Программа «Сибирская душа» (базовый уровень)

Данная программа рассчитана на учащихся от 6 до 16 лет. Пробуждать в детях интерес к народной культуре, приобщать их к творчеству, учить дорожить уникальным состоянием, оставленным нам предшествующими поколениями; нести родниковую чистоту народного искусства и творчества во имя духовного возрождения России. Научить учащихся петь плясать и самое главное любить русскую традиционную культуру.

Педагоги

Суховий Евгений Васильевич, педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории.

Кузнецов Олег Михайлович, педагог дополнительного образования концертмейстер, высшей квалификационной категории.

Содержание программы

Вводное занятие - 2 часа.

Вокально-хоровая работа - 92 часа.

Жанры народного творчества - 28 часов.

Изучение основных элементов народной хореографии - 6 часов.

Постановка концертных номеров - 2 часа.

Мероприятия воспитательного и познавательного характера - 8 часов.

Итоговое занятие «Вставай народ в большой хоровод» - 2 часа.

Всего: 140 часов.

Цели программы

Развитие вокально-музыкальных способностей детей через комплексное изучение русского фольклора как системы нравственно-эстетических ценностей.

Программа ставит следующие задачи определённые её целью и связаны как с познавательно-исполнительской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией фольклора:

Образовательные (связаны с овладением детьми основным видом деятельности в рамках данной программы – пением в жанре народной музыки):

- дать знания о разнообразии песенных жанров русского фольклора (игровые, семейно-бытовые, обрядовые, хороводные, плясовые, шуточные и другие песни), об особенностях народного пения, имеющего специальную манеру и исполнительские приемы;

- содействовать освоению детьми основных умений и навыков в области ансамблевого пения (правильная певческая установка, певческое дыхание, свободная артикуляция и четкая дикция, чистое исполнение песен с сопровождением и песен a капелла, расширение диапазона голоса);

- обучение детей навыкам певческой и исполнительской традиции Новосибирской области, а также других областей России;

- обучение навыкам народного звукоподражания, приемам исполнения (скольжение, спады, огласовки), освоение говора, диалекта коренных жителей Сибири;

- обучение навыкам пения без сопровождения (пения "без заданного тона");

- формирование умения перенимать песню от носителей традиций;

- профессиональное самоопределение учащихся в области народного пения, подготовка наиболее одарённых учащихся к поступлению в музыкальные средние и высшие учебные заведения.

Развивающие:

Развивающие (связаны с развитием специальных и общих способностей учащихся, обеспечивающих формирование культуры вокального исполнительства, а также с освоением детьми метапредметных умений и навыков, содействующих становлению общей культуры личности):

- развить музыкальные способности (музыкальный слух, чувство метроритма, музыкальную память);

- развить творческие способности: ассоциативно-образное мышление, фантазию, воображение, умение воплощать творческие замыслы;

- развитие голоса и его регистров, диапазон, тембра;

- развитие слуха, музыкальной памяти и мышления;

- формирование эстетического вкуса, познавательного интереса.

Воспитательные:

- формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;

- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к инвалидам, к представителям национальных и социальных культур;

- учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену);

- воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре;

- формирование умения общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих целей.

Личностные:

- сформировать умение общаться со сверстниками и работать единым ансамблем;

- воспитывать упорство, стремление доводить начатое дело до конца;

- предоставить возможность социализации каждому ребенку.

Результат программы

Знать: о фольклоре как источнике народной мудрости; жанры потешного фольклора. Понятия – интонация, а капелла, ансамбль, аккомпанемент, «запевалам.

Уметь: произносить звук «Я» без напряжения, протяжно, на опертом дыхании с живой речевой интонацией; выполнять упражнения по методике Е. Назаровой; самостоятельно воспроизводить осваиваемый фольклорный материал; выразительно петь простейшие песенки, потешки, скороговорки, небылицы, считалки. Петь грудным звуком, спокойно брать дыхание, петь без напряжения и крика. Владеть унисонным пением, точно воспроизводить календарные праздники.

Метапредметные достижения:

• учащиеся будут проявлять устойчивый интерес к занятиям;

• демонстрировать наличие фантазии, творческого подхода.

Личностные качества:

• наличие элементов коллективного взаимодействия;

• формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность и др.).

Развитие личности обучающихся, её духовной и эстетической направленности, творческих способностей и индивидуальных дарований обеспечивается содержанием программы и той разнообразной художественной деятельностью, в которую они включены. К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов: творческие достижения обучающихся (результаты участия в конкурсах, фестивалях и пр.); тестирование; отчётные концерты; сохранность контингента обучающихся; спрос на концертную деятельность; поступление выпускников в учебные заведения по профилю обучения и т.д.

Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала через различные формы деятельности: творческие конкурсы внутри коллектива, отчётные концерты, участие в смотрах, конкурсах и фестивалях различных уровней.

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Материально-техническая база

1. Кабинет для занятий с соответствующим интерьером.

2. Аудио, видеотехника.

3. Гармонь.

4. Русские народные инструменты: трещотки 2 шт., бубен 2 шт., тамбурин 2 шт., деревянные ложки в комплекте из 3 штук (для каждого ребенка), русские свистульки (глиняные), табуретки.

5. Костюмы для детей по числу участников ансамбля.

6. Зал для проведения репетиций, массовых мероприятий и концертов.

7. Игровой инвентарь.

8. Музыкальные инструменты.

9. Фотоаппарат, видеокамера.

10. Концертные костюмы (сценические).

11. Принтер 3 в 1.