Программа «Городецкая роспись»

На занятиях городецкой росписи воспитанники получают представление о способах декоративной стилизации художественных образов растительного и животного мира, о графических и цветовых приёмах изображения, о правилах композиционного расположения элементов на плоскости, знакомятся с историей развития промысла, самостоятельно создают свои композиции на основе полученных знаний. На каждом занятии вводится новый изобразительный элемент декоративной росписи. Здесь дети на практике осваивают приёмы декоративного рисования, плавным движением кисти добиваясь формы цветка и листочка. Затем оживляя их черным и белым изящным штрихом лёгким касанием кисти поверхности узора. Учатся работать с красками, не нарушая цветовой гармонии композиции. 

 

В структуру программы входят 4 раздела, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения народного творчества, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям декоративно-прикладного искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, воображение, работа по представлению и т.д.).

Педагоги

Солдатенко Светлана Анатольевна,  педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Мезин Александр Сергеевич, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Содержание программы

Содержание программы:

Раздел: «Вводное занятие»  

Раздел: «Декоративно-прикладное искусство. 

Раздел: «Элементы цветочной городецкой росписи».

Раздел: «Животные и птицы в городецкой росписи».

Цели программы

Цель программы:  Развитие творческого потенциала обучающихся в области художественной деятельности через  освоение  технологических приёмов декоративного рисования на основе  знакомства с народным  промыслом  росписи по дереву «Городецкой  росписи».

Задачи программы:

Предметные:

•         привить стремление к расширению знаний в области народного творчества;

•         сформировать представление  о характерных особенностях орнамента, композиции и цветового построения городецкой  росписи;

•         приобщить учащихся к лучшим образцам народного творчества.

 

Метапредметные:

•         развивать умение работать с разными источниками (интернет-ресурсами,  литературой, иллюстративный материал);

•         развивать мотивацию личности  к познанию и творчеству в направлении декоративно- прикладного  искусства;

•         развивать  индивидуально-творческие способности воспитанников, духовную культуру;

•         развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;

•         развивать умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одногруппников с позиции творческих задач;

•         развивать навыки коллективной деятельности в процессе совместной  творческой работы в команде.

 

Личностные:

•      формировать понимание Российской гражданской идентичности; основы   культурного наследия народа России;

•      формировать ответственное отношение к учению, готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;

•      формировать  коммуникативную компетентность в общении со сверстниками;

•      формировать эстетическое сознание через  освоение художественного наследия народа России.

•      воспитывать умение  планировать свою работу;

•      воспитывать любовь к своей Родине и традиционному народному искусству;

•      воспитывать бережное отношение к окружающему миру и уважительное  отношение  к труду других людей;

•      воспитывать умственные  и волевые  усилия, концентрацию  внимания;

•      воспитывать самостоятельность, самодисциплину, аккуратность, чувство взаимопомощи, уважение к педагогу и другим детям, стремление к достижению цели.

 

 

Результат программы

 Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

· понимание Российской гражданской идентичности; основы культурного наследия народа России;

· ответственное отношение к учению, готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;

· коммуникативная компетентность в общении со сверстниками;

· эстетическое сознание через освоение художественного наследия народа России.

 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

· самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

· соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

· оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

· основам владения самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

 

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

· определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;

· строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

· излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

· создавать декоративный образ предмета или явления;

· находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

· выражать свое отношение к природе через рисунки.

 

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

· осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

· работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

· формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

 

Предметные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

знания:

· о росписи, о народных мастерах Городецкой росписи;

· об основных мотивах Городецкой росписи;

· о приёмах составления композиций Городецкой росписи;

· об основных цветовых сочетаниях Городецкой росписи.

· об этапах выполнения Городецкой росписи;

· о правилах работы с красками и кистью.

 

умения:

·выполнять основные приемы изображения элементов городецкой росписи;

· подбирать цвета для выполнения городецкой росписи;

· выполнять несложные композиции с применением полученных знаний;

· выполнять творческую работу приемами свободной кистевой росписи;

· правильно выбирать предмет для росписи;

· правильно пользоваться инструментами и самостоятельно готовить объект для росписи;

· правильно выполнять этапы росписи и обработку деревянных поверхностей;

· оформлять и подготавливать изделия для демонстрации на выставках, конкурсах;

· определять работы городецких мастеров;

· применять полученные знания и умения в жизни.

Материально-техническая база

Материально-техническая база:

· просторный оборудованный кабинет соответствующий требованиям СанПин 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014г;

· предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация, столы, стулья, мольберты, доска);

· оборудование: ноутбук, телевизор;

· шкаф для хранения изделий, материалов;

· коробки для хранения остатков бумаги.

 

Материалы для росписи по дереву:

· клей ПВА;

· гуашевые краски;

· акриловые краски;

· деревянные заготовки для росписи;

· лак для дерева;

· кисти для росписи: № 5-1;

· альбомы или ватманы;

· копировальная бумага;

· кисти для покрытия лаком;

· уайт-спирит;

· палитры.