Программа «Мастерим игрушки сами» (базовый уровень)

  • (3)

Образовательная область программы

Программа «Мастерим игрушки сами» является общеобразовательной (общеразвивающей) программой дополнительного образования художественной направленности. Она ориентирована на знакомство учащихся с народной художественной культурой и традициями, декоративно – прикладным творчеством через освоение навыка изготовления игрушек из различных материалов, самобытной народной куклы.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации учащиеся приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества, развитие таких качеств, как настойчивость, терпение, формирование хорошего эстетического вкуса.

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями: литература, история, изобразительная деятельность.

 

Актуальность.

Программа «Мастерим игрушки сами» актуальна, так как позволяет решить широкий спектр педагогических и социальных задач средствами ДПИ:

1. Преодоление гиперактивности младших школьников.

При выполнении мелкой работы кистью руки у учащегося развивается глазоручная координация, формируются интеллектуальные умения: концентрировать внимание, выделять главное, выстраивать логические связи и др. и регуляторные действия (постановка цели, планирование деятельности, корректировка полученного результата)

2. Преодоление потребительского отношения к жизни.

Учащиеся, осваивая трудовые навыки, учатся создавать игрушки, сувениры, поделки для украшения жилища, подарки для своих близких, учатся ценить свой и чужой труд.

3. Позволяет сформировать умения осуществлять универсальные действия – познавательные, личностные, регуляторные, коммуникативные через изучение традиций народного художественного ремесла.

 

Новизна данной программы заключается в том, что на занятиях учащиеся обучаются непосредственно в процессе шитья, лепки, выполнения аппликации из бумаги конкретного изделия и с каждым завершенным изделием узнают и отрабатывают новые приемы выполнения игрушек и сувениров. Такой метод обучения в процессе работы весьма эффективен. Устраиваются своеобразные мини – выставки, разработка и защита проекта. Это позволяет учащимся объективно оценить результаты своей деятельности и получить стимул для реализации новых идей.

 

Уровень освоения программы общекультурный (базовый). 

Адресат программы.

Субъектами реализации программы являются учащиеся в возрасте 8-12 лет. 

 

Возрастные особенности учащихся

Данный возраст затрагивает 2 этапа возрастной периодизации учащихся:

1. младший школьный возраст (7-10 лет);

2. младший подростковый (10-12 лет).

 

Особенности организации образовательного процесса

Детское объединение сформировано как разновозрастное: 8-12 лет. По составу группы являются постоянными. Принцип комплектования групп: общедоступный. Запись в объединение производится по заявлению родителей или законных представителей. Предварительного отбора не производится. Наполняемость групп: в зависимости от площади кабинета, учитывая площадь на одного учащегося 4, 5 м2.   

 

Формы аттестации учащихся

Аттестация учащихся проводится дважды в год:

1. промежуточная аттестация 1-го полугодия (2-я неделя декабря);

2. итоговая аттестация (в апреле месяце). 

Педагоги

Педагог первой квалификационной категории  Снежана Сергеевна Шемелова. Образование высшее НГПУ. Педагогический стаж 17 лет. Стаж работы педагогом дополнительного образования 12 лет.

Наличие наград и поощрений:

Благодарственное письмо от главы Тогучинского района  Новосибирской области за содействие в организации и проведении значимого  мероприятия "Дни Тогучинского района в Законодательном собрании Новосибирской области". г. Тогучин 2017.

Почётная грамота от Главы района  за активное участие в подготовке и проведении праздника, посвящённого 85- летию Тогучинского района. г. Тогучин  2017.

Благодарность от Главы  города за проведение мастер - классов для детей и жителей города Тогучина. 2018 г.

Благодарность от Главы Борцовского сельсовета за участие в концертной программе "Лейся песня русская". 07.10.2018 г.

Грамота лауреата фестиваля  педагогических коллективов "Кладовая педагогических талантов" в номинации "Золотые руки". г. Тогучин, 2018 г.

Диплом за участие в областном празднике украинской культуры "Сибирские обжинки". Ноябрь 2018 года город Искитим.

Диплом за 1 место в  международной викторине "Законодательство о правах ребёнка" Всероссийское издание "Слово педагога". Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77-67160. Серия ДД №23940 от 18.02.2019

Диплом за 1 место во всероссийской олимпиаде "Информационно - коммуникационные технологии в образовании". "Слово педагога" Св - во СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67160. Серия ДД № 23941 от 18.02.2019 г.

Диплом за 1 место во всероссийском конкурсе "Методическая копилка". Всероссийское издание "Слово педагога" Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77- 67160. Серия ДД № 23944 от 18.02.2019 г.

Диплом о прохождении обучения на форуме "Педагоги России" № 034511. 2019 год. 

Расписание

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Программа рассчитана на 1 год обучения с учётом летних каникул 3 месяца. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы −144 часа с учётом повторения – 4 часа.

