Программа «Соловей»

Комплексное, синкретичное воздействие на ребенка через погружение в этнохудожественное пространство – основная особенность данной программы. Народное искусство – синкретическое искусство, т.е. включает в себя компоненты разных искусств. Поэтому в ШНИ каждый учащийся – участник коллективного действа, выполняющий свою, особую роль в нем.

 

Принципиальным отличием является изучение не только русской культуры, а лучших народных образцов. Учащиеся должны усвоить, что у каждого народа существует своя система ценностей, свои особенности, которые нельзя не учитывать при общении с людьми той или иной национальности. Каждый народ является носителем своей национальной культуры. Пока существует культура, существует и сам носитель – народ. Поэтому в основу репертуара входят песни и обряды Новосибирской области.

 

Традиционные правила народной педагогики удивительно точно соответствуют законам психофизиологического развития детей. Приемы и средства народной педагогики прошли многовековую проверку и всегда были направлены на воспитание подрастающего поколения.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Основу учебного процесса составляют групповые занятия (состав группы 8-16 человек) в сочетании с индивидуальными и ансамблевыми формами работы.

Программа включает в себя следующие разделы: народное пение (соло и ансамбль), традиционный танец, народоведение, общее фортепиано, сольфеджио.

 

Для того, чтобы осуществить передачу традиций, главным условием является особым образом организованное общение людей. При этом работа нашей школы строится как на общении внутри школы – создание певческого коллектива, так и вне ее с носителями традиций и общением через концерты, фестивали, средства массовой информации.

Педагоги

Метелев Александр Владимирович – педагог первой квалификационной категории. Музыкальный руководитель.

Педагогический стаж: 19 лет.

Образование: Среднее-специальное, Татарское пед. училище 2001 год
Направление подготовки и/или специальности: учитель начальных классов и музыки.

 

Содержание программы

Первый год обучения:

  • вокальный ансамбль – 2 часа;
  • традиционный народный танец и игра – 1 час;
  • народоведение – 1 час;
  • сольфеджио – 1 час.


Второй год обучения:

  • вокальный ансамбль – 3 часа;
  • традиционный народный танец и игра – 1 час;
  • народоведение – 1 час;
  • сольфеджио – 1 час;
  • постановка голоса – 1 час;
  • общее фортепиано – 1 час;
  • общий народный инструмент (баян, балалайка) – 1 час.

 

Третий год обучения:

  • вокальный ансамбль – 3 час;
  • традиционный народный танец и игра – 1 час;
  • народоведение – 1 час;
  • сольфеджио – 1 час;
  • постановка голоса – 1 час.

Цели программы

Цель программы:
Через активную музыкально – творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к народному пению и русской культуре. Развить исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице народного вокально-песенного искусства

 

Общеобразовательная программа направлена на решение следующих задач:

  • выявить и развить вокальные и сценические способности;
  • сформировать навыки самостоятельной и коллективной работы;
  • создать условия для мотивации на творческую и социально активную деятельность;
  • определить критерии оценки на основе концертной и конкурсной деятельности.

Эти задачи, в свою очередь, делятся на:

Познавательные задачи:

  • Развитие познавательного интереса к музыке.
  • Включённость в познавательную деятельность детей.

 

Развивающие задачи:

  • Развитие и поддержание устойчивого интереса к народному песенному творчеству.
  • Развитие активности детей, снятие раскрепощённости.
  • Развитие у детей воображения и музыкальной фантазии, эмоциональности в исполнении, двигательной культуры и артистизма.

 

Воспитательные задачи:

  • Формирование личностных качеств у обучающихся: гражданственности, патриотизма, бережного отношения к природе, любви к Родине, нравственно-этических норм, межличностных отношений.
  • Создание комфортных условий для интересной творческой работы в коллективе, способствующих развитию коммуникативных навыков личности.
  • Создание оптимальных условий для развития потенциальных способностей одарённых детей.

 

Обучающие задачи:

  • Формирование певческих навыков.
  • Обучение с помощью музыкальных выразительных средств передачи своего понимания красоты, добра, радости.
  • Обучение работать сольно, в ансамбле или хоре.
  • Вовлечь в мир народной музыки.
  • Обучение свободному обращению с народными музыкальными инструментами, с техникой, необходимой для улучшения качества работы (микрофон, фонограмма и др.).

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • певческую установку;
  • дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
  • жанры вокальной музыки;
  • произведения различных жанров;
  • фольклорный театр;
  • крестьянский быт;
  • источники и правила исполнения движений бытового танца.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • точно повторить заданный звук;
  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;
  • петь чисто и слаженно в унисон;
  • петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
  • дать критическую оценку своему исполнению;
  • использовать элементы ритмики и движения под музыку;
  • применять шумовые инструменты в песенном и танцевальном творчестве;
    работать в сценическом образе;
  • принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

Особые условия проведения

Дети должны иметь устойчивый интерес к изучению народной культуры. Ограничений по состоянию здоровья нет.

Материально-техническая база

Основные занятия проводятся в актовом зале с использованием аудиоаппаратуры, народных музыкальных инструментов (баян), шумовые инструменты из предметов народного быта.

Наглядные пособия – экспедиционный фольклорный материал, расположенный на стендах и шкафах – народная одежда, обувь, игрушки, инструменты.