Программа «Школа юного кинолога»

Собака – спутник человека с доисторических времен. Она прошла с ним многовековой путь от пещеры каменного века до кабины космического корабля. Разнообразны сферы взаимодействия человека и собаки. Но главное, собака – просто четвероногий друг человека.

 

Психологи считают, что «доготерапия» оказывает положительное влияние на психологическое здоровье человека, развитие и социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья. У детей повышается интерес к жизни, улучшается память, развивается речь, а главное, исчезают барьеры между таким ребенком и окружающим миром.

 

Актуальность и отличительные особенности образовательной программы

Кинология, являясь одновременно и отраслью биологической науки, и сферой практической деятельности человека, предоставляет уникальную возможность для формирования экопсихологической модели взаимодействия человека с домашними животными (А.В. Никольская, 2011).

 

В последние годы в свете экопсихологического подхода к развитию и воспитанию уверенно формируется понимание необходимости смены в сознании подрастающего поколения антропоцентрической картины мира на экоцентрическую, где человек – часть живой природы, активно участвующий во всех природных процессах. Современные проблемы человечества диктуют необходимость осознания человеком своего единства с природой.

 

Это осознание может возникнуть только благодаря непрерывному и целенаправленному экологическому образованию и воспитанию, основная задача которого – формирование субъективного отношения к миру природы и, в том числе, к животным как к природным объектам.

 

В программе активно используется такая форма организации образовательного процесса как семейные проекты, реализация которых направлена на достижение основной цели образовательной программы. (См. структурно-организационную модель).

 

В программе расширен и углублен раздел «Дрессировка», который основывается не только на учении И.П. Павлова о ВНД, но и на методике кликер-дрессировки К. Прайор, что сокращает время формирования навыка и является неконфликтным, щадящим методом дрессировки.

Педагоги

Агибалова Елена Владимировна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Почётная грамота Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.

Лауреат III степени Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования "Сердце отдаю детям".

 

Педагогический стаж: 16 лет.

Уровень образования: высшее, Кемеровский государственный университет,1986г (НВ № 515113).

Повышение квалификации: НИПКиПРО, «Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования", 14.01.15.-02.02.15.

Содержание программы

Подготовительная группа.

  1. Введение (4 часа).
  2. Общее представление о строении собаки (4 часа).
  3. Многообразие пород собак (22 часа).
  4. У меня живет собака (8 часов).
  5. Воспитание собаки (12 часов).
  6. Собаки во все времена (8 часов).
  7. Выставки собак и работа в ринге (14 часов).

1 год обучения.

  1. Введение (16 часов).
  2. Классификация пород собак (24 часа).
  3. Введение в анатомию, физиологию и этологию животных (44 часа).
  4. Собаки в современном мире (38 часов).
  5. Проектно-исследовательская деятельность (22 часа).

2 год обучения.

  1. Введение (14 часов).
  2. Экстерьер, стати, кондиция собак (20 часов).
  3. Собака в доме (26 часов).
  4. Дрессировка собак (58 часов).
  5. Выставки собак (8 часов).
  6. Основы юниор-хендлинга (56 часов).
  7. Проектно-исследовательская деятельность (16 часов).

3 год обучения.

  1. Введение и повторение пройденного (30 часов).
  2. Основы груминга (42 часа).
  3. Этология собак – современные исследования (36 часов).
  4. Собака: новые роли в современном мире (18 часов).
  5. Основы дог-фитнеса (30 часов).
  6. Организационно-педагогическая деятельность (30 часов).

Цели программы

Формирование основ экологической культуры личности ребенка посредством занятий кинологией.

 

Задачи:

 

Образовательные:

1. Формировать общебиологические и кинологические знания.

2. Научить детей правильному взаимодействию с собаками различных пород, опираясь как на кинологические знания, так и на полученные ими в ходе обучения практические навыки.

3. Формировать практические навыки по уходу, дрессировке, хендлингу собак путем практических занятий с собаками различных пород.

4. Формировать навыки проектно-исследовательской деятельности.

5. Способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций.

 

Воспитательные:

1. Формировать мотивационно-ценностную сферу личности учащихся (ценность природы, здоровья).

2. Формировать гуманное и разумное отношение к животным, понимание своей ответственности за здоровье, жизнь и поведение своей собаки.

3. Развивать гражданственность, ответственность перед обществом, стремление уважать интересы окружающих людей, избегать конфликтов и проблем, связанных с обитанием собак в городе.

4. Способствовать профориентации и трудовому воспитанию.

5. Формировать нравственные качества личности, такие как отзывчивость, ответственность, целеустремленность, настойчивость в достижении результата.