 

Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа каждое с перерывом 15 минут. (продолжительность учебного часа −45 мин.)

В течение занятия происходит смена деятельности. При определении режима занятий учтены «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». СанПиН 2.4.4. 3172-14. (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41).

Содержание программы

1. Вводное занятие. ТБ – 2 час.

Теория: Многообразие видов декоративно-прикладного искусства. Инструменты и материалы. Цветоведение. ТБ.

 

2. Самобытная кукла – 22 час.

Теория: История происхождения народной игрушки. Виды кукол.

Порядок изготовления кукол: «День и ночь», "Берегиня",

«Божье око», «Коза», "Купавка".

Проектная работа. Понятие «проект». Последовательность работы над проектом; определение ели проекта; составление плана работы по проекту. Правила публичного выступления. Индивидуальная работа над проектом. 

Практическая работа № 1 - изготовление куклы – «День и ночь»,

Практическая работа № 2 - кукла «День и ночь» (2-й вариант).

Практическая работа № 3 - кукла «Берегиня».

Практическая работа № 4 - кукла «Божье око».

Практическая работа № 5 – кукла «Коза».

Практическая работа № 6 - кукла «Купавка».

Практическая работа № 7 - работа над проектом.

 

3. Виды ручных швов – 4 час.

Теория: Виды ручных швов: тамбурный, косичка, козлик, крест. Демонстрация полотенец и одежды, оформленных этими швами.

Практическая работа № 8 - выполнение швов: тамбурный, косичка.

Практическая работа № 9 - шов козлик, крест.

 

4. Мягкая игрушка – 36 час.

Теория: Этапы изготовления мягкой игрушки. Основы кроя. Работа по лекалам и технологическому описанию. Игрушки, нижние лапы, которых выкраиваются целиком с туловищем, а верхние-пришиваются. Многозвенное туловище игрушки.

Художественная выразительность игрушки и способы ее достижения. Художественно – декоративная отделка игрушки. Мини – выставка. 

Практическая работа № 10 - изготовление игольницы «Мухомор».

Практическая работа № 11 - игрушка «Барашек».

Практическая работа № 12 - игрушка «Котёнок Тишка».

Практическая работа № 13 - игрушка «Собачка Барсик».

Практическая работа № 14 - карандашница «Братец Кролик».

Практическая работа № 15 - игрушка «Зайчик Степашка».

Практическая работа № 16 - игрушка "Гусеница Анюта".

 

5. Сувениры в технике квиллинга – 12 час.

Теория: Понятие «Сувенир». История развития квиллинга. Материалы и инструменты. Техника квиллинга. Плоские и объёмные работы в технике квиллинг. 

Практическая работа № 17 - "Колокольчик".

Практическая работа № 18 - "Бабочка".

Практическая работа № 19 - "Цветочек". 

 

6. Игрушки из носочков – 26 час.

Теория: Техника изготовления игрушек из носочков. 

Практическая работа № 20 - «Сова».

Практическая работа № 21 - «Куколка».

Практическая работа № 22 - «Кошка».

Практическая работа № 23 - «Петух».

Практическая работа № 24 - «Собачка».

Практическая работа № 25 - "Лошадка".

Проект "Моё любимое зверьё".

 

7. Игрушки из солёного теста – 32 час.

Теория: История лепки из солёного теста. Компоненты солёного теста. Технология изготовления игрушки из солёного теста. Художественная выразительность игрушки и способы ее достижения. Художественно – декоративная отделка игрушки – роспись гуашью. Способы создания панно. Композиционное построение панно. Способы оформления работ. Мини- выставка готовых работ. 

Практическая работа № 26 - панно «Подсолнухи»,

Практическая работа № 27 - панно «Малина»,

Практическая работа № 28 - панно «Вишенка»,

Практическая работа № 29 - панно «Капуста»,

Практическая работа № 30 - панно «Пучок редиса»,

Практическая работа № 31 - панно «Яблоки и виноград в корзине с цветами».

Практическая работа № 32 - панно «Грибы».

Практическая работа № 33 - панно «Корова» или «Весёлая коровка».

Практическая работа № 34 - панно "Курица с цыплятами".

8. Повторение - 8 час.

9. Итоговое занятие - 2 час «Защита» проекта (выбор темы индивидуален).

Цели программы

Цель программы: Развить творческие способности личности и сформировать компетенции учащегося через освоение художественно – эстетических навыков в области декоративно – прикладного искусства.

 

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепить и расширить знания учащихся об истории развития декоративно-прикладного творчества, в т.ч. самобытной народной куклы, мягкой игрушки, лепке из солёного теста, работ из бумаги.

2. Сформировать у учащихся навыки ручного труда.

3. Обучить выполнять работы по технологическому описанию и лекалам, пользованию инструментами.

4. Закрепить основам кройки и шитья игрушки; изготовлению самобытной куклы; изготовлению сувениров из солёного теста и бумаги.

