- Главная
- Направления
- Физкультурно-спортивная
- Настольные спортивные игры
- Программа «Учимся шахматам»
Программа «Учимся шахматам»
Шахматные занятия в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, способствуют общему развитию и воспитанию ребенка. Шахматы учат быть объективным, гибко и быстро оценивать меняющуюся ситуацию, как ничто другое, формируют личность ребенка в раннем возрасте.
Программа направлена на гармоничное интеллектуальное, творческое развитие и воспитание детей и подростков. При реализации Программы используется технология группового обучения, разноуровневого обучения, коллективной творческой деятельности, игровой деятельности.
В основу программы положены методические рекомендации ведущих тренеров и шахматистов. Тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного изучения теоретических знаний, приобретения практических навыков и умений. В программе делается упор на начальные сведения о шахматной игре, предусматривая повторение тем в течение 3-х лет с последующим усложнением и добавлением новых тем. Дозировка нагрузок и сложность заданий варьируется в зависимости от возраста, способностей учащихся, степени усвоения темы. При необходимости меняется время на изучение конкретной темы.
Педагоги
Киселев Андрей Викторович, педагог дополнительного образования. Образование: высшее. Стаж педагогической работы – 8 лет.
Повышение квалификации: «Обучение шахматам как интеллектуальное развитие ребенка», 72ч., АНО ДПО «ОЦ Каменный город», 14.12.17г.-31.01.18г.
Петров Сергей Александрович, педагог дополнительного образования. Образование: средне-специальное.
Расписание
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа (45 минут) с 10 минутным перерывом.
Группа № 1 (Киселев А.В.) – вторник с 15:00 до 16:40; воскресенье с 10:00 до 11:40;
Группа № 2 (Киселев А.В.) – среда с 15:00 до 16:40; воскресенье с 11:45 до 13:25;
Группа № 3 (Петров С.А.) – понедельник, среда с 15:00 до 16:40;
Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа (45 минут) с 10 минутным перерывом.
Группа № 4 (Апчелеев Ф.Г.) – понедельник с 15:00 до 16:40;
Группа № 5 (Лялин Д.Г.) – понедельник с 15:00 до 16:40;
Группа № 6 (Рудер Е.И.) – понедельник с 15:00 до 16:40.
Содержание программы
Программа рассчитана на 3 года обучения (432 часа) и состоит из 2 модулей по 72 часа в год, изучаемых параллельно:
1 модуль 72 часа в год, 1 раз в неделю по 2 часа в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Новосибирской области.
2 модуль 72 часа в год, 1 раз в неделю по 2 часа в рамках финансирования муниципального задания Куйбышевского района Новосибирской области.
Первый год обучения.
1 модуль "Начальный«(72 часа)
- Введение в программу – 2 часа.
- Общие сведения о шахматной игре – 34 часа.
- Тактические приемы шахматной игры – 16 часов.
- Основные правила игры в дебюте – 10 часов.
- Эндшпиль. Основные понятия. – 10 часов.
2 модуль «Тактика» (72 часа)
- Решение дидактических задач – 28 часов.
- Типовые позиции «Мат в 1 ход», «Мат в 2 хода», «Выигрыш материала» – 22 часа.
- Игровая практика – 20 часов.
- Заключительное занятие – 2 часа.
Второй год обучения.
1 модуль «Совершенствование игры в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле» (72 часа)
- Введение в программу – 2 часа.
- Дебют – 26 часов.
- Миттельшпиль – 30 часов.
- Эндшпиль – 14 часов.
2 модуль «Совершенствование комбинационных навыков» (72 часа)
- Миттельшпиль – 20 часов.
- Эндшпиль – 10 часов.
- Игровая практика – 40 часов.
- Заключительное занятие – 2 часа.
Третий год обучения
1 модуль «Совершенствование игры в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле» (72 часа)
- Вводное занятие – 2 часа.
- Дебют – 28 часов.
- Миттельшпиль – 32 часа.
- Эндшпиль – 10 часов.
2 модуль «Развитие комбинационного мышления. Приобретение соревновательного опыта» (72 часа)
- Миттельшпиль – 22 часа.
- Эндшпиль – 8 часов.
- Игровая практика – 40 часов.
- Заключительное занятие – 2 часа.
Цели программы
Развитие у детей способности к мыслительной и творческой деятельности, выработки положительных качеств личности через занятия шахматами.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с историей шахмат, тактическими ударами, стратегическими приемами.
- Обучить правилам игры в шахматы.
- Обучить элементарным приемам игры в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле.
- Формировать навыки индивидуального и коллективного шахматного творчества с целью подготовки шахматистов – разрядников.
- Совершенствовать навыки владения тактическими ударами.
- Обучить навыкам проведения соревнований по шахматам.
- Изучить теорию ряда дебютов.
Личностные:
- Развивать устойчивую мотивацию к изучению шахматного творчества.
- Развивать способности детей к саморазвитию, познанию и стремлению к творческому росту.
- Развивать логическое мышление, память, внимание.
- Развивать положительные личностные качества – трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, внимательность и доброжелательность.
- Формировать и развивать активную жизненную позицию, основы гражданской идентичности и патриотизма.
Метапредметные:
- Развивать умение планировать свои действия.
- Развивать умение составлять последовательности ходов, планов борьбы, их корректировки, анализ ходов и фиксации в памяти этих вариантов.
- Воспитывать устойчивость к неудачам, поражениям, уважение к соперникам.
- Формировать умение участвовать в коллективной деятельности.
Результат программы
В результате реализации программы учащиеся будут иметь следующие результаты:
Образовательные:
- Знать историю шахмат.
- Знать и уметь применять основные принципы ведения шахматной партии.
- Знать основные тактические удары.
- Иметь понятие о стратегии шахмат.
- Знать порядок проведения соревнований, выполнения разрядных нормативов.
- Участвовать в шахматных соревнованиях и турнирах.
Личностные:
- Иметь устойчивую мотивацию к изучению шахматного творчества.
- Иметь способность к саморазвитию, познанию и стремления к творческому росту.
- Иметь логическое мышление, память и внимание.
- Иметь положительные личностные качества – трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, внимательность и доброжелательность.
- Иметь активную жизненную позицию.
Метапредметные:
- Способен принять неудачи и поражения.
- Уметь планировать свои действия.
- Уметь участвовать в коллективной деятельности.
Особые условия проведения
Наличие медицинского допуска к занятиям.
Материально-техническая база
Учебный класс.
Спортивный инвентарь: шахматы, шахматные часы, демонстрационная доска, учебные карточки, шахматная литература, компьютерные программы.
Стоимость
Бесплатно.