Программа «Основы хорового пения»

Хоровое пение – самый доступный вид коллективного музицирования для детей. Оно развивает художественный вкус, расширяет и обогащает музыкальный кругозор учащихся, способствует повышению культурного уровня.

 

Специфика хорового пения немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.

 

В последние годы наблюдается рост популярности хорового пения именно в академической манере. Хоровое исполнительство становится мощным средством популяризации классического хорового наследия как русских, так и зарубежных композиторов.

 

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Основы хорового пения» обеспечивает освоение базового уровня музыкального искусства в области вокально-хоровой подготовки. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

 

Программа содержит часы индивидуальных занятий по предметам – постановка голоса, фортепиано, и предполагает тесную взаимосвязь с музыкально–теоретическими дисциплинами: сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература.

Срок освоения данной программы для детей, поступивших в первый класс в возрасте от семи до девяти лет, составляет 7 лет. Обучение по программе делится на три ступени:

I этап – Младший хор (1-2 классы).

II этап – Средний хор (3-5 классы).

III этап – Старший хор (6-7 классы).

Педагоги

Соломатова Наталья Николаевна, преподаватель хоровых дисциплин высшей квалификационной категории, педагогический стаж более 35 лет, заведующая хоровым отделением, руководитель образцового самодеятельного коллектива Детского хора ДШИ "Элегия".

Данные о повышении квалификации:

  • Новосибирский областной колледж культуры и искусств, «Совершенствование профессионального мастерства преподавателей хоровых дисциплин» (72 часа) 2014 г.;
  • Институт современного образования, «Совершенствование профессиональных компетенций преподавателя хоровых дисциплин» (72 часа), 2019 г.

Награды:

  • Почётный работник культуры Новосибирской области, 2014 г.;
  • Доска почёта Сузунского района 2014 г.;
  • Почетная грамота Министерства культуры НСО, 2016 г.;
  • Благодарственное письмо Министерства культуры НСО, 2017 г.

 

Трошкина Татьяна Каримовна, преподаватель фортепиано, педагогический стаж более 30 лет.

Данные о повышении квалификации:

  • Новосибирский областной колледж культуры и искусств "Работа концертмейстера и преподавателя по классу фортепиано как творческий процесс" (72 часа);

Награды:

  • Благодарность главы Сузунского района, 2011 г.
  • Благодарность Губернатора НСО, 2019 г.

 

Капустина Наталия Дмитриевна, преподаватель теоретических дисциплин (сольфеджио), высшей квалификационной категории, педагогический стаж более 20 лет.

Данные о повышении квалификации:

  • Новосибирский музыкальный колледж им. А. Мурова, «Музыкально – теоретические дисциплины» (72 часа) 2013 г.;
  • Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж) – сертификат слушателя мастер-класс (16 часов), 2018 г.;
  • Новосибирский областной колледж культуры и искусств – сертификат слушателя мастер-класс (4 часа), 2018 г.;
  • Институт современного образования,"Современные методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ и ДШИ" (72 часа) 2019 г.

Награды:

  • Почетная грамота начальника управления культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Сузунского района, 2016 г.;
  • Благодарственное письмо главы Сузунского района, 2019 г.

 

Трапезникова Светлана Ивановна, преподаватель теоретических дисциплин (слушание музыки, музыкальная литература), педагогический стаж более 14 лет.

Данные о повышении квалификации:

  • Новосибирский музыкальный колледж им. А. Мурова профессиональная переподготовка по специальности «Теория музыки, музыкальная литература», 2015 г.;
  • Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж) – сертификат слушателя мастер-класс (16 часов), 2017 г.;
  • Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж) – сертификат слушателя мастер-класс (24 часов), 2018 г.;
  • Новосибирский областной колледж культуры и искусств – сертификат слушателя мастер-класс (4 часа), 2018 г.

Награды:

  • Почетная грамота начальника управления культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Сузунского района, 2016 г.

Расписание

Расписание согласно индивидуального графика с педагогами.

Содержание программы

Учебный план программы содержит следующие разделы:

предметы исполнительской подготовки:

- хор (1-2 кл.) – 3 часа в неделю, (3-7 кл.) – 4 часа в неделю;

- постановка голоса (1-7 кл.) – 1 час в неделю;

- фортепиано (1-2 кл.) – 1 час в неделю, (3-7 кл.) – 1,5 часа в неделю.

 

предметы историко-теоретической подготовки:

- сольфеджио (1-7 кл.) – 1,5 часа в неделю;

- слушание музыки (1-3 кл.) – 1 час в неделю;

- музыкальная литература (4-7 кл.) – 1 час в неделю.

Цели программы

Цель программы: развитие музыкально-творческих способностей обучающихся, через формирование комплекса знаний, умений и навыков в области хорового пения.

 

Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

Образовательные (предметные) задачи:

- формирование и развитие основных вокально-хоровых умений и навыков;

- накопление певческого опыта;

- формирование навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;

- развитие певческой культуры;

- обогащение музыкального кругозора;

- формирование потребности в коллективном музицировании.

 

Метапредметные задачи:

- развитие у учащихся интереса к музыкальной деятельности, музыкального вкуса;

- развитие воображения, мышления, воли – качеств личности, необходимых для осуществления творческой деятельности.

 

Личностные задачи:

- духовное развитие учащихся путем приобщения их к художественному творчеству;

- эстетическое развитие в процессе познания красоты формы произведений музыкального искусства;

- воспитание любви к музыкальному искусству через освоение произведений отечественной и мировой классики, лучших образцов народного творчества.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

- достаточное количество вокально-хоровых произведений различных стилей, направлений и эпох;
- музыкальную грамоту (теорию музыки) в пределах курса музыкальной школы;
- основные принципы коллективного музицирования;
- основные хоровые и музыкальные термины.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

- бегло читать (петь) с листа хоровые партии;
- владеть вокально-хоровыми навыками одноголосного и многоголосного пения;
- владеть исполнительскими навыками коллективного музицирования;
- выразительно, осмысленно, художественно, эмоционально исполнять хоровые произведения по уровню сложности, предусмотренному программой;
- уметь анализировать музыкальное произведение;
- владеть навыками работы над созданием художественного образа хорового произведения.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

- ответственность за общее дело, умение работать в коллективе;
- навыки сценических выступлений;
- понимание классической музыки;
- достаточный общий культурный кругозор и диапазон эстетических чувств.

Реализация программы обеспечивает: наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству.

Особые условия проведения

Наличие музыкального инструмента (фортепиано) у ребенка.

Обучение по программе предусматривает обязательное посещение других учебных предметов: сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки, постановка голоса, фортепиано.

При приеме на обучение по программе «Основы хорового пения» принимаются все желающие без специального отбора, но происходит проверка наличия музыкальных данных (слух, ритм, память).

Материально-техническая база

Для реализации программы «Основы хорового пения» в ДШИ имеются:

  • концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием;
  • учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным оборудованием (музыкальными инструментами, звуковой аппаратурой, столами, стульями, шкафами и др.);
  • учебная и учебно-методическая литература, библиотека и фонды фонотеки.
    Учебные аудитории оформлены наглядными пособиями.

Площадь аудиторий для индивидуальных занятий не менее 6 кв. м.

В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.

Стоимость

Обучение бесплатно.