Программа «Духовые и ударные инструменты»

Известно, что все люди рождаются с разными способностями и наклонностями. Воспитание артиста дело сложное и, безусловно, творческое. Врожденные таланты и темперамент часто трудно поддаются корректировке. А вот на стеснительность и раскованность можно повлиять, поощряя артистические проявления при обучении и воспитании юного таланта.

 

Творческая атмосфера в детской школе искусств предполагает активное участие детей в практической исполнительской деятельности. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля духовых инструментов, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере.

 

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» направлена на:

  • выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

 

Срок освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Духовые и ударные инструменты» для детей, поступивших в ДШИ «Гармония» в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

 

Срок освоения программы «Духовые и ударные инструменты» для детей, поступивших в ОУ в первый класс в возрасте с 10 лет до 12 лет, составляет 5 лет.

 

Конечно, не все выпускники детской школы искусств станут профессиональными артистами или посвятят свою жизнь искусству, но у каждого в сердце поселится мир прекрасного, мир искусства.

Педагоги

Только выдающаяся личность может стать примером и вдохновителем для ребенка занятиями искусству. Настоящий музыкант и педагог, как спортсмен, всегда должен держать в тонусе свои умения, развивать навыки исполнительского искусства, находиться в творческой артистической атмосфере. Наши педагоги тому пример.

 

Галимов Ильдус Хатипович награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, является «Лучшим педагогическим работником Новосибирской области.

 

Еранская Наталья Викторовна - Почетный работник сферы образования РФ, награждена Памятным знаком «Эффективный руководитель-2017».

 

Симонова Валентина Ивановна – «Лучший педагогический работник Новосибирской области», Почетный работник общего образования РФ.

 

Зарецких Алексей Дмитриевич и Кудряшов Юрий Алексеевич - артисты высшей квалификационной категории Новосибирского городского духового оркестра.

 

Гурьянов Валентин Андреевич – артист высшей квалификационной категории оркестра Росгвардии Сибирского командования.

 

Мосин Геннадий Алективович – артист самодеятельного ансамбля педагогов «Вдохновение».

 

Демидович Николай Николаевич – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

 

Петров Пётр Петрович – педагог дополнительного образования.

 

Плюснин Анатолий Геннадьевич - педагог дополнительного образования.

 

Таубе Надежда Алексеевна – педагог дополнительного образования.

 

Баруздин Олег Витальевич – педагог дополнительного образования.

Расписание

Расписание согласно индивидуального графика с педагогами.

Содержание программы

Учебный план предусматривает следующие разделы:

  1. Музыкальное исполнительство ансамбль.
  2. Музыкальный инструмент валторна.
  3. Музыкальный инструмент кларнет.
  4. Музыкальное исполнительство «Оркестровый класс».
  5. Музыкальный инструмент тенор-баритон.
  6. Музыкальный инструмент тромбон.
  7. Музыкальный инструмент труба.
  8. Музыкальный инструмент туба.
  9. Музыкальное исполнительство ударные инструменты.
  10. Музыкальный инструмент флейта.
  11. Музыкальная литература.
  12. Слушание музыки.
  13. Сольфеджио.
  14. Фортепиано.
  15. Хоровой класс.
  16. Элементарная теория музыки.

Цели программы

Цель программы – создать благоприятные условия для развития творческой личности и раскрытия таланта у ребенка средствами инструментального исполнительства на духовых и ударных инструментах, приобщение его к ансамблевому исполнительству.

 

Задачи программы:

Воспитательные:

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  • формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.

Образовательные:

  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
  • приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования.

Развивающие задачи:

  • выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умение планировать свою домашнюю работу;
  • осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата;
  • формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.

Результат программы

Предметные результаты программы.

Результатом освоения программы «Духовые и ударные инструменты» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

 

В области музыкального исполнительства:

  • знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и оркестрового исполнительства;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле/оркестре на духовых, ударных инструментах;
  • умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
  • умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
  • первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;
  • навыки публичных выступлений. 

В области теории и истории музыки:

  • знания музыкальной грамоты;
  • знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
  • первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
  • умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
  • умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
  • навыков восприятия элементов музыкального языка;
  • навыков вокального исполнения музыкального текста;
  • навыков анализа музыкального произведения;
  • навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
  • навыков записи музыкального текста по слуху;
  • первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

 

Метапредметные результаты:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности духового, ударного инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • знание в соответствии с программными требованиями репертуара для духовых и ударных инструментов, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста;
  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

 

Личностные результаты:

  • способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения
  • сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • развитие аналитических способностей, умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
  • развитие музыкального мышления, навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
  • способность осуществлять элементарный анализ музыкального произведения с объяснением роли выразительных средств. 

Отработка практических навыков исполнительского искусства нужна как детям, так и взрослым артистам. Освоение программного материала по предмету предполагает зачет или итоговый концерт, однако, этого бывает недостаточно для выработки навыков игры на публике. У многих юных артистов существует боязнь сцены, когда хороший теоретик может проявиться плохим практиком. Отрабатывать навыки индивидуально-личностного плана выступлений на сцене ребенку поможет только многократная сценическая практика.

Особые условия проведения

Наличие музыкального инструмента у ребенка.

 

Обучение по программе предусматривает обязательное посещение других учебных предметов: сольфеджио, музыкальная литература, фортепиано.

 

При приеме на обучение по программе «Духовые и ударные инструменты» проводится отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, музыкальной памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на духовом, ударном или народном инструменте.

Материально-техническая база

  • концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием;
  • учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным оборудованием (музыкальными инструментами, звуковой аппаратурой, столами, стульями, шкафами и др.).

 

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию и быть оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв. м.

 

В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.

Видео