Программа «Мир живого слова», стартовый уровень

Программа составлена так, чтобы, получая общие знания, умения и навыки, ребенок имел возможность проявлять личное творчество и участвовал в коллективном. Первоочередная задача педагога – создание дружеской атмосферы занятий, доброго отношения учащихся друг к другу и к окружающему миру, так как только в благоприятной среде ребенок получает возможность полноценного развития.

 

Теоретические знания учащиеся получают вместе с решением творческих задач. Каждое занятие несет в себе новый элемент, задание или игру, чтобы у учащихся поддерживался постоянный интерес к занятиям.

 

Базовая структура программы – тематическая. Программа включает в себя 3 раздела: «Культура и техника речи», «Основы актёрской выразительности», «Основы художественного чтения». В тематике программы особый акцент делается на региональный компонент – использование в работе литературы сибирских авторов, детских писателей и поэтов.

 

Программа предполагает знакомство с творчеством сибирских мастеров художественного слова и сценическое воплощение их произведений перед различной аудиторией, что способствует расширению читательского кругозора учащихся, а также формированию и развитию общехудожественного вкуса, навыков эстетической оценки произведений литературного и сценического искусства.

Педагоги

Коротеева Елена Александровна – педагог высшей квалификационной категории, в МБУДО ДДТ «Первомайский» работает с 2013 года. Имеет высшую квалификационную категорию. Высшее образование Новосибирский педагогический институт, 1990 г.

 

Курсы повышения квалификации:

  • ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки», по программе «Профессиональная культура педагога в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей», 72 часа, с 04.04.2016 г. по 13.04.2016 г.
  • "Новосибирский государственный театральный институт«, по программе «Актерское искусство и сценическая речь», 72 часа, с 29.10.2016 по 03.11.2016 г.
  • Сертификат о прохождении мастер-класса, тема: «Развивающий ресурс и потенциал актерско-режиссерского тренинга»; «Дикционный тренинг», 9 часов, 07.11.2015 г.
  • Сертификат участника Регионального учебно-практического семинара «Профессиональная культура педагога: опыт, достижения, перспективы», 6 часов, 2016г.
  • Курсы тема: «Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования в контексте профессионального стандарта», НИПКиПРО, 72 часа, 2020г.

  • Курсы тема: «Программы нового поколения: требования, проектирование, реализация», РМЦ, 36 часов, 2020г.

  • Курсы  тема: «Избранные вопросы безопасности вокально-речевой педагогики и голососбережения», Российская общественная академия голоса, г.Москва, 16 часов, 2020г.

     

 

Достижения педагога:

  • Ведомственные награды: Почетная грамота Министерства просвещения Российской Федерации, Почетная грамота Министерства образования Новосибирской области, Благодарственное письмо Министерства образования Новосибирской области, Лучший педагогический работник Новосибирской области 2020

  •  Поощрения органов государственной власти Новосибирской области: Почетные грамоты Губернатора Новосибирской области, Благодарность Губернатора Новосибирской области, юбилейная медаль «80 лет Новосибирской области», Благодарность Законодательного собрания Новосибирской области, Благодарственное письмо Министра культуры Новосибирской области , Благодарность мэрии города Новосибирска, Почётная грамота Совета Депутатов города Новосибирска.

 

Достижения обучающихся:

  • Ежегодные победы и призовые места в различных международных, всероссийских и региональных конкурсах в номинации «Художественное чтение»; почётные грамоты и благодарность Губернатора Новосибирской области; лауреаты премии  Губернатора Новосибирской области для поддержки одарённых детей;  стипендиаты Губернатора Новосибирской области в сфере культуры и искусства; Благодарственные письма министра культуры Новосибирской области; Благодарственные письма мэрии г. Новосибирска

  •  Участие  в телевизионных и радио проектах (Россия, Культура, ОТС); Участие  в концертных программах на сценах НОВАТ, ГКЗ им. А Каца, ДКЖ, ГАМТ «Глобус» и др.; Участие во  всероссийском проекте «Герои с нашего двора».

Содержание программы

Раздел первый: культура и техника речи:

1. Дыхание и голос −19 часов.
2. Дикция и артикуляция – 18 часов.
3. Интонация – 18 часов.
4. Орфоэпия – 18 часов.


Раздел второй: основы актёрской выразительности:

1. Общие основы актерского искусства и искусства художественного слова – 9 часов.
2. Общеразвивающий блок (развитие памяти, внимания, воображения, мышления) – 18 часов.


Раздел третий: основы художественного чтения:

1. Страницы истории художественного чтения – 9 часов.
2. Художественный анализ произведения – 18 часов.
3. Практическая работа над произведением – 18 часов.

