Программа «Школа музейных наук», базовый уровень

  • (1)

Базовый уровень программы «Школа музейных наук» построен по принципу перехода «от простого к сложному». Дети знакомятся с основными понятиями и терминами музееведения. На этом этапе ребёнок познаёт основу музейного дела. Базовый уровень занятий по программе «Школа музейных наук» через образовательные и воспитательные возможности музейной педагогики познакомит учащихся с особенностями музейной работы, сформирует и разовьет музейно-визуальную компетентность, будет содействовать их приобщению к историческому наследию города, района, Отечества, способствовать профессиональной ориентации учащихся среднего звена для определения будущей профессии.

 


Музей своей программой вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России, создаст особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения.

 

 

Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Много места отведено экскурсионной, поисковой работе, работе с архивными документами. На занятиях учащиеся знакомятся с основами музееведения; музейной терминологией, как азбукой музейного дела, проблемой комплектования музейных коллекций, атрибуции предметов, определение наиболее благоприятного режима хранения и т.д.

Педагоги

Кондакова Марина Валерьевна - педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории, стаж работы – 30 лет. Лауреат регионального этапа, победитель зонального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования "Сердце отдаю детям". 

Курсы повышения квалификации – Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2016 год.

Содержание программы

Учебный план:

  1. Работа по подготовке открытия музея ОО - 2 часа. 
  2. Поисково-исследовательская работа в музее - 28 часов.
  3. Музейные фонды и работа с ними -24 часа.
  4. Экспозиционно-выставочная работа - 6 часов.
  5. Культурно-образовательная деятельность музея - 4 часа.
  6. Хранение предметов в фондах - 2 часа.
  7. Творческая работа – 6 часов.

Итого: 72 часа.

Цели программы

Цель программы - формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного народа. 

 

Задачи программы: 

Предметные:

  • вовлечь учащихся в организацию поисково-исследовательской работы;
  • углубить и расширить имеющиеся знания школьников по истории родного города и края;
  • совершенствовать умения и навыки, приобретенные на уроках истории и при работе в музее;
  • совершенствовать знания, умения и навыки по подготовке сообщений, докладов, рефератов;
  • обучение методикам проведения экскурсий музее.

 

Личностные:

  • воспитывать у учащихся любовь к Родине, к родному краю через изучение его истории;
  • пробуждать национальное самосознание, русский духовный характер, глубинной чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему Отечеству, своему народу;
  • формирование у учащихся общечеловеческих ценностей на основе духовных ценностей жителей родного края;- формирование у учащихся активной жизненной позиции на основе коллективной работы
    школьников, участии их в интересном и полезном для общества деле;
  • формирование навыков работы с архивными документами.

 

Метапредметные:

  • развивать умения и навыки практической работы по моделированию быта и изучению традиций предков, воссозданию прошлого родного края в виде организации экспозиции музея;
  • реализовать умственный, духовный, физический, творческий потенциал учащихся;
  • развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли и точку зрения;
  • развивать логическое мышление и навыки самостоятельной работы с архивными данными и первоисточниками через подготовку экскурсий, докладов, рефератов по краеведению, описание экспозиций и т.д.;
  • развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления, собранного материала.

Результат программы

В конце обучения учащиеся должны знать:

  • своё прошлое, прошлое ОУ своего района;
  • работу с источниками разных типов: подлинник, копия;
  • методики проведения экскурсий в музее;
  • музейный язык, музейную терминологию.

 

В конце обучения учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться и работать с музейными фондами;
  • распознавать и описывать музейные экспонаты;
  • выступать перед аудиторией;
  • правильно составит и провести экскурсию.

 

Реализация Программы предполагает достижение учащимися следующих личностных, предметных и метапредметных результатов:

Личностные результаты:

  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

 

Предметные результаты:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
  • формирование теоретических знаний и практических умений в области истории и культуры родного края;
  • развитие умений работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;
  • развитие умений описывать конкретные экспонаты и события, заниматься самостоятельным исследовательским поиском, находить и осуществлять отбор нужной информации;
  • развитие умений находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве;
  • формирование навыков самостоятельного творческого поиска.

 

Метапредметные результаты:

  • способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
  • способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
  • способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
  • совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей, - приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
  • совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Особые условия проведения

Бесплатная образовательная услуга.

Материально-техническая база

- Учебное помещение: музей, расположенный по адресу город Барабинск, улица Ульяновская, д. 66, кабинет № 7 музей развития образования Барабинского района Новосибирской области. 

 

- Приборы и оборудование: ноутбук, проектор, фотоаппарат, видеокамера, экспонаты музея, четыре стеклянных витрины, шкаф двухстворчатый, стол, стулья. 

 

- Канцелярские принадлежности: папки, альбомы, бумага для записей, тетради, ручки, карандаши. 

 

- Информационное обеспечение:

  • программа «Школа музейных наук» размещена на портале "Навигатор«;
  • проводимые мероприятия будут освещаться в СМИ, в сети Интернет на сайтах социальных партнеров: администрация Барабинского района, еженедельные издания «Аспект» и «Барабинский вестник», сайты ОУ. 

 

- Педагогические технологии, применяемые при реализации программы:

  • личностно-ориентированного обучения;
  • индивидуализации обучения (адаптивная);
  • групповая;
  • коллективной творческой деятельности;
  • проектного обучения;
  • здоровьесберегающая. 

 

- Дидактические материалы:

  • наличие материалов для проведения коллективных (групповых) и индивидуальных занятий;
  • наличие материалов для проведения бесед, лекций, экскурсий, музейных уроков и других мероприятий музея;
  • сценарии конкурсных мероприятий;
  • наглядные материалы, наличие подготовленных выставок для мероприятий;
  • слайд-материалы по темам программы.

Стоимость

Бесплатно.