Программа «Маленькие волшебники» базовый уровень

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации учащиеся приобретут определённый объём знаний и умений по данным видам творчества.

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям любая человеческая деятельность возникает у ребенка не спонтанно, само собой, а передается другими людьми, которые уже владеют определенными знаниями, умениями и навыками.

Наиболее эффективная передача определенных знаний происходит в результате специально организованного педагогического процесса. Поэтому в данной программе выбраны формы, методы и средства образовательной деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами, направленными на развитие детского творчества посредством обучения детей лепке, оригами, изготовлению самобытной куклы, бисероплетению. При работе в данных техниках задействованы обе руки, а значит соответственно и обе половинки головного мозга.

 

Актуальность

Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

 

Отличительные особенности и новизна программы заключаются в том, что она не привязана к какому-то одному направлению, а включает в себя несколько видов декоративно-прикладного творчества.

 

Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 70 часов.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (продолжительность занятия 30 минут).

В течение занятия происходит смена деятельности: проводится физкультминутка, пальчиковая гимнастика, глазная гимнастика, подвижная игра. При определении режима занятий учтены «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». СанПиН 2.4.4. 3172-14. (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41).

Количество учебных недель – 35 недель;

Даты начала и окончания учебных периодов/этапов: с 01.09.2020 по 31.05.2021 года

Педагоги

Педагог первой квалификационной категории Снежана Сергеевна Шемелова. Образование высшее НГПУ. Педагогический стаж 17 лет.

Стаж работы педагогом дополнительного образования 12 лет.

Наличие наград и поощрений:

Благодарственное письмо от Главы Тогучинского района Новосибирской области за содействие в организации и проведении значимого мероприятия «Дни Тогучинского района в Законодательном собрании Новосибирской области». г. Тогучин 2017 г.

Почётная грамота от Главы Тогучинского района за активное участие в подготовке и проведении праздника, посвящённого 85- летию Тогучинского района. г. Тогучин 2017 г.

Благодарность от Директора МБОУ ДО Тогучинского района «Центр развития творчества» за  плодотворное сотрудничество, инициативу и воспитание подрастающего поколения, большой вклад в развитие художественного творчества, профессиональную и качественную подготовку участников конкурсов, проводимых в рамках 4 районного фестиваля детского творчества «Весенняя капель». 21 мая 2017 года.

Благодарность от Главы Борцовского сельсовета за участие в концертной программе «Лейся песня русская». 07.10.2018 г.

Диплом за участие в областном празднике украинской культуры Сибирские обжинки». Ноябрь 2018 года город Искитим.

Диплом за 1 место во всероссийской олимпиаде «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании». Всероссийское издание «Слово педагога». Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77- 67160 Серия ДД № 23935 от 18.02.2019 г.

Диплом за 1 место во всероссийской викторине "Совместная деятельность педагогов и родителей». Всероссийское издание «Слово педагога». Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77- 67160 Серия ДД № 23934 от 18.02.2019 г.

Диплом за 1 место во всероссийской викторине «Охрана труда и обеспечение безопасности образовательно - воспитательного процесса в ДОУ» Всероссийское издание «Слово педагога». Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77-67160 Серия ДД № 23937 от 02.2019 г.

Диплом о прохождении обучения на форуме «Педагоги России» № 034511 2019 год. 

Содержание программы

1. Вводное занятие. Удивительный мир народного творчества - 1 час.

Многообразие видов декоративно-прикладного искусства. Хохлома, Гжель, дымковская игрушка.

 

2. Бисерные переливы - 9 час.

Теория: История появления и развития бисероплетения. Виды бисера.

Основные способы работы с бисером. Правила техники безопасности при работе с бисером, с организацией рабочего места, с правильным положением рук и туловища при работе.

Практическая работа:

Практическая работа № 1. Плетение осенний листик.

Практическая работа № 2. Плетение груши.

Практическая работа № 3. Плетение грибочка.