Всего 144 часа.

Цели программы

Создание условий для развития эмоционального, нравственного, коммуникативного, интеллектуального потенциала личности ребёнка.

 

Задачи

Образовательные:

Содействовать формированию знаний, умений и навыков:

- базовых теоретических знаний в области художественного чтения (история возникновения и развития жанра, выдающиеся представители русской школы художественного слова, знания о физиологии и гигиене речевого аппарата);

- речевой культуры, сценической смелости, актерской выразительности;

– основных терминов и понятий, необходимых для усвоения учебного материала;

– владение разными видами смыслового чтения, умение анализировать, классифицировать, сравнивать, находить причинно-следственные связи;

- умение оценивать степень успешности достигнутого результата, своего и товарища.

 

Развивающие:

Способствовать развитию:

- творческих способностей личности;

- психофизических процессов (память, внимание, мышление, воображение);

- сценической речи;

- общекультурного кругозора.

 

Воспитательные:

Способствовать формированию:

- способности адаптироваться к социуму;

- коммуникативной культуры личности;

- навыков сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем;

– уважительного отношения к старшему поколению и заботливого отношения к младшим;

- доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

- эмоционально-ценностного опыта;

- ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

- зрительской культуры;

- трудолюбия, целеустремленности.

 

Оздоровительные:

- содействовать укреплению физического здоровья детей, необходимости вести безопасный и здоровый образ жизни.

 

Эстетические:

- способствовать формированию чувства прекрасного, представления об эстетических и художественных ценностях отечественной детской литературы и отечественной культуры чтеца;

– приобретение и расширение опыта эстетических переживаний, умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении и поступках людей.

 

Мотивационные:

- способствовать формированию устойчивой мотивации к занятиям художественным чтением.

 

Управленческие:

- создание условий для развития учащихся;

- обеспечение четкой и целесообразной организации всех частей учебного процесса;

- организация концертной деятельности учащихся;

- организация конкурсной деятельности учащихся.

То есть, все они призваны способствовать формированию универсальных учебных действий:

• Познавательных.

• Регулятивных.

• Коммуникативных.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

- краткую историю возникновения и развития жанра Художественное чтение, выдающихся представителей русской школы художественного слова;

- основные органы речи (дыхательное горло, голосовые связки, язык, нёбо, зубы, губы);

- понятия «речевая культура», «сценическая смелость», "актерская выразительность";

- основные нормы русского литературного произношения;

- общие представления об интонации;

- правила участия в концертах и конкурсах.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

- извлекать, анализировать, классифицировать, сравнивать информацию, полученную при чтении; -находить причинно-следственные связи событий;

- выполнять задания для развития памяти, внимания, мышления, воображения;

- сотрудничать со сверстниками и старшими детьми;

- планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной целью;

- формулировать и аргументировать свое мнение.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

- готовность и способность к саморазвитию;

- сформированность устойчивых мотивов к творческому самовыражению;

- включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сотворчества;

- развитие позитивной самооценки и самоуважения.

 

Метапредметные результаты:

 Регулятивные:

- целеполагание как умение формировать свой замысел, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

- умение контролировать соответствия выполняемых действий замыслу;

- умение объективно оценивать результат своей деятельности.

 

Познавательные:

- умение самостоятельно находить, анализировать и интерпретировать нужную информацию;

- владение разными видами смыслового чтения;

- умение классифицировать, сравнивать, находить причинно-следственные связи;

– умение строить логическое рассуждение и делать выводы.

 

Коммуникативные:

- умение взаимодействовать и общаться со сверстниками, а также младшими и старшими товарищами на основе учета общих интересов;

-умение формулировать и аргументировано отстаивать свое мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей.

Особые условия проведения

Занятия проводятся на базе МБУДО ДДТ "Первомайский".

Материально-техническая база

• Учебный класс для проведения индивидуальных и групповых занятий.

• Библиотека: классическая литература, детская литература, современные авторы, сибирские писатели и поэты.

• Видео- и аудиоматериалы с записями мастеров – исполнителей художественного слова – классических и современных: А. Грибов, Ф. Раневская, И. Ильинский, И. Андронников, С. Юрский, К. Райкин, С. Безруков, С. Крючкова и др.

• Методические материалы: К. С. Станиславский «Работа актёра над собой», З.В. Савкова «Техника звучащего слова», Г. В. Артоболевский «Очерки по художественному чтению» и многие др.

• ТСО: ноутбук, телевизор, музыкальный центр, DVD плеер, фото и видеокамеры.

• Сценические костюмы.

Стоимость

Занятия проводятся на бесплатной основе.