Программа «Сказочки на лавочке»

Программа «Сказочки на лавочке» является рабочей программой речевой и художественно-эстетической направленности для образования детей школьного возраста (от 8 до 12 лет).

 

Каждый учебный год мы готовим новую сказку для кукольного представления. Первой сказка стала пьеса «Теремок», затем была «Заячья избушка». Сейчас готовим пьесу «Буратино». Премьера проходит традиционно в Неделю Детской Книги на Дне дошкольника. Перед этим ребята показывают сказку своим родителям – они наши первые зрители и судьи. После премьеры, ребята выступают перед одноклассниками, Детским приютом и другими читателями нашей библиотеки.

 

Родители и педагоги отмечают, что дети стали больше читать, у них развивается речь, они стали более активными на уроках, более раскрепощенными.

 

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную роль в этом влияет вовлечение детей в театрализованную деятельность.

 

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения.

Театрализованная деятельность помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. Она помогает не только раскрыть творческие способности, но и развить их, даёт реальную возможность адаптироваться ребенку в социальной среде.

 

Важную роль в развитии каждого ребёнка играют родители, если они поддерживают его, интересуются успехами и проблемами, знают о его увлечениях. В театрализованной деятельности, чем больше родители помогают своему ребёнку, выполняя рекомендации педагога, тем лучше результат.

Педагоги

Дружинина Галина Федоровна, педагог дополнительного образования, без категории.

Содержание программы

Основные разделы программы:

 

    1. Актёрское мастерство.
    2. Работа над голосом.
    3. Сценодвижение.
    4. Репетиционная работа по сказкам.
    5. Концертно-исполнительская практика.
    6. Познавательно – досуговая деятельность.

 

Всего: 152 часа.

Цели программы

Цель программы – раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства – театру кукол, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества, воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

 

Задачи:

Образовательные:

  • Раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство.
  • Знакомить детей с различными видами кукол, их конструкциями, техникой вождения.
  • Расширить кругозор исторических, экологических, литературных знаний учащихся.

 

Воспитательные:

  • Овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения.
  • Развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.
  • Формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.

 

Развивающие:

  • Научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
  • Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память.
  • Совершенствовать артистические навыки детей.

 

Мотивационные:

  • Привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней.
  • Научить изготавливать куклы, добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
  • Сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

 

Общеучебные:

Личностные УУД:

  • Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
  • Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
  • Формирование установки на здоровый образ жизни.

 

Познавательные УУД:

  • Умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
  • Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

 

Коммуникативные УУД:

  • Умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
  • Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах, аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
  • Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
  • Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

Регулятивные УУД:

  • Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах.
  • Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.
  • Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

 

Оздоровительные:

  • Совершенствование деятельности дыхательной системы, развитие подвижности грудной клетки, голосовых связок, совершенствование деятельности двигательного аппарата.

Результат программы

  Личностные:

  • способствовать развитию способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; способствовать формированию целостного мировоззрения.

 

Метапредметные:

  • развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
  • развитие компетентности в искусстве кукольного театра;
  • установление причинно-следственных связей; построение логических рассуждений, умозаключений и выводов.

 

Образовательные:

  • раскрыть специфику театра как искусства: познакомить с историей, видами кукольного театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.).
  • ознакомить с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации);
  • изучить технологию и особенности изготовления куклы;
  • освоить навыки, полученные в театрализованных играх, и перенести их в повседневную жизнь. 

 

Воспитательные:

  • содействовать развитию способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию в творческой области;
  • способствовать формированию творческого мировоззрения.
  • содействовать сплочению детского коллектива, воспитывать положительное отношение к совместным действиям;
  • создать условия, чтобы жизнь детей была интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;
  • воспитать личность творца, способного осуществлять свои творческие замыслы.
  • формировать нравственные качества гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
  • создать условия для проявления творческой активности, воспитания ответственности и творческой дисциплины;
  • развивать интерес к театру как к виду искусства.

 

Развивающие:

  • развивать умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
  • развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
  • развивать художественное и ассоциативное мышление;
  • развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические способности.

Особые условия проведения

Программа бесплатная. В кружке занимаются дети с ОВЗ.

 

Преимущества программы:

  • доступность (соответствие возрастным, полоролевым особенностям);
  • демократичность, сотрудничество (взаимодействие педагога и воспитанника);
  • от простого к сложному;
  • учёт индивидуальных социально-психологических особенностей детей;
  • учёт склонности, предпочтения и потребности детей.

Материально-техническая база

Созданы условия для развития театрализованной деятельности детей.

Имеется театральная студия, оборудованная ширмами, разной конструкции, декорациями к детским постановкам. В театральной студии представлены разнообразные виды театров, театральных атрибутов.

В ДОУ работает гримерно-костюмерная комната с набором театральных костюмов, аксессуаров и атрибутов (парики, шляпы, костюмы, наборы декоративной косметики и пр.).

Предметно-пространственная среда, созданная в школе, не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его
самообразования. При проектировании предметно-пространственной среды учитываются индивидуальные особенности ребенка; особенности его эмоционально-личностного развития, интересы, склонности, любознательность, возрастные и полоролевые особенности.

В целях реализации индивидуальных особенностей среда обеспечивает право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности имеются разнообразные виды кукольного театра. Материал периодически обновляется, при этом учитываются интересы детей, что создает условие для персонализации общения преподавателя с каждым ребенком

Учитывая полоролевые особенности детей в зонах театрализованной деятельности, оборудование и материалы размещают так, чтобы они отвечали интересам как мальчиков, так и девочек.

В образовательном учреждении функционирует в качестве объектов инфраструктуры:

  • малый театральный зал, оснащенный профессиональной звуковой и световой аппаратурой, гримерной, сценой, звукорубкой.