Практическая работа № 4. Плетение черепашки.

Практическая работа № 5. Плетение конфеты.

Практическая работа № 6. Плетение пирамидки.

Практическая работа № 7. Плетение из бисера цветика – семицветика.

 

3. Лепка из солёного теста - 16 час.

Теория: История появления лепки из солёного теста. Составные части для приготовления теста. Материалы и инструменты для лепки. Цветовая гамма.

Технические навыки и приёмы лепки из теста. Лепка из частей, деление куска на части, соотношение частей по величине, способы соединения отдельных частей.

Практическая работа № 8. Лепка цветика-семицветика. Раскраска.

Практическая работа № 9. Лепка гусенички. Раскраска.

Практическая работа № 10. Лепка ягоды-малины. Раскраска.

Практическая работа № 11. Лепка пчёлки. Раскраска.

Практическая работа № 12. Лепка рыбок. Раскраска. Составление композиции «Аквариум» или «Водоём».

Практическая работа № 13. Лепка снеговика. Раскраска.

Практическая работа № 14. Лепим сказку. Раскраска. Составление композиции. Работа по собственному замыслу.

 

4. Бисерные переливы - 36 час.

Теория: История зарождения бисера. Виды бисера. Его свойства. Материалы и инструменты для работы с бисером и проволокой. Технология работы с бисером.

Техника «петельное плетение» на проволоке. Начальный этап плетения: нанизывания бисера на один конец отрезка проволоки, второй конец завёрнут. Использование в изделии бисера одного цвета, затем-два цвета попеременно. Нанизывание с «открытыми» двумя концами проволоки. Технология скручивания концов проволоки и готовых деталей вместе. Плетение листочков для дерева, цветов, бабочек и стрекоз в технике «нанизывания» для создания панно.

Практическая работа:

Практическая работа № 15 Плетение из бисера зайчика.

Практическая работа № 16. Плетение совы.

Практическая работа № 17. Плетение солнышка.

Практическая работа № 18. Плетение ангелочка.

Практическая работа № 19. Плетение рыбки.

Практическая работа № 20. Плетение жучка.

Практическая работа № 21. Плетение кошечки.

Практическая работа № 22. Плетение медвежонка.

Практическая работа № 23. Плетение звёздочки.

Практическая работа № 24. Плетение снежинок.

Практическая работа № 25. Плетение утёнка.

Практическая работа № 26. Плетение поросёнка.

Практическая работа № 27. Плетение человечка.

Практическая работа № 28. Плетение кузнечика.

Технология работы капроновой леской двумя концами. Техника плетения «крестик». Схемы. Плетение браслетов из бисера.

Практическая работа:

Практическая работа № 29. Браслет «Капельки».

Практическая работа № 30. Браслет «Треугольнички».

Практическая работа № 31. Браслет «Цветочный».

Практическая работа № 32. Браслет «Волшебница».

Практическая работа № 33. Плетение сердечка.

Практическая работа № 34. Плетение кораблика.

Практическая работа № 35. Плетение машины.

 

5. Повторение - 6 час.

6. Итоговое занятие - 1 час.

Цели программы

Цель программы: развитие потенциальных творческих способностей и возможностей личности через освоение практических умений при выполнении поделок из солёного теста и бисера.

 

Задачи.

Образовательные (получение предметных результатов):

1. Познакомить учащихся с историей развития бисероплетения и тестопластики.

2. Научить работать со схемами изготовления поделок.

3. Формировать умения решать познавательные задачи в процессе изготовления работ.

4. Расширить имеющиеся знания о сочетаемости цветов.

5. Научить подбирать бисер и бусины различной формы и размера для работы.

6. Научить аккуратно применять в тестопластике пуговицы, бусины, семена растений.

 

Развивающие:

1. Развитие мотивации к познанию мира через собственную созидательную деятельность.

2. Развитие навыков самостоятельности и уверенности в себе.

