Программа «Физика в опытах и задачах»

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

 

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный и деятельностные подходы работы с детьми разного возраста.

 

 

Новизна

Образовательная деятельность заключается в том, чтобы обучающиеся получали возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых. Ощутить весь спектр требований к научному исследованию и проектированию с учетом интегрированных занятий.

 

 

Преимущество обучения по ней

Содержание занятий обогащает знания обучающихся о физических явлениях, способствуют формированию навыков при проведении лабораторных и практических работ.

 

Занятия в объединении дают большие возможности для воспитания и развития личности ребенка. В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность, пространственное представление, воображение, сообразительность, фантазия, творчество, расширяются знания по физике.

 

 

Отличительные особенности от других программ

Данная Программа предусматривает работу над проектной деятельностью. Введение ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной общеобразовательной Программы.

 

При проведении занятий широко используются новые информационные технологии. Использование электронного пособия обеспечивает формирование побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности.

 

За счет компьютерной визуализации учебной информации, игровые ситуации приобретают совершенно новый результат.

 

Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия.

Педагоги

Лузгина Зульфия Газизовна, педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория.

 

Педагогический стаж: 23 года.

Стаж в учреждении: 5 лет.

 

 

Индивидуальные профессиональные достижения педагога:

- Благодарственное письмо Управление образования Каргатского района, 2018 г..

- Благодарственное письмо Управление образования Каргатского района, 2019 г..

 

 

Сведения о повышении квалификации:

НИПКиПРО

- по программе "Модернизация содержания и технологий обучения биологии (географии, физике, химии) в условиях реализации ФГОС общего образования", 108 час., 28.03.2019-30.04.2019.

 

 

Списки публикаций:

- Публикация на сайте infourok.ru материала по теме "Электростатика".

 

 

Подготовленные электронные учебные материалы:

- Презентации на тему «Магнитные явления», «Световые явления», «Механические явления» и.т.д.

 

 

Достижения обучающихся:

- Районная научно практическая конфернция «Путь к успеху», диплом за 3 место 2019 г.

- Районный проект «День науки» диплом участника 2019 г.

- Финал регионального этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» 2020 г.

Расписание

Среда: 14:00 – 15:45

 

Пятница: 14:00 – 15:45

 

Состав группы: 12 человек

Содержание программы

 

-Физическая задача. Методы решения физических задач – 8 ч.

- Физический практикум – 24 ч.

- Занимательная физика – 6 ч.

- Электрические цепи – 20 ч.

- Тепловые явления – 10 ч.

- Электрические явления – 12 ч.

- Магнитные явления – 8 ч.

- Световые явления – 8 ч.

- Механические явления – 12 ч.

- Квантовые явления – 4 ч.

- Практикум по физике – 16 ч.

 

Итого: 128 часов.

Цели программы

Создать условия для углубленного изучения физики через опыты и нестандартные задачи.

 

 

Задачи:

Образовательные/предметные:

- формировать знания обучающихся при изучении конкретных тем физики;

- поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки;

- познакомить обучающихся с последними достижениями науки и техники;

- научить решать задачи нестандартными методами;

- научить проводить самостоятельно опыты.

 

Воспитательные/личностные:

- воспитать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники;

- воспитать уважения к творцам науки и техники;

- воспитать положительные качества по отношению к товарищам, педагогам.

 

Развивающие/метапредметные:

- развивать умения и навыки самостоятельно работать с научно-популярной литературой;

- развивать творческие способности в формировании у обучающихся активности и целеустремленности;

- развивать самостоятельность, инициативу и повышенную культуру общения и поведения подростков;

- развивать познавательный интерес при выполнении исследований с использованием информационных технологий.

Результат программы

 

Регулятивные УУД:

-приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу;

-уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия.

 

Коммуникативные УУД:

- докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

 

 

Обучающие будут знать:

- методы решения физических задач;

- инструктаж по охране труда;

- что такое физическая задача;

- классификацию физических задач

- общие требования при решении задач;

- типовые ошибки;

- различные приемы и способы решения задач;

- алгоритмы решения физических задач.

- экспериментальные задачи;

- лабораторный практику;

- радиоактивность;

- квантовая физика;

- мир внутри атома.

 

 

Обучающие будут уметь:

- решать олимпиадные задания;

- уметь решать тестовые задачи;

- проводить занимательные опыты по разным темам;

- собирать электрическую цепь;

- распознавать агрегатное состояние тел;

- расчет магнитных полей;

- уметь решать задачи по алгоритму.

 

 

У обучающихся будут развиты следующие качества:

Личностными результатами является формирование следующих умений:

- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

 

Метапредметные результаты обучения:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

Особые условия проведения

Прием обучающихся в объединение осуществляется добровольно по желанию детей и их родителей.                 

Возраст обучающихся 14-15 лет.

Набор в группу осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей).


Ограничений по здоровью программа не предполагает.

Программа на бесплатной основе.

Конкурсный отбор не предполагается.

Учебные занятия по данной Программе обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

Материально-техническая база

Материально-технические условия реализации Программы

 

Помещение, где проходят занятия – это кабинет в образовательном учреждении.

 

Кабинет оснащен компьютерами для обучающихся, проектором, экраном, учебными столами для обучающихся. Кабинет уютный, освещение в норме. Все практические работы выполняются в соответствии с требованиями по технике безопасности.


Имеется локальная сеть Интернет. Демонстрационное и лабораторное оборудование кабинета физики. Бытовые приборы, подручные средства, модели поршневого жидкостного насоса, ДВС, гидравлического пресса, оборудование «ГИА по физике», тематические наборы «L-микро». Компьютерный измерительный блок, планшет, компьютер, проектор.

 

 

Методическая и учебная литература.

- О.Ф.Кабардин «Тестовые задания по физике» (7 – 11 класс), м., Просвещение, 1994

- Я.И Перельман «Занимательная физика», Чебоксары, 1994.

- Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999.

- Ландау Л.Д., Китайгородский AM. Физика для всех. – М.: Наука, 1974.

- Компьютерные программы и энциклопедии на CD-ROM: Физика 7-11.

- Библиотека наглядных пособий; Физика 7-11 кл. Практикум; Открытая физика 1.1 (Долгопрудный, ФИЗИКОН).

- Лукашик В.И. Сборник задач по физике-7-9. – М.: Просвещение, 2002.

- Савенков А.И. Развитие логического мышления.

- Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. _ М.: Академия, 2005.

 

 

Форма занятий: индивидуальная, коллективная, групповая.

 

 

Методы:

- словесные (рассказ, беседа, инструктаж);
-наглядные (демонстрация,наблюдение);
-репродуктивные (применение полученных знаний на практике);
-практические (конструирование);
-поисковые (поиск разных решений поставленных задач).

 

 

Формы подведения итогов реализации и средств контроля Программы.

Проверка степени усвоения обучающимися новых знаний осуществляется через регулярный опрос, доклад, защиту исследовательских работ, выступление, презентации, мини-конференции, научно-исследовательские конференции, участие в конкурсах исследовательских работ, проекты, участие в предметной неделе, участие в «Физической регате»,

 

 

Дидактические материалы по темам «Механические явления». Тренировочные задания по темам «Электротехнические цепи», «Световые явления», «Квантовые явления» и.т.д., тесты для самоконтроля, примеры решения типовых задач.