Программа «Умники и умницы» (стартовый уровень)

Программа направлена на развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

 

Как выяснилось на практике, наработанные годами методы и приемы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) могут с успехом использоваться в работе по развитию творчества детей дошкольного возраста. ТРИЗ призвана помочь педагогам и детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития.

 

В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Умники и умницы» все занятия и игры предполагают включение ребенка в деятельность и побуждение не только к участию, но и к активному поиску решения поставленных задач. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия, развивают творческие способности, речь, психические процессы. Обучающиеся овладевают новыми способами взаимодействия с окружающим миром, расширяют представления о роли функциональности предметов, с интересом включаются в деятельность благодаря созданию игровой ситуации.

 

Новизна программы заключается в том, что по окончанию обучения дети создают книгу сказок собственного сочинения, что позволяет не только проследить результат освоения программы, но и получить некий «продукт» совместной деятельности педагога и обучающегося, который останется на память.

 

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Умники и умницы» является программой ознакомительного уровня социально-педагогической направленности и может сориентировать детей на дальнейшее обучение по программе базового уровня.

Педагоги

Паршикова Арина Николаевна, педагог-психолог

Общий стаж: 2 года

Педагогический стаж: 2 года

Уровень образования:Высшее, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», 2017
Квалификация по диплому:Бакалавр

Направление подготовки и/или специальность: Психолого-педагогическое образование (Психология и педагогика начального образования)

Награды: Благодарность Управления образования Администрации Колыванского района, 2018 г.

Содержание программы

Образовательная программа «Умники и умницы» рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста (5-7 лет) 

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю, 96 часов в год).

В проведении занятий используются различные формы обучения: беседа, игры, выставка. 

1. Введение в образовательную программу.

2. Работа с противоречиями.

3. Установление системных связей.

4. Метод маленьких человечков (ММЧ).

5. Обучение приемам фантазирования.

6. Рассказ по картинке.

7. Прогнозирование.

8. Классификация.

9. Сочинение сказок.

10. Изготовление книги.

11. Организация выставки.

Цели программы

Цель программы – развитие системно-логического мышления детей дошкольного возраста посредством применения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

 

Задачи:

Предметные:

  • учить самостоятельно составлять сказки, рассказы, используя приемы фантазирования;
  • учить детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи;
  • формировать овладение лексической грамотностью.

 

Метапредметные:

  • побуждать детей формулировать вопросы и самостоятельно находить ответы на них;

 

Личностные:

  • способствовать воспитанию уважения к интересам других.

Результат программы

В результате освоения данной программы обучающиеся:

 

В области предметных результатов умеют:

  • самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи;
  • умеют планировать итоговую цель, прогнозировать промежуточные цели, видеть и устанавливать их связь;
  • умеют самостоятельно составлять сказки, рассказы, используя приемы фантазирования;
  • формируется навык овладения лексической грамотности.

 

В области метапредметных результатов умеют:

  • формулировать вопросы и самостоятельно находить на них ответы;

 

В области личностных результатов умеют:

  • взаимодействовать в коллективе.

 

Формой подведения итогов реализации данной программы является выставки творческих работ, презентация книги с мини-сказками.

Особые условия проведения

Особые условия отсутствуют.

При приеме нет ограничений по полу, расе, национальности, языку, происхождению, месту жительства, отношению к религии, убеждениям, принадлежности к общественным организациям (объединениям), состоянию здоровья, социальному положению.

Материально-техническая база

Оборудование и материалы, необходимые для реализации программы:

  • Кабинет, парты, стулья, искусственное и естественное освещение соответствующие требованиям СанПиН.
  • маркерная доска,
  • маркеры,
  • ватманы,
  • файлы,
  • скрепки и т.д.

 

для ученика:

  • Карандаши простые и цветные,
  • ластик,
  • краски,
  • клей,
  • цветная бумага,
  • цветной и белый картон,
  • фломастеры,
  • пластилин,
  • бумага А4,

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

  1. Богуславская З.М. Развивающие игры. М.: Просвещение, 1991
  2. Евстигнеева Е. «Мурлокотам» и «Волшебные шарики»: Занятия по моделированию // Обруч. 1997. № 6. С. 33-34
  3. Земскова А. Роль взрослых в развитии способностей ребенка // Дошкольное воспитание. 1984. № 9. С. 16-17
  4. Игра дошкольника // Под ред. Н. Аникеевой. Новосибирск: НГУ, 1983
  5. Курбатова Л. ТРИЗ – в повседневную жизнь // Дошкольное воспитание. 1993. № 4. С. 23-26
  6. Максаков А.И. Учите, играя. М.: Просвещение, 1983