Программа «Юный эколог-исследователь»

Актуальность программы в том, что она развивает знания, умения и навыки, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в которые будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа помогает формированию у обучающихся умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания, раскрывать способности. Помогает раскрыть в детях одарённость, а также помогает в выборе будущей профессии.

 

Новизна дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что в отличие от существующих программ узкой направленности, данная программа ориентирована на комплексное изучение объектов природы, в процессе экспериментальной, практической и творческой деятельности, а также непосредственного взаимодействия ребенка с реальными объектами природы. Программа «Юный эколог исследователь», имеет естественнонаучную направленность.

 

Отличительные особенности программы:

В процессе теоретических занятий, полученные воспитанником знания, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов, явлений, проведения собственных исследований, наблюдений, умении обобщить свои наблюдения, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

В настоящее время биология науки: возникновения и развитий живой природы для формирование научного материалистического мировоззрения, место человека в системе природы, взаимосвязей, между живыми организмами, между живой и не живой природой.

 

Без учета связей между биологическими системами, прогнозирование нарушений этих связей, не может быть разработано рациональное обоснование вовлечение в хозяйственный оборот новых теорий, планирование крупномасштабных проектов (строительство атомных и гидроэлектростанций, прокладка каналов, создание водохранилищ...).

 

Уровень реализации программы – базовый.

Направленность - естественнонаучная.

Адресат программы – обучающиеся 10-15 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Объем программы- 72 часа.

Режим занятий:

Периодичность занятий: один раз в неделю по 2 часа,

- продолжительность занятия 45 минут,

- перерыв между учебными занятиями – 10 минут,

- общее количество часов в неделю 2 на одну группу.

 

Педагоги

Светлана Владимировна Беккер, как педагог, осуществляет дополнительное образование по экологическому воспитанию детей в Баганском Доме детского творчества более 18 лет. За это время ей создан кабинет цветоводства, включающий живой уголок с коллекцией волнистых попугайчиков и аквариумных рыбок, собрана коллекция комнатных растений.

 

Педагогом разработаны три дополнительные общеобразовательные программы: «Юный натуралист», «Юный эколог», «Цветоводство с основами экологии», которые имеют практико-ориентированную направленность, с элементами исследовательской деятельности. Ежегодно для обучающихся объединения «Цветоводство» Светлана Владимировна проводит мини-конференции, где ребята начальной школы защищают свои первые проекты. Педагог активно занимается самообразованием по своему направлению деятельности, внедряет в свою деятельность инновационные проектные технологии, на основе формирования навыков исследовательской деятельности обучающихся.

 

Вместе с детьми Светлана Владимировна участвовала в реализации экологических проектов, получивших гранты: федерального уровня – «Люби и знай свой край» (2010 г.); Международного гранта Фонда Грингрантс, «Увеличение зеленых насаждений в с. Баган» (2011 г.); гранта администрации Новосибирской области «Первые шаги в науку», направленного на исследовательскую деятельность по изучению природы родного края (2012 г.).

 

Подтверждением результативности дополнительного образования и воспитания обучающихся, которые занимаются у Беккер Светланы Владимировны, являются почетные грамоты и дипломы, завоеванные её обучающимися на районных, областных конференциях и всероссийских конкурсах:

дипломы победителей в районном конкурсе «Первые шаги в науку» (2012-2016 гг.);
диплом 3 степени в областном туре Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды (2015 г.);
дипломы I степени областного тура Всероссийского опытнического задания «Конкурсное сортоиспытание сортов и гибридов овощных культур фирмы «Семко-юниор» (2016 г., 2017 г.).

Её воспитанник Баранник Вячеслав (6 кл.) успешно защитил исследовательский проект и стал призером Всероссийского этапа опытнического задания, завоевав диплом II степени в г. Москве. В 2017 г. он был награжден Дипломом «Лучший опытник» (г. Москва) в рамках программы "Внедрение новых отечественных сортов и гибридов овощных культур«.

 

Педагог награждена Дипломом I степени районного конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», в номинации эколого-биологическая, (2012г.), является участником конкурса инноваций в образовании КИВО (2015 г.), тренером областной профильной смены Агрошколы (Грамота МКУ «Управление образованием Баганского района», 2017 г.), в 2017 г. методические разработки педагога получили диплом I степени областного этапа Всероссийского конкурса программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей и сертификат федерального этапа. Она имеет благодарственные письма агрофирмы «Семко-юниор» за успешное руководство опытнической работой обучающихся (2016-2017 гг.).

Расписание

1 группа

Понедельник 15.50-17.30

 

2 группа

Среда 15.50-17.30

 

3 группа

Четверг 14.50-16.30

Содержание программы

Вводное занятие. Техника безопасности. Выбор темы исследования-6ч.
Изучение литературы и других источников-10ч.
Выбор направления исследования-6ч.
Ожидаемый результат, значимость, описание опыта-8ч.
Постановка задач. В реферате фиксация конкретных факторов и теории в данной области исследования-10ч.
Постановка опыта, занесение данных в таблицу, составление графиков-9ч.
Обработка первичных данных-6ч.
Обсуждение результатов исследования-6ч.
Оформление результатов научной работы-8ч.
Итоговое занятие. Представление результатов исследования-6ч.

Цели программы

Цель программы: создание условий для профессионального самоопределения и самореализации, обучающихся в исследовании природы.

Задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

 

Личностные:

- сформировать системы умений и навыков оценки состояния окружающей среды и влияние на неё технической деятельности человека;

- сформировать бережное отношение к окружающей природе;

- сформировать самостоятельную, познавательную деятельность.

