Программа «Курс вожатого РДШ»

Российское движение школьников является важной составляющей системы воспитания образовательной организации (начального, основного, среднего общего и дополнительного образования) в части воспитания высоконравственных, социально успешных граждан. Отношения образовательной организации и РДШ рассматриваются как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы или учреждения дополнительного образования. Направления деятельности РДШ согласуются с направлениями программы воспитания и социализации образовательной организации. Участие детей в конкурсах, акциях, проектах Российского движения школьников способствует решению задач общего и дополнительного образования детей по обеспечению их адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности. Общеразвивающая программа «Курс вожатого РДШ» разработана для подростков и старших школьников 14 – 18 лет – лидеров и активистов Российского движения школьников общеобразовательных организаций Татарского района. Программа относится к социально-педагогической направленности, так как ориентирована на саморазвитие и самореализацию обучающихся и предусматривает обучение подростков и старшеклассников основам деятельности в Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников«.

 

В настоящее время на базе образовательных организаций создаются первичные отделения РДШ, которые реализуют направления Российского движения школьников. Как показывает практика, деятельность актива ПО ограничивается реализацией плана событий, отсутствует обучение актива, а без обученной и грамотной команды нет успешной работы. В связи с этим возникла необходимость в создании программы для обучения обучающихся организации деятельности актива РДШ в общеобразовательных организациях, а также организаторской деятельности для реализации плана событий Первичного отделения РДШ и участия в проектах по направлениям РДШ.

 

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Курс вожатого РДШ» определяется тем, что познавательная активность обучающихся, осваивающих программу, выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. (Под социальной практикой понимается социально значимая деятельность, направленная на решение социальных проблем с целью получения опыта социального взаимодействия). В свою очередь, социальные практики создают условия для осознанного выбора индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, формирования уникальных актов действия, таких, как «понимание», «выбор», «решение», «ответственность». Участвуя в реализации дополнительной общеобразовательной программы «Курс вожатого РДШ» обучающиеся получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности в ПО.

 

Новизна и педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы «Курс вожатого РДШ» заключается в том, что она предполагает освоение учащимися социальных практик и социально значимых ролей: гражданин России, лидер детской организации, вожатый. Кроме того, одним из значимых предполагаемых результатов освоения программы является овладение информационно-коммуникационными технологиями, как средством презентации собственной позиции и достижений, а также презентации деятельности объединений Российского движения школьников.

 

Педагоги

Колтышева Татьяна Васильевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной  категории.

Содержание программы

Введение.

Тема 1.1. Введение в программу. Что такое детско-юношеская организация? Педагогическая диагностика.

Теория: Знакомство. Правила нашей работы. О чем эта программа. Общественная активность школьников: детские организации и школьное ученическое самоуправление (сходство и различия).

Практика: Дискуссия «Я в детской организации». Тест "Что я знаю о детском движении?"

Модуль 1. "Командообразование«

Тема 1.1 Знакомство с теоретическими основами командообразования или тимбилдингом.

Теория: Составляющие процесса командообразования: формирование и развитие навыков командной работы, формирование командного духа, формирование команды.

Практика: Упражнения: «Карандаши», «Покрывало», «Цепь» и т.д. Тренинг на командообразование "Веревочный курс".

 Модуль 2. "Мы – команда РДШ«

Тема 2.1. Мы – команда РДШ.

Теория: Отличительные особенности команды: миссия, цель, структура, корпоративная культура. Принципы и правила командной работы. Формы участия в направлениях деятельности РДШ. 5 целей нашей команды на учебный год.

Практика: Упражнение «Ожидания – соглашения». Игры на командное взаимодействие (по выбору педагога).

Тема 2.2. Документы отделения РДШ.

Теория: Устав РДШ (основные положения). Права и обязанности членов РДШ, порядок вступления, органы управления РДШ.

Практика: Скрайбинг-сессия по уставным документам РДШ. (Скрайбинг – технология визуализации сложной информации путем создания графических заметок).