3. Развитие умения слушать и понимать речь других.

4. Развитие умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебной задачи в процессе образовательной деятельности.

 

Воспитательные (получение личностных результатов):

1. Сформировать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

2. Формирование личностных качеств: воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца; взаимопомощь при выполнении работы; экономное отношение к используемому материалу.

3. Привитие основы культуры труда.

4. Воспитание убеждения в том, что красоту можно создать своими руками.

 

Метапредметные:

1. Создавать условия для развития личности каждого учащегося, раскрытие его способностей к творчеству.

2. Развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение.

3. Способствовать выработке устойчивой заинтересованности в деятельности.

4. Развивать глазоручную координацию и мелкую моторику кисти рук.

 

Личностные:

1. Воспитывать у учащихся эмоционально – ценностное, чувственное отношение к окружающему миру, осмысление разнообразия и красоты окружающего мира.

2. Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности.

3. Приучать к аккуратности в работе.

4. Прививать основы культуры труда.

5. Учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению – коммуникативная компетентность.

Результат программы

В результате обучения в ДТО «Маленькие волшебники» учащиеся

Будут знать (предметные результаты):

1. Технологию выполнения работ, заложенных в образовательной программе.

2. Инструменты и материалы для выполнения работ.

3. Правила техники безопасности.

4. Правила оборудования рабочего места.

5. Цветовую гамму.

 

Уметь:

1. Выполнять основные элементы бисероплетения.

2. Читать схемы.

3. Выполнять работы из солёного теста (отламывать от большого куска теста небольшие кусочки; скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики, прямыми движениями в столбики); последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении.

 

Метапредметные:

1. Увлечённость работой и заинтересованность в результатах труда.

2. Степень аккуратности при выполнении работы.

3. Наличие фантазии при выполнении работы.

 

Личностные качества:

1. Умение оценивать свою работу и работы своих товарищей.

2. Умение взаимодействовать на безконфликтной основе.

3. Стремление добиваться успеха.

4. Умение доводить начатое дело до конца.

Особые условия проведения

Образовательная программа осуществляется под руководством одного педагога.

Материально-техническая база

Учебный кабинет со столами и стульями соответствующими нормам СанПин;

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 2-го года обучения в расчёте на одного учащегося):

Вид деятельности\Материалы и инструменты

1. Лепка из солёного теста.

Мука, соль, гуашь, кисточки, непроливашки, клей ПВА.

2. Бисерные переливы.

Бисер разного цвета 30 пачек, проволока, цветной картон, ножницы.

 

Для выполнения образовательной программы есть:

Дидактический материал:

· литература (книги, журналы, брошюры, художественные альбомы);

· методические разработки занятий;

· схемы работ, заложенных в программе;

· цветовые и композиционные схемы;

· готовые образцы различных изделий;

· таблицы с поэтапным выполнением изделий;

· иллюстрации.

 

Методическое обеспечение программы

Образовательная программа строится на принципах:

1. Добровольности:

Запись ребёнка в детское объединение осуществляется только по его желанию.

2. Опоры на интерес:

Все занятия должны быть интересны для ребёнка.

3. Личностного подхода:

Личность каждого ребёнка является непреложной ценностью.

4. Природосообразности:

Методы и средство обучения должны соответствовать возрастным и психолого-физиологическим особенностям ребёнка.

5. Ориентации на достижение успеха:

Необходимо создать условия для поддерживания у детей веры в собственные вилы и в возможности достижения успеха.

6. Доступности:

Излагаемый материл по сложности, должен быть доступен пониманию ребёнка.

7. Последовательности:

Изложение материала должно иметь логическую последовательность.

8. Наглядности.

9. Взаимоуважения:

Обучение ребёнка со сверстниками, с педагогами должно строиться на основе взаимоуважения, равно как общение педагога с каждым членом детского коллектива.