5. Расширить знания о традициях, творчестве, быте народов.

 

Развивающие: 

1. Познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

2. Мелкую моторику кисти руки.

3. Навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

 

Воспитательные:

1. Сформировать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

2. Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца; взаимопомощь при выполнении работы; экономное отношение к используемому материалу.

3. Прививать основы культуры труда.

 

Метапредметные:

1. Развивать регулятивные умения: планировать совместно с педагогом свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; различать способ и результат действия.

2. Способствовать выработке и устойчивой заинтересованности в деятельности.

3. Способствовать развитию самостоятельности и уверенности в себе.

 

Личностные:

1. Формировать личностные качества:

терпение, воля, ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.

2. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, педагогом в процессе образовательной деятельности.

Результат программы

В результате обучения по программе «Мастерим игрушки сами» дети получат

знания: 

  • o способах увеличения и уменьшения выкроек;
  • o истории и видах народных кукол;
  • o основных этапы изготовления и оформления игрушки;
  • o законах цветоведения;
  • o способах достижения характерной выразительности игрушки.

 

умения:

  • o выполнении изученных швов;
  • o изготовиии народной куклы;
  • o по лекалам сшить мягкую игрушку;
  • o оформлении игрушки;
  • o выполнении работы в технике квиллинг из солёного теста.

 

Формирование УУД-личностные и метапредметные результаты

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:

1. Соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиене.

2. Соблюдать правила организации рабочего места.

3. Соблюдать правила бережного использования материалов.

4. Научатся работать с различными материалами, заложенными в программе.

5. Научатся следовать устным инструкциям, работать по технологическим картам. 

 

В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:

1. Положительное отношение к обучению.

2. Желание приобретать новые знания.

3. Способность оценивать свои действия.

4. Формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.).

 

В сфере регулятивных УУД:

1. Работать по предложенному плану, инструкции.

2. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль за своими действиями.

3. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

4. Совместно с педагогом и друзьями по ДТО давать оценку своей деятельности на занятии.

 

В сфере коммуникативных УУД:

1. Слушать и понимать речь других.

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3. Сотрудничать и оказывать взаимопомощь. Доброжелательно строить своё общение со сверстниками и педагогом.

Особые условия проведения

Кадровое обеспечение.

Образовательная программа осуществляется под руководством одного педагога.

Материально-техническая база

Условия реализации программы:

Занятия проводятся в кабинете трудового обучения, который обеспечен столами – 8 парт, стульями – 16 шт., шкафами – 2 шт., для хранения материалов, дидактического материала, электрическим утюгом- 1 шт.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в расчёте

на одного учащегося:

Вид деятельности\Материалы и инструменты

1. Выполнение простых ручных швов.
Ножницы, белая ткань, иглы для рукоделия, нитки «Мулине» или швейные нитки, напёрсток.

2. Изготовление русской народной игрушки.
Хлопчатобумажные материалы разного цвета, ножницы, нитки красного цвета «Ирис», ленты, тесьма, кружево.

3. Изготовление мягкой игрушки по выкройке, по технологической карте
Схемы – описания, ножницы. Плотная ткань: крепдешин, искусственный мех, драп, трикотаж, булавки, иголки для рукоделия, искусственный мех.

4. Набивка игрушки. Сшивание.
Поролон, синтепон, нитки для шитья, ножницы, вата, новые разноцветные носки и перчатки.

5. Оформление игрушки
Кусочки разноцветной кожи, ленты, тесьма, пряжа разного цвета для отделки игрушки, бусины разного размера и цвета, ножницы, иголки для шитья, клей ПВА

6. Изготовление сувениров в технике квиллинга.
Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей ПВА, ленты для квиллинга.

7. Лепка из солёного теста
Стеки, доски или клеёнки для лепки, гуашь разного цвета.

 

Для выполнения образовательной программы есть:

Дидактический материал:

· литература (книги, журналы, брошюры по технологии выполнения самобытной куклы, мягкой игрушки, лепке из солёного теста и т.д.);

· методические разработки занятий на тему: «Мягкая игрушка в современном декоративно-прикладном искусстве. Виды игрушек. Инструменты и материалы. Организация рабочего места», "Мир народной игрушки";

· шаблоны, технологическое описание работ, заложенных в программе;

· цветовые и композиционные схемы;

· готовые образцы различных изделий;

· физминутки;

· тексты тестов, викторин на закрепление знаний учащихся;

· задания для проведения аттестации учащихся;

· учебный кабинет со столами и стульями;

· стеллаж для хранения дидактического и учебно-методического материала, инструментов, образцов изделия;

· раздаточный материал для проведения занятий;

· инструменты: ножницы, линейки, угольники, иголки;

· карандаши и ручки;

· материалы для декорирования (бисер, бусины, ленты, глазки и пр.);

· гладильная доска, утюг.