Тема 2.3. Структура РДШ в школе.

Теория: Структура РДШ в школе (различные варианты). Совет первичного отделения РДШ в школе. Роли в Совете: лидер команды, руководители направлений (проектных групп), ответственный за работу с волонтерами, ответственный за работу партнерами, ответственный за работу в социальных сетях, администратор и др.

Практика: Выборы Совета и председателя Совета первичного отделения РДШ. Распределение ролей и поручений в Совете.

Тема 2.4. Планирование работы команды.

Теория: Правила планирования. Виды планов: календарные, тематические, перспективные, текущие, оперативные. Сценарное планирование. План Всероссийских и региональных мероприятий РДШ. Дни единых действий РДШ.

Практика: Составление перспективного плана работы команды на год.

Тема 2.5. Продвижение РДШ.

Теория: Корпоративный стиль и узнаваемый образ команды. Стратегия продвижения нашей команды. Формы продвижения команды РДШ: информирование, публичные акции, общественно-полезные проекты, имиджевые мероприятия, социальные сети.

Практика: Разбор кейсов «Успешные примеры продвижения компании». Разработка стратегии продвижения команды РДШ. Создание и наполнение паблика команды в социальных сетях.

Тема 2.6. Я вступаю в РДШ.

Теория: Беседа с элементами дискуссии «РДШ: пространство возможностей»: новые вызовы, интересные события, полезные навыки, путешествия, друзья по всей России. Правила регистрации на сайте РДШ. Корпоративный университет РДШ для школьников. Правила регистрации в корпоративном университете РДШ.

Практика: Регистрация на сайте РДШ. Регистрация в Корпоративном университете РДШ. Практикум по работе в Корпоративном университете.

Тема 2.7. Карта личных достижений в РДШ.

Теория: Беседа с элементами дискуссии «Чего я хочу добиться в РДШ»: мечты – задачи – действия. Карта личных достижений в РДШ. Правила оформления карты.

Практика: тренинг по методике С.В. Тетерского «Качели времени». Анализ результатов тренинга, разработка карт личных достижений участников.

Тема 2.8. Итоговое мероприятие модуля "Презентация команды РДШ".

Практика: Разработка сценария, подготовка и проведение общешкольного мероприятия, посвященного созданию команды РДШ.

 Модуль 3. "Действуем вместе"

Тема 3.1. Палитра дел РДШ.

Теория: Дела РДШ: акции, конкурсы и соревнования, игровые программы, праздники, торжественные церемонии, дискуссионные и образовательные мероприятия. Сущность, отличия, примеры различных форм мероприятий. Наиболее популярные у школьников формы организации досуга: квесты, квизы, настольные игры, их применение в практике деятельности детской общественной организации.

Практика: Игровая программа – квест "А ты в движении?".

Тема 3.2. Азбука организатора

Теория: Алгоритмы подготовки и проведения дел РДШ. Слагаемые успеха мероприятия. Учет возрастных особенностей при разработке мероприятий. Классификация общественно-полезных и творческих дел по возрастным категориям.

Практика: Мастерская интересных дел РДШ (практикум по разработке плана мероприятий).

Тема 3.3. Методика разработки сценария воспитательного мероприятия. (2 часа)

Теория: Сценарный план воспитательного мероприятия. Пять этапов организации мероприятий. Важные правила организаторской работы. Алгоритм составления сценарного плана мероприятия. Методические советы.

Практика: Мастерская интересных дел РДШ (практикум по разработке мероприятия).

Тема 3.4. Правила подготовки и проведения акции.

Теория: Понятие, виды социальной акции. Этапы подготовки и проведения.

Практика: Разработка социальной акции "Расскажи об РДШ".

Тема 3.5. Правила подготовки и проведения конкурса.

Теория: Понятие, виды конкурсов. Этапы подготовки и проведения. Награждение.

Практика: Разработка конкурса "Лучшая кампания продвижения РДШ".

