Программа «Учимся шахматам»

Шахматные занятия в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, способствуют общему развитию и воспитанию ребенка. Шахматы учат быть объективным, гибко и быстро оценивать меняющуюся ситуацию, как ничто другое, формируют личность ребенка в раннем возрасте.

 

Программа направлена на гармоничное интеллектуальное, творческое развитие и воспитание детей и подростков. При реализации Программы используется технология группового обучения, разноуровневого обучения, коллективной творческой деятельности, игровой деятельности.

 

В основу программы положены методические рекомендации ведущих тренеров и шахматистов. Тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного изучения теоретических знаний, приобретения практических навыков и умений. В программе делается упор на начальные сведения о шахматной игре, предусматривая повторение тем в течение 3-х лет с последующим усложнением и добавлением новых тем. Дозировка нагрузок и сложность заданий варьируется в зависимости от возраста, способностей учащихся, степени усвоения темы. При необходимости меняется время на изучение конкретной темы.

Педагоги

Киселев Андрей Викторович, педагог дополнительного образования. Образование: высшее. Стаж педагогической работы – 8 лет.

Повышение квалификации: «Обучение шахматам как интеллектуальное развитие ребенка», 72ч., АНО ДПО «ОЦ Каменный город», 14.12.17г.-31.01.18г.

 

 

Петров Сергей Александрович, педагог дополнительного образования. Образование: средне-специальное.

Расписание

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа (45 минут) с 10 минутным перерывом.

Группа № 1 (Киселев А.В.) – вторник с 15:00 до 16:40; воскресенье с 10:00 до 11:40;
Группа № 2 (Киселев А.В.) – среда с 15:00 до 16:40; воскресенье с 11:45 до 13:25;

Группа № 3 (Петров С.А.) – понедельник, среда с 15:00 до 16:40;

 

Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа (45 минут) с 10 минутным перерывом.

Группа № 4 (Апчелеев Ф.Г.) – понедельник с 15:00 до 16:40;

Группа № 5 (Лялин Д.Г.) – понедельник с 15:00 до 16:40;

Группа № 6 (Рудер Е.И.) – понедельник с 15:00 до 16:40.

Содержание программы

Программа рассчитана на 3 года обучения (432 часа) и состоит из 2 модулей по 72 часа в год,  изучаемых параллельно:

1 модуль 72 часа в год, 1 раз в неделю по 2 часа в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Новосибирской области.

2 модуль 72 часа в год, 1 раз в неделю по 2 часа в рамках финансирования муниципального задания Куйбышевского района Новосибирской области.

 

 

Первый год обучения.

1 модуль "Начальный«(72 часа)

  1. Введение в программу – 2 часа.
  2. Общие сведения о шахматной игре – 34 часа.
  3. Тактические приемы шахматной игры – 16 часов.
  4. Основные правила игры в дебюте – 10 часов.
  5. Эндшпиль. Основные понятия. – 10 часов.

2 модуль «Тактика» (72 часа)

  1. Решение дидактических задач – 28 часов.
  2. Типовые позиции «Мат в 1 ход», «Мат в 2 хода», «Выигрыш материала» – 22 часа.
  3. Игровая практика – 20 часов.
  4. Заключительное занятие – 2 часа.

 

 

Второй год обучения.

1 модуль «Совершенствование игры в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле» (72 часа)

  1. Введение в программу – 2 часа.
  2. Дебют – 26 часов.
  3. Миттельшпиль – 30 часов.
  4. Эндшпиль – 14 часов.

 2 модуль «Совершенствование комбинационных навыков» (72 часа)

  1. Миттельшпиль – 20 часов.
  2. Эндшпиль – 10 часов.
  3. Игровая практика – 40 часов.
  4. Заключительное занятие – 2 часа.

 

Третий год обучения

 1 модуль «Совершенствование игры в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле» (72 часа)

  1. Вводное занятие – 2 часа.
  2. Дебют – 28 часов.
  3. Миттельшпиль – 32 часа.
  4. Эндшпиль – 10 часов.

2 модуль «Развитие комбинационного мышления. Приобретение соревновательного опыта» (72 часа)

  1. Миттельшпиль – 22 часа.
  2. Эндшпиль – 8 часов.
  3. Игровая практика – 40 часов.
  4. Заключительное занятие – 2 часа.

Цели программы

Развитие у детей способности к мыслительной и творческой деятельности, выработки положительных качеств личности через занятия шахматами.

 

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с историей шахмат, тактическими ударами, стратегическими приемами.
  • Обучить правилам игры в шахматы.
  • Обучить элементарным приемам игры в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле.
  • Формировать навыки индивидуального и коллективного шахматного творчества с целью подготовки шахматистов – разрядников.
  • Совершенствовать навыки владения тактическими ударами.
  • Обучить навыкам проведения соревнований по шахматам.
  • Изучить теорию ряда дебютов.

 

Личностные:

  • Развивать устойчивую мотивацию к изучению шахматного творчества.
  • Развивать способности детей к саморазвитию, познанию и стремлению к творческому росту.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание.
  • Развивать положительные личностные качества – трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, внимательность и доброжелательность.
  • Формировать и развивать активную жизненную позицию, основы гражданской идентичности и патриотизма.

 

Метапредметные:

  • Развивать умение планировать свои действия.
  • Развивать умение составлять последовательности ходов, планов борьбы, их корректировки, анализ ходов и фиксации в памяти этих вариантов.
  • Воспитывать устойчивость к неудачам, поражениям, уважение к соперникам.
  • Формировать умение участвовать в коллективной деятельности.

Результат программы

В результате реализации программы учащиеся будут иметь следующие результаты:

 

Образовательные:

  • Знать историю шахмат.
  • Знать и уметь применять основные принципы ведения шахматной партии.
  • Знать основные тактические удары.
  • Иметь понятие о стратегии шахмат.
  • Знать порядок проведения соревнований, выполнения разрядных нормативов.
  • Участвовать в шахматных соревнованиях и турнирах.

 

Личностные:

  • Иметь устойчивую мотивацию к изучению шахматного творчества.
  • Иметь способность к саморазвитию, познанию и стремления к творческому росту.
  • Иметь логическое мышление, память и внимание.
  • Иметь положительные личностные качества – трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, внимательность и доброжелательность.
  • Иметь активную жизненную позицию.

 

Метапредметные:

  • Способен принять неудачи и поражения.
  • Уметь планировать свои действия.
  • Уметь участвовать в коллективной деятельности.

Особые условия проведения

Наличие медицинского допуска к занятиям.

Материально-техническая база

Учебный класс.

Спортивный инвентарь: шахматы, шахматные часы, демонстрационная доска, учебные карточки, шахматная литература, компьютерные программы.

Стоимость

Бесплатно.