Программа «Основы конструирования»

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом и в первую очередь, требуют создания особых условий для всестороннего и гармоничного развития школьника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.

 

 

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Программа «Основы конструирования», в процессе реализации которой дети получают азы технического моделирования и конструирования, является наиболее удачной формой приобщения младших школьников к техническому творчеству, так как в условиях школы дети не могут удовлетворить в полной мере свои интересы в техническом направлении. При том, что техническое творчество является одним из важных способов формирования у детей младшего школьного возраста целостного представления о мире техники, устройстве конструкций и механизмов, а также стимулирует творческие и изобретательские способности.

 

 

Целесообразность данной программы заключается в развитии фантазии, воображения и творческих способностей детей. Работа с мелкими деталями развивает у младших школьников моторику рук. Программа «Основы конструирования» направлена на расширение политехнического кругозора, развитие пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике.

 

 

Отличительной особенностью программы «Основы конструирования» является то, что она состоит из двух модулей: «Начальное техническое конструирование» и «Легоконструирование», тем самым сочетает в себе различные способы и технологии создания моделей (аппликация, шаблонное моделирование, легоконструирование). Занятия проводятся с использованием игровых технологий, что позволяет детям проявить свою выдумку и фантазию. При подведении итогов занятия отмечаются лучшие работы, проводятся выставки, познавательные, развивающие и сюжетно-ролевые игры с использованием изготовленных моделей.Составляющие модули вносят приблизительно равный и относительно независимый вклад в образовательный результат, их можно изучать параллельно. В процессе обучения происходит не количественное увеличение изготавливаемых детьми моделей, а их качественное усложнение.

Педагоги

Нюхалова Евгения Андреевна, педагог дополнительного образования.

 
Образование: Высшее, ФГБОУ ВПО «НГПУ», г.Новосибирск, специальность "Педагогика и психология"

 
Повышение квалификации:

"Применение современных образовательных технологий при обучению конструированию в системе дополнительного образования«, КФ ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 г.

 

Содержание программы

Программа рассчитана на 144 часа:

Реализация данной программы осуществляется по двум модулям:

Модуль «Начальное техническое конструирование» – 72 часа:

  1. Вводное занятие. Техника в жизни человека – 2 часа;
  2. Материалы и инструменты – 2 часа;
  3. Первоначальные графические умения и навыки – 8 часов;
  4. Изготовление моделей из бумаги. Техника оригами – 26 часов;
  5. Конструирование простейших моделей и макетов технических объектов и игрушек из плоских деталей – 30 часов;
  6. Заключительное занятие. Творческий проект – 4 часа.

Модуль «Легоконструирование» – 72 часа:

  1. Вводное занятие. "LEGO- конструктор" - 2 часа;
  2. Виды и способы конструирования - 8 часов;
  3. Проектирование и конструирование зданий и сооружений - 22 часа;
  4. Проектирование и конструирование технических моделей и объектов - 22 часа;
  5. Проектирование и конструирование роботов - 14 часа;
  6. Заключительное занятие. Творческий проект - 4 часа.

 

Цели программы

Развитие способностей к техническому творчеству младших школьников через освоение основ моделирования и конструирования.

Задачи:

Личностные

  • Развить мотивацию обучающегося к познанию и творчеству, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Метапредметные

  • способствовать развитию стремления к самостоятельности, ответственности, аккуратности, потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками;
  • сформировать алгоритмическое мышление – умение планировать последовательность действий для достижения цели, научить использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов, самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Предметные

  • сформировать первоначальное представление о моделировании и конструировании, умение решать задачи на практике при изготовлении моделей.

 

Модуль "Начальное техническое конструирование"

Образовательная задача: овладение навыками начального технического конструирования путём изготовления технических объектов и моделей из бумаги.

Учебные задачи:

  • изучить основные технические понятия (материалы, инструменты, шаблон);
  • научить правилам работы с инструментами, способам и приемам работы с бумагой;
  • обрабатывать материал;
  • работать с шаблоном;
  • поэтапно выполнять изделие.

Модуль "Легоконструирование"

Образовательная задача: ознакомление с основами легоконструирования

Учебные задачи:

  • познакомить со свойствами конструкций (жесткость, прочность и устойчивость);
  • дать представление о типах соединений деталей, видах деталей;
  • освоить технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
  • научить самореализовывать творческий замысел.

Результат программы

Планируемые результаты

Личностные

  • будет развита мотивация обучающегося к познанию и творчеству, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Метапредметные

Регулятивные

  • будут развиты стремление к самостоятельности, настойчивости, организованности, аккуратности, ответственности, активности;

Познавательные

  • научатся находить варианты решения творческой задачи;
  • вносить коррективы в действия на основе сделанных ошибок;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач;
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • сформируют умение планировать последовательность действий для достижения цели.

Коммуникативные

  • будет сформирована потребность в сотрудничестве, взаимодействии сосверстниками, готовность и способность высказать своё мнение.

Предметные

Модуль "Начальное техническое конструирование"

  • обучающиеся будут знать основные технические понятия (материалы, инструменты, шаблон);
  • правила работы с инструментами;
  • способы и приемы работы с бумагой;
  • уметь обрабатывать материал;
  • работать с шаблоном;
  • поэтапно выполнять изделие.

Модуль "Легоконструирование"

  • обучающиеся будут знать свойства конструкций (жесткость, прочность и устойчивость) и виды деталей;
  • крепление и типы соединений деталей;
  • технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
  • уметь реализовывать творческий замысел.

 

Материально-техническая база

Для реализации программы имеется в наличии материально-техническая база:

  • светлый кабинет, оснащенный рабочими местами (ученические парты, стулья, стол педагога), классная доска, стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, личных вещей обучающихся;
  • технические средства обучения: компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор;
  • инструменты и материалы: ножницы, шило, линейка, карандаш, клей, цветная бумага, картон цветной, офисная бумага, краски, кисти;
  • конструкторы LEGO.

Видео

[ "" ]