 

Развивающие:

1. Развивать и укреплять интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.

2. Развивать общеучебные умения и навыки учащихся.

3. Развивать коммуникативные умения и навыки: работать в команде, умение слушать других, проявлять толерантность в общении.

4. Развивать чувство ответственности за своих питомцев.

5. Способствовать расширению сферы интересов учащихся, биологического и общего кругозора.

6. Формировать психологическую и интеллектуальную готовность учащихся к профессиональному и личностному самоопределению.

Результат программы

Предметные результаты.

В результате обучения в подготовительной группе дети получат первоначальное представление о строении собаки, многообразии пород собак, первоначальный опыт общения с собаками.

Учащиеся будут знать: что такое кинология, строение собаки, узнавать некоторые породы собак, правила общения с собакой, первоначальные основы дрессировки собак.

Учащиеся будут уметь: знакомиться с собакой, водить собаку на поводке, правильно кормить собаку и ухаживать за ней, соблюдать правила гигиены при общении с собакой, выполнять простейшие приемы дрессировки собак.

 

В результате 1-го года обучения учащиеся получат необходимые теоретические знания и практические навыки по морфологии, анатомии собак, основам классификации пород и основные умения по общению и воспитанию собаки.

Учащиеся будут знать: основные кинологические понятия и термины, историю возникновения науки о собаках – кинологии, называть основные кинологические дисциплины, виды спорта и дрессировки, породы собак, морфологию, анатомию и физиологию собак (в общем виде), основы правильного содержания и воспитания собак, основы теории И. П. Павлова о ВНД; правила содержание собаки в городе (поведение с собаками на улице, в транспорте, в учреждениях и на кинологических мероприятиях). Основные требования к учебному проекту (цель, задачи, этапы, выводы).

Учащиеся будут уметь: правильно ухаживать за собакой, составлять рацион питания собаки, правильно и безопасно обращаться с собакой при следовании на занятия, мероприятия и во время их проведения, владеть начальными основами дрессировки.

Кроме того, ребята, начиная с первого года обучения, участвуют в дог-шоу, кинологических детских конкурсах, викторинах, посещают выставки собак в качестве зрителей.

 

В результате 2-го года обучения углубляются теоретические знания и совершенствуются умения и навыки.

Учащиеся будут знать: историю отечественной и зарубежной кинологии, классификацию пород собак, принятую в РФ, внутреннее строение собаки, основные процессы жизнедеятельности собаки, основы дрессировки собак, понятия «общий экстерьер», «частный экстерьер», «рабочая» и «выставочная» кондиции собаки, основы хендлинга и частный экстерьер по группам FCI, знать основные кинологические виды спорта, владеть теоретическими основами выбранного кинологического вида спорта, дрессировки.

Учащиеся будут уметь: применять знания об условных рефлексах в процессе дрессировки, владеть приёмами дрессировки собак (работа с кликером), обучать и выполнять со своим питомцем определенный комплекс команд, работать с кинологической литературой, выполнять основные приемы хендлинга (показ собаки в стойке, движение в ринге, выполнение фигур), оценить работу другого хендлера и собаки.

Ребята активно участвуют в кинологических выставках различного ранга и других массовых мероприятиях. Совершенствуют навыки проектно-исследовательской деятельности.

 

В результате 3-го года обучения учащиеся будут знать особенности и задачи современной кинологии; основы этологии собак; знать основы ухода за своим питомцем, основы груминга – профессионального ухода за собакой; основные классификации пород собак, современные профессии собак и профессии человека, связанные с ними, знать основные болезни собак, основы дог-фитнеса.

Учащиеся должны уметь: самостоятельно ухаживать за своим питомцем, осуществлять некоторые процедуры груминга, осуществлять основные приемы дрессировки собак на основе учения о высшей нервной деятельности, применять основные приемы дог-фитнеса, владеть основными приемами и упражнениями аджилити.

 

Совершенствуют свои навыки хендлинга: выполнять основные фигуры хендлинга в совершенстве знать и выполнять фигуры и приемы хендлинга, выполнять синхронные повороты и синхронные фигуры хендлинга.

Материально-техническая база

Для решения учебно-воспитательных задач применяются технические средства обучения: ноутбук, обязательно использование видеотехники (для анализа участия в выставках), наглядные пособия и демонстрационные материалы.

Для отработки упражнений и проведения соревнований необходимо наличие зала, для теоретических занятий – наличие кабинета с посадочными местами.

 

Специальное оборудование для хендлинга:

· заборчик;

· туннель;

· дорожка;

· кегли;

· барьеры;

· обручи;

· качели;

· слалом;

· бревно.