Тема 3.6. Правила подготовки и проведения праздника.

Теория: Понятие, виды праздников. Этапы подготовки и проведения.

Практика: Разработка праздника "Вместе с РДШ!«.

Тема 3.7. Правила подготовки и проведения коллективно-творческого дела.

Теория: Коллективно-творческие дела. Основные этапы проведения и организации коллективно-творческих дел (по П.И. Иванову).

Практика: Практикум «Разработка КТД» (по группам).

Тема 3.8. Методика организации и проведения обучающих мероприятий.

Теория: Основные этапы проведения и организации сборов актива ПО РДШ.

Практика: Практикум «Разработка сбора актива РДШ» (по группам).

Тема 3.9. Итоговое мероприятие модуля.

Практика: Разработка сценария, подготовка и проведение общешкольного мероприятия, посвященного созданию команды РДШ.

 

Модуль 4. "PRO-команду«

Тема 4.1. Использование информационных и коммуникационных технологий в детско-юношеской организации.

Теория: Информационные ресурсы в сфере деятельности детско-юношеских объединений, информационные ресурсы «Российского движения школьников». Сайт организации, его наполнение и обновление. Группы в социальных сетях. Информационные кампании по сопровождению мероприятий. Взаимодействие со СМИ.

Практика: Информационный регламент группы в социальных сетях. Блог акции "Расскажи об РДШ"

 Модуль 5. "Проект команды«

Тема 5.1. Социальный проект. Индивидуальные и групповые проекты.

Теория: Проектирование как вид деятельности. Понятие «социальный проект», его основные признаки. Классификация проектов (по срокам, по форме, по масштабам, по направлению). Алгоритм разработки проекта. Фазы проектирования и реализации проекта.

Практика: Всероссийский проект «РДШ – территория самоуправления»: смотр лучших проектов команд. Примеры полезных и успешных проектов по направлениям деятельности Российского движения школьников в России и регионах. Презентация успешных проектов и анализ факторов, обеспечивающих их успешность.

Тема 5.2. Проект нашей команды.

Теория: Выбор темы проекта, изучение проблемы и путей ее решения. Методы сбора и анализа социальных проблем: полевые исследования, социальные опросы, контент-анализ СМИ, изучение нормативных документов, экспертные интервью. Разработка идеи проекта. Техники формулировки проектной идеи: мозговой штурм, «дерево проблем», «дерево идей», «дерево целей». Методика оценки идеи проекта SMART-тест.

Практика: Групповая поисковая и исследовательская работа по изучению социальной проблематики. Самостоятельная работа учащихся над материалами СМИ и законодательными актами. Мозговой штурм по формулировке идеи и цели социального проекта. SMART-анализ идеи и цели проекта.

Тема 5.3. Планирование деятельности по проекту.

Теория: Структура проекта. Методы планирования деятельности по проекту. Этапы, сроки и необходимые ресурсы. Возможные партнеры реализации проекта. Результаты проекта, возможные риски, критерии оценки результатов проекта.

Практика: Работа проектных групп: составление плана реализации проекта. Планирование ресурсного обеспечения проекта. Выбор методов реализации проекта, системы взаимодействия с партнерами по его реализации, методов оценки результативности проекта, способов оценки эффективности деятельности проектной группы в ходе его реализации.

Тема 5.4. Эффективное представление проекта.

Теория: Эффективное представление проекта. Роль и значение качественной презентации в процессе успешной реализации проекта. Алгоритм процесса подготовки презентации. Название, логотип и слоган проекта. Информационное сопровождение проекта.

Практика: Работа проектных групп по разработке имиджевых атрибутов проекта (название, логотип и слоган), созданию электронной презентации или видеоролика о проекте.

Тема 5.5. Реализация проекта. Подведение итогов реализации проекта.

Практика: Подготовка и организация ключевого события проекта, разработанного командой. Презентация итогов реализации проекта. Рефлексия.