 

Предметные (образовательные):

- расширить знания об окружающей среде, как динамической экосистеме, о системе взаимосвязей внутри экосистемы в которой проводится исследования;

- научить работать с определителями растений и животных по спец литературе;

- проводить комплексные и частные полевые опыты исследований по заданным методикам.

 

Метапредметные:

- развить у обучающихся навыки практического решения актуальных задач и работы с техникой в условиях высокотехнологического уклада;

- вовлечение обучающихся в научно-техническое творчество и управление своей деятельностью;

- стимулирование интереса обучающиеся к сфере инноваций и высоких технологий, поддержка талантливых подростков, поддерживать инициативность и самостоятельность;

- развить навыки работы с информацией, лабораторным оборудованием, выполнение логических операций, сравнения, анализа, подведение под понятия.

Результат программы

Личностные результаты:

- сформированы умения и навыки в оценивание состояния окружающей среды и влияние на неё технической деятельности человека;

- сформировано бережное отношение к окружающей природе;

- сформирована самостоятельная, познавательная деятельность.

 

 

Предметные (образовательные) результаты:

- расширят знания об окружающей среде, как динамической экосистеме, о системе взаимосвязей внутри экосистемы в которой проводится исследования;

- научатся работать с определителями растений и животных по спец литературе;

- научатся проводить комплексные и частные полевые опыты исследований по заданным методикам.

 

 

Метапредметные результаты:

- получат возможность развить навыки практического решения актуальных задач и работы с техникой в условиях высокотехнологического уклада;

- получат возможность вовлечь обучающихся в научно-техническое творчество и управление своей деятельностью;

- получат возможность в углублении интереса, к сфере инноваций и высоких технологий, поддержке талантливых подростков, в их инициативности и самостоятельности;

- получат возможность развить навыки работы с информацией, лабораторным оборудованием, с выполнением логических операций, сравнением, анализом, подведением под понятия.

Особые условия проведения

Кабинет «Экоцентр», общей площадью 67,8 кв. м., он отвечает санитарно-гигиеническим требованиям: сухой, светлый, тёплый, с естественным, доступом воздуха, хорошей вентиляцией, для проведения занятий группы число посадочных мест рассчитаны на 10 человек. Для проветривания помещений предусмотрена форточка. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями. Общее освещение кабинета лучше обеспечивают люминесцентные лампы в период, когда невозможно естественное освещение. Рабочие столы и стулья соответствуют ростовым нормам.

Специальное оборудование: определители, справочники по экологии, биологии, географии, атлас Новосибирской области; фотографии, природные коллекции, модель Земли (глобус) и географическая карта полушарий; микроскопы, бинокль.

Техническое оснащение (компьютер, ноутбук.), фотоаппарат, цифровой и электронный микроскопы.

 

Принцип комплектования групп: общедоступный. Запись в объединение производится по заявлению родителей или законных представителей.

Материально-техническая база

1. Перечень оборудования:

1. Кабинет с вольером для птиц;

2. Учебные стулья и столы;

3. Доска учебная;

4. Карта места обитания животных нашей страны;

5. Компьютер;

6. Ноутбук;

7. Мини тепличка;

8. Лопат для посадке хвойных растений;

9. Растильни для проращивания семян разных культур;

10. Разного объёма рассадные ящики;

11. Посадочный инвентарь (большие и маленькие лопатки, лейки, грабли, секаторы, рыхлилки и др.)

 

Плакаты:

1. Размножение цветочных растений;

2. Агротехника выращивания (земляники, овощных культур, картофеля, цветочных культур);

3. Родина комнатных растений;

4. Дикие животные;

5. Домашние животные;

6. Микроорганизмы;

7. Карта места обитания животных нашей страны.

 

Гербарии:

1. Гербарий насекомых;

2. Гербарий древесных растений, как эндемиков нашего района, так и разных регионов нашей Родины;

3. Гербарий злаковых растений, как эндемиков нашего района, так и разных регионов нашей Родины;

4. Гербарий шишек хвойных пород;

5. Гербарий мхов и лишайников.

2. Перечень инструментов и материалов.

 

1. Компьютер;

2. Ноутбук;

3. Фотоаппарат;

4. Цифровой и электронный микроскопы;

5. Наборы для лабораторных работ.

3. Наличие информационных условий.

 

 

Инструкции по техники безопасности:

1. Инструкция по технике безопасности для учащихся во время работы в кабинете "Экоцентра";

2. Инструкция по технике безопасности для учащихся по уходу за животными;

3. Инструкция по технике безопасности для учащихся во время экскурсии;

4. Инструкции по охране труда при работе на пришкольном участке или при сборе трав.

 

 

 

Методические материалы

Разработки по проведению лабораторных работ:

1. Приспособляемость организмов к среде обитания;

2. Изменчивость организмов;

3. Фенотипы местных сортов растений;

4. Прорастание семян на разных почвах;

5. Определение видов микроорганизмов;

6. Действие слюны на крахмал;

7. Селекция картофеля;

8. Строение инфузории туфельки;

9. Внешнее строение насекомых;

10. Движение инфузории туфельки;

11. Определение всхожести семян;

12. Внешнее строение и оперения птиц;

13. Строение скелета млекопитающего;

14. Экологические группы млекопитающих и др.

 

 

Дидактические игры:

1. О деревьях и листьях;

2. Помоги пчелам;

3. Детская рулетка;

4. Кроссворды

5. Дикие животные;

6. Светофор(вопрос-ответ).

7. Выбери меня

 

Викторины о растениях:

1. Путешествие зернышка.

2. Я грибник.

3. Вопрос – ответ.

О животных

4. Алфавит.

5. Найди меня.

6. Кто где живет.

7. Что? Где? Когда?