Программа «Маленькие волшебники» (ознакомительный уровень)

  • (1)

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации учащиеся приобретут определённый объём знаний и умений по данным видам творчества. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям любая человеческая деятельность возникает у ребенка не спонтанно, само собой, а передается другими людьми, которые уже владеют определенными знаниями, умениями и навыками.

Наиболее эффективная передача определенных знаний происходит в результате специально организованного педагогического процесса. Поэтому в данной программе выбраны формы, методы и средства образовательной деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами, направленными на развитие детского творчества посредством обучения детей лепке, оригами, изготовлению самобытной куклы, бисероплетению. При работе в данных техниках задействованы обе руки, а значит соответственно и обе половинки головного мозга.

 

Актуальность

Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека.

Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

 

Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

Отличительная особенность и новизна программы заключаются в том, что она не привязана к какому-то одному направлению, а включает в себя несколько видов декоративно-прикладного творчества.

Субъектами реализации программы являются учащиеся в возрасте 5- 6 лет.

Особенности организации образовательного процесса:

· детское объединение сформировано из детей 5 и 6;

· принцип комплектования групп: общедоступный.

Запись в объединение производится по заявлению родителей или законных представителей.

Предварительного отбора не производится;

· наполняемость групп: с учётом 4,5 м2 на одного учащегося, исходя из площади кабинета.

 

Принципы организации образовательного процесса

Дополнительная образовательная программа опирается на следующие педагогические принципы:

· доступности обучения – учёт возрастных и индивидуальных способностей;

· совместного творческого поиска в педагогической деятельности.

 

Режим, периодичность и продолжительность занятий

Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы, 70 часов.

 

Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу (продолжительность занятия 25 минут).

В течение занятия происходит смена деятельности. При определении режима занятий учтены «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». СанПиН 2.4.4. 3172-14. (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41).

Педагоги

Педагог первой квалификационной категории Снежана Сергеевна Шемелова. Образование высшее НГПУ. Педагогический стаж 17 лет. Стаж работы педагогом дополнительного образования 12 лет.

Благодарность от директора МБОУ Тогучинского района  "Центра развития творчества" за плодотворное сотрудничество, инициативу и воспитание подрастающего поколения, большой вклад в развитие художественного творчества, профессиональную и качественную подготовку участников конкурсов, проводимых в рамках 4 районного фестиваля детского творчества". 21 мая 2017 г.

Благодарственное письмо от главы Тогучинского района Новосибирской области за содействие в организации и проведении значимого мероприятия "Дни Тогучинского района в Законодательном собрании Новосибирской области". г. Тогучин 2017г.

Почётная грамота от Главы района  за активное участие в подготовке и проведении праздника, посвящённого 85 - летию Тогучинского района.г. Тогучин 2017.

Благодарность от Главы города Тогучина за проведение мастер - классов для детей и жителей города. 

Грамота лауреата фестиваля педагогических коллективов "Кладовая педагогических талантов" в номинации "Золотые руки". г. Тогучин, 2018 год.

Диплом за участие в областном празднике украинской культуры "Сибирские обжинки" Ноябрь 2018 город Искитим.

Благодарность от Главы Борцовского сельсовета за участие в концертной программе "Лейся песня русская". 07.10.2018 г.

 Диплом за 1 место во всероссийской викторине "Охрана труда и обеспечение безопасности образовательно- воспитательного процесса в ДОУ" Всероссийское издание "Слово педагога".

Свидетельство СМИ ЭЛ № 77- 67160  Серия ДД № 23937 от 18.02.2019 г.

Диплом за 1 место в международной викторине "Законодательство о правах ребёнка" Всероссийское издание "Слово педагога" Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77- 67260 Серия ДД № 23940 от 18.02.2019 г. 

Диплом за 1 место во всероссийском конкурсе "Методическая копилка" Всероссийское издание "Слово педагога". Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77- 67160 Серия ДД № 23944 от 18.02.2019 г.

Диплом о прохождении обучения на форуме "Педагоги России" № 034511 2019 г.

Содержание программы

Содержание программы. 

1. Вводное занятие. Удивительный мир народного творчества - 1 час.

Теория: Многообразие видов декоративно-прикладного искусства. Хохлома, Гжель, дымковская игрушка.