 

6. Итоговое занятие – итоговая аттестация (зачет)

Тема 6.1. Итоговое занятие по программе

Практика: подведение итогов работы команды за год. Обсуждение карт личных достижений участников (итоговая педагогическая диагностика). Обсуждение итогов выполнения перспективного плана работы команды на год. Проектирование дальнейшего развития команды в структуре РДШ. Итоговая диагностика.

 

Цели программы

Цель программы: освоение обучающимися содержания деятельности первичного отделения организации, формирование основ для определения стратегии и тактики деятельности первичного отделения Российского движения школьников.

 

Задачи:

– обучающие:

● формировать систему знаний о направлениях и содержании деятельности РДШ;

● формировать систему знаний о деятельности первичного отделения РДШ;

● формировать компетенции в сфере познавательной и исследовательской деятельности;

● формировать компетенции в сфере информационно-коммуникационных технологий;

● формировать представление о сферах трудовой деятельности, карьере и основных закономерностях профессионального развития.

– развивающие:

● развивать аналитическое мышление, способность к систематизации и обобщению полученных знаний;

● развивать интеллектуальные, коммуникативные и творческие способности личности, стимулировать творческую и социальную активность обучающихся;

● развивать компетенции в сфере социальной деятельности, социального проектирования;

● развивать способность самостоятельно определять и отстаивать свои взгляды, позиции, принимать решения и нести за них ответственность;

● развивать рефлексию – способность осознанно оценивать процесс и результаты собственной и коллективной деятельности;

● развивать способность к самоорганизации и самообразованию;

● развивать мотивацию к личностному и профессиональному самоопределению.

- воспитательные:

● способствовать формированию системы социально и личностно значимых нравственных ценностей и жизненных смыслов личности на основе общечеловеческих ценностей;

● содействовать становлению гражданственности и социальной ответственности;

● формировать позитивное отношение к здоровому образу жизни;

● способствовать формированию медиакультуры;

● воспитывать чувство коллективизма.

Результат программы

Планируемые результаты дополнительной общеразвивающей программы

Метапредметные:

● освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

● активное использование информационно-коммуникационных средств в решении познавательных, творческих и коммуникативных задач;

● использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

● готовность к сотрудничеству, способность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

● излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

● способность к гибкому мышлению, нестандартным подходам к решению проблем.

 

Личностные:

● сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности;

● понимание норм и ценностей гражданского общества, нравственного, здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, стремление следовать им в повседневной жизни;

● наличие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

● освоение основных социальных и гражданских и ролей, соответствующих возрасту;

● умение осуществлять осознанный выбор, планировать программу личностного развития, способность к рефлексии.

● соблюдение авторских прав при использовании интеллектуальной собственности в своей деятельности.

 

Предметные:

● целостное представление о многообразии, сущности, истории и содержании деятельности детских общественных организаций России;

● наличие системы знаний о направлениях и содержании деятельности РДШ;

● понимание и осмысленное использование понятийного аппарата РДШ;

● умение работать в информационной среде в соответствии с содержанием конкретного замысла, задания;

● умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные и коллективные социальные и творческие проекты;

● умение разрабатывать и проводить акции, квесты;

● способность свободно общаться в различных формах и на разные темы, навык написания текстов по различным темам, проблемам;

● умение разрабатывать и представлять на фестивали и конкурсы творческие продукты, соответствующие требованиям.

Материально-техническая база

Занятия с учащимися организуются на базе МБУ ДО – ЦДТ по адресу: Новосибирская область, г. Татарск ул. Ленина, 33. Групповые аудиторные занятия проводятся в учебном кабинете № 10 МБУ ДО – ЦДТ общей площадью 15 квадратных метров. Организация и проведение массовых обучающих мероприятий проходит в актовом зале площадью 120 квадратных метров.

  Для проведения занятий имеется: флипчарт, ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийный экран, принтер, музыкальное оборудование, необходимые расходные материалы.