельной личности, одной из главных задач программы становится формирование команды. Немалая часть занятий в программе обучения посвящена разбору вопросов базы игры: «Что? Где? Когда?», для школьников. Эта форма работы не только помогает лучше понять специфику игры и вследствие этого улучшить результаты, но и позволяет развить навыки научной аргументации и грамотной критики.

 

Новизна – целенаправленная подготовка учеников к интеллектуальным конкурсам и играм разного уровня.

Педагоги

Овчинников Алексей Алексеевич – педагог дополнительного образования, 1 квалификационной категории.

Содержание программы

Срок реализации программы 1 год (68 часов).

 

Основные разделы программы:

  1. Вводные занятия: 2 часа;
  2. методика выбора ответа: 10 часов;
  3. работа с базой вопросов «Что? Где? Кода?» : 10 часов;
  4. командное взаимодействие, тренинг: 4 часа;
  5. метод «мозгового штурма» и его применение в интеллектуальных играх: 6 часов;
  6. проектная деятельность. Написание вопросов к играм «Что? Где? Когда?»: 8 часов;
  7. интеллектуальные игры: тренинг поиска правильных ответов: 26 часов;
  8. итоговое занятие: 2 часа. 

 

В программу входит проведение консультаций при работе над индивидуальной или групповой проектной деятельностью, методика выбора ответа. В консультации могут участвовать как команды, так и отдельные игроки по мере подготовки к проведению или участию в мероприятиях.

При проведении занятий используются словесные (устное изложение, беседа, объяснение), наглядные (показ иллюстраций), практические (тренировочные игры, практические занятия по написанию игровых материалов) методы обучения.

Формы проведения занятий: лекция; беседа; тренировочные упражнения игра; мультимедийный час; видеоурок; презентация.

Основной формой проведения занятий является игра.

Программа основана на методических разработках таких теоретиков интеллектуальных игр, как В.Я.Ворошилов, Б.О.Бурда, М. Поташев, и др.. При составлении использована программа Л. Климовича, разработанная для гомельского клуба интеллектуальных игр. При разработке программы учтены нормативные документы РФ об образовании.

Цели программы

Цели программы:

  1. развитие личности учащихся, их духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации;
  2. развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  3. развитие интеллектуального потенциала и повышение эрудиции одаренных детей.

 

Задачи обучения:

Воспитательные задачи:

  • формирование навыков коллективного принятия решений;
  • формирование адекватного отношения к игре, своей победе или неудаче.

 

Развивающие задачи:

  • развитие мотивации к интеллектуальной деятельности;
  • формирование межпредметных связей;
  • развитие ассоциативного, логического и творческого мышления.

 

Обучающие задачи:

  • знакомство с методом "мозгового штурма";
  • обучение самостоятельному оперативному принятию решений.

Результат программы

Обучение по программе должно дать следующие результаты:

 

 

Овладение предметными компетенциями:

  1. знание правил и особенностей интеллектуальных игр;
  2. владение методом "мозгового штурма";
  3. умение организовать и провести интеллектуальное мероприятие.

 

Формирование социальных компетенций:

  1. умение работать в команде;
  2. умение вести научную дискуссию;
  3. знание особенностей распределения ролей и игровых функций в команде;
  4. умение принимать командные и индивидуальные решения.

 

Формой контроля и способом определения результативности обучения является участие в интеллектуальных мероприятиях школьного, районного, городского уровней. При этом в течение обучения отслеживается результативность участия на разных уровнях.

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • устный опрос; интеллектуальный тест;
  • контрольные вопросы;
  • конкурс на лучший вопрос;
  • интеллектуальная игра; конкурсные вопросы;
  • мультимедийная викторина;
  • участие в различных конкурсах школьного, районного и городского уровней.

 

После прохождения курса обучения учащиеся должны знать:

  • правила составления вопросов;
  • алгоритмы решения задач, рассуждения;
  • типы вопросов интеллектуальных игр;
  • правила интеллектуальных игр.

 

должны уметь:

  • играть в интеллектуальные игры по правилам данной игры;
  • извлекать необходимые знания из литературы;
  • самостоятельно выбирать средства для решения учебной задачи;
  • осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки;
  • сравнивать результаты своей деятельности с эталоном;
  • самостоятельно оценивать процесс; регулировать своим эмоции, поведение.

Особые условия проведения

Программа реализуется в рамках организации внеурочной деятельности на базе МБОУ СОШ № 148 Купинского района. Образовательный процесс организован в соответствии с общим планом деятельности школы, годовым календарным учебным графиком и учебным планом ЦЭВ "Закаменка".

Возраст обучающихся по программе: дети и подростки 13–17 лет (учащиеся 8–11 классов) с повышенным интеллектуальным развитием и склонностью к интеллектуальным видам деятельности. Широкий охват возрастов обусловлен спецификой клубной деятельности: направленностью на личный опыт обучающихся, возможностью объединять разновозрастных детей в одну группу, а также повышенным интеллектуальным развитием обучающихся клуба.

Материально-техническая база

Учебное помещение: учебный класс, отвечающего санитарно-гигиеническим требованиям для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста.

 

Материально-техническое обеспечение: ТСО (компьютер, проектор, музыкальный центр); экранно – звуковые пособия: аудиозаписи для конкурсов по программе, музыка, видеофильмы, соответствующие содержанию обучения, слайды, соответствующие содержанию темы, мультимедийные образовательные ресурсы; игры: познавательные игры, викторины, интеллектуальные игры, игры со словами и, игры- вопросы, игры- загадки.

 

Информационное обеспечение: наглядные пособия и методические разработки из сети интернет, ТСО.

 

Педагогические технологии, используемые в программе: игровые, здоровьесберегающие, технология группового обучения, проектное обучение.

Дидактические материалы, используемые в программе: задания, упражнения, тесты, ребусы, кроссворды, сценарии игр.