 

2. Самобытная народная кукла - 9 час.

Теория: Что мы знаем о куклах? История тряпичной куклы. Виды кукол: обереговые, обрядовые, целительные, игровые.

Практическая работа № 1. Изготовление куклы – Зайчик.

Практическая работа № 2. Самобытная кукла Птичка.

Практическая работа № 3. История происхождения. Мартинички.

Практическая работа № 4. Самобытная кукла Бабочка.

Практическая работа № 5. Мотылёк.

Практическая работа № 6. Стрекоза.

Практическая работа № 7. Кукла – колокольчик.

 

3. Лепка из солёного теста - 16 час.

Теория: История появления лепки из солёного теста. Составные части для приготовления теста. Материалы и инструменты для лепки. Цветовая гамма.

Технические навыки и приёмы лепки из теста. Лепка из частей, деление куска на части, соотношение частей по величине, способы соединения отдельных частей.

Практическая работа № 8. Лепка цветика-семицветика. Раскраска.

Практическая работа № 9. Лепка гусенички. Раскраска.

Практическая работа № 10. Лепка ягоды-малины. Раскраска.

Практическая работа № 11. Лепка пчёлки. Раскраска.

Практическая работа № 12. Лепка рыбок. Раскраска. Составление композиции «Аквариум» или "Водоём".

Практическая работа № 13. Лепка снеговика. Раскраска.

Практическая работа № 14. Лепим сказку. Раскраска. Составление композиции. Работа по собственному замыслу.

 

4. Волшебный мир оригами - 15 час.

Теория: История зарождения бумаги. Виды бумаги. Её свойства. Понятие «оригами». Материалы и инструменты для работы. Технология работы с бумагой. Правила подготовки квадрата для складывания.

Практическая работа № 15. Собачка в технике оригами.

Практическая работа № 16. Бабочка в технике оригами. Композиция "Хоровод бабочек".

Практическая работа № 17. Тропическая рыба в технике оригами. Создание панно "Подводное царство".

Практическая работа № 18. Парусник в технике оригами. Композиция "По морям, по волнам".

Практическая работа № 19. Хомяк в технике оригами.

Практическая работа № 20. Лягушка в технике оригами.

Практическая работа № 21. Мышь в технике оригами.

Практическая работа № 22. Клубника в технике оригами.

Практическая работа № 23. Банан в технике оригами.

Практическая работа № 24. Дом в технике оригами. Панно "Строим город".

Практическая работа № 25. Тюльпан в технике оригами.

 

5. Бисерные переливы - 21 час.

Теория: История появления и развития бисероплетения. Виды бисера.

Основные способы работы с бисером. Правила техники безопасности при работе с бисером, с организацией рабочего места, с правильным положением рук и туловища при работе.

Техника «петельное плетение» на проволоке. Начальный этап плетения: нанизывания бисера на один конец отрезка проволоки, второй конец завёрнут. Использование в изделии бисера одного цвета, затем-два цвета попеременно. Нанизывание с «открытыми» двумя концами проволоки. Технология скручивания концов проволоки и готовых деталей вместе. Плетение листочков для дерева, цветов, бабочек и стрекоз в технике «нанизывания» для создания панно.

Практическая работа:

Практическая работа № 26. Колечко.

Практическая работа № 27. Листок. Сборка веточки.

Практическая работа № 28. Весеннее дерево.

Практическая работа № 29. Цветок.

Практическая работа № 30. Плетение бабочки.

Практическая работа № 31. Панно «Полянка».

Технология работы капроновой леской двумя концами. Техника плетения «крестик». Схемы. Плетение браслетов из бисера.

Практическая работа:

Практическая работа № 32. Браслет «Крестик».

Практическая работа № 33. Браслет «Жучок».

Практическая работа № 34. Браслет "Змейка".

 

6. Повторение - 7 час.

7. Итоговое занятие - 1 час.

Цели программы

Цель программы: развитие потенциальных творческих способностей и возможностей ребёнка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологий изготовления самобытной народной куклы, поделок из солёного теста, оригами, бисера.

 

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с историей возникновения изучаемых видов декоративно-прикладного творчества.

2. Обучить детей технике работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

3. Формировать умения решать познавательные задачи в процессе изготовления работ.

4. Формировать умения следовать устным инструкциям, читать схемы.

 

Развивающие:

1. Развитие мотивации к познанию мира через собственную созидательную деятельность.

2. Развитие навыков самостоятельности и уверенности в себе.

3. Развитие умения слушать и понимать речь других.

 

Воспитательные:

1. Сформировать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

2. Формирование личностных качеств: воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца; взаимопомощь при выполнении работы; экономное отношение к используемому материалу.

3. Привитие основы культуры труда.

 

Метапредметные:

4. Создавать условия для развития личности каждого учащегося, раскрытие его способностей к творчеству.

5. Развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение.

6. Способствовать выработке устойчивой заинтересованности в деятельности.

7. Развивать мелкую моторику кисти рук.

 

Личностные:

1. Воспитывать у учащихся эмоционально – ценностное, чувственное отношение к окружающему миру, осмысление разнообразия и красоты окружающего мира.

2. Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности.

3. Приучать к аккуратности в работе.

4. Прививать основы культуры труда.

5. Учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению – коммуникативная компетентность.

Результат программы

Планируемые результаты:

В результате обучения в ДТО «Маленькие волшебники» учащиеся должны

знать (предметные результаты):

1. Технологию выполнения работ, заложенных в образовательной программе.

2. Инструменты и материалы для выполнения работ.

3. Правила техники безопасности.

4. Правила оборудования рабочего места.

5. Цветовую гамму.

 

Уметь:

1. Выполнять основные элементы бисероплетения.

2. Читать схемы.

3. Выполнять работы из солёного теста (отламывать от большого куска теста небольшие кусочки; скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики, прямыми движениями в столбики); последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении.

4. Выполнять самобытную куклу.

5. Складывать фигурки в технике оригами.

 

Метапредметные:

1. Увлечённость работой и заинтересованность в результатах труда.

2. Степень аккуратности при выполнении работы.

3. Наличие фантазии при выполнении работы.

 

Личностные качества:

1. Умение оценивать свою работу и работы своих товарищей.

2. Умение взаимодействовать на безконфликтной основе.

3. Стремление добиваться успеха.

4. Умение доводить начатое дело до конца. 

 

Начало учебного года с 01.09. окончание - 31.05.

Особые условия проведения

Кадровое обеспечение.

Образовательная программа осуществляется под руководством одного педагога.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

Учебный кабинет со столами и стульями соответствующими нормам СанПин.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 2-го года обучения в расчёте на одного учащегося.


Вид деятельности\Материалы и инструменты.

1. Самобытная народная кукла.

Ситец разного цвета, ситец белого цвета, синтепон, нитки красного цвета.

2. Лепка из солёного теста.

Мука, соль, гуашь, кисточка.

3. Волшебный мир оригами.

Офисная цветная бумага формата А-4=30 шт, клей - карандаш.

4. Бисерные переливы.

Бисер разного цвета 8 пачек, проволока, цветной картон.

 

Для выполнения образовательной программы есть: 

Дидактический материал:

· литература (книги, журналы, брошюры, художественные альбомы);

· методические разработки занятий;

· схемы работ, заложенных в программе;

· цветовые и композиционные схемы;

· готовые образцы различных изделий;

· таблицы с поэтапным выполнением изделий;

· иллюстрации. 

 

Методическое обеспечение программы

Образовательная программа строится на принципах:

1. Добровольности:

Запись ребёнка в детское объединение осуществляется только по его желанию.

2. Опоры на интерес:

Все занятия должны быть интересны для ребёнка.

3. Личностного подхода:

Личность каждого ребёнка является непреложной ценностью.

4. Природосообразности:

Методы и средство обучения должны соответствовать возрастным и психолого-физиологическим особенностям ребёнка.

5. Ориентации на достижение успеха:

Необходимо создать условия для поддерживания у детей веры в собственные вилы и в возможности достижения успеха.

6. Доступности:

Излагаемый материл по сложности, должен быть доступен пониманию ребёнка.

7. Последовательности:

Изложение материала должно иметь логическую последовательность.

8. Наглядности.

9. Взаимоуважения:

Обучение ребёнка со сверстниками, с педагогами должно строиться на основе взаимоуважения, равно как общение педагога с каждым членом детского коллектива.