Программа «Плетение из бисера» (базовый уровень)

  • (1)

Бисероплетение – один из древнейших видов рукоделия, а также - это очень увлекательное и разнообразное направление с неограниченным возрастным диапазоном.

 

Бисероплетение, как и любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту ребенка.

 

Обучение учащихся рукоделию имеет огромное значение и влияние на развитие физических, умственных, духовных и творческих качеств его личности. Бисероплетение – это рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности. Занятия бисером обогащают нашу жизнь, и приносят удовольствие от выполненной работы.

 

В процессе обучения, для лучшего усвоения детьми учебного материала используется все виды наглядности: демонстрации образцов, изделий, эскизов, схем, трудовых операций, иллюстрированной печатной продукции. Такой способ подачи материала повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию воображения, наблюдательности, мышления.

 

На каждом этапе обучения учащиеся изучают новые приемы и способы бисероплетения, знакомятся с их условными обозначениями. Знание и понимание условных обозначений помогает учащимся зарисовывать схемы и свободно пользоваться схемами, которые печатаются в журналах по бисероплетению. Происходит усложнение выполняемых изделий.

Педагоги

Сукова Нина Алексеевна – педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории.

Образование:высшее (НГПУ).

Стаж педагогической работы по должности: 25 лет.

Содержание программы

1. Вводное занятие - 2 часа.

Теория: Из истории бисероплетения. Какой бывает бисер. Основы композиции и цветоведения. Понятия: «цветоведение» и «композиция». Композиция декоративного произведения. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст.

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

 

2. Браслеты – 22 часа.

Теория: Работа с капроновой леской. Техника плетения «крестик» с добавлением боковых звеньев (усложнения). Подбор бисера и цветовое решение. Техника сетчатого плетения (с использованием «бисерного риса» или стекляруса).

Практическая работа.

Практическая работа № 1. Изготовление браслета в технике плетения «крестик» – 6 ч.

Практическая работа № 2. Изготовление браслета «Жучок» в два ряда – 8 ч.

Практическая работа № 3. Браслет в технике сетчатого плетения – 8 ч.

 

3. Мозаика – 36 часов.

Теория: Знакомство и изучение техники мозаичного плетения. Изучение схем и обозначений плетение мозаика одной «иглой». Орнамент. Варианты плетения уголка.

Практическая работа.

Практическая работа № 4. Мозаичное плетение 1-й иглой. Кольцо из рубки – 2 ч.

Практическая работа № 5. Браслет.Мозаичное плетение 1 иглой – 12 ч.

Практическая работа № 6. Плетение уголка. Брелок «Сердечко» – 6 ч.

Практическая работа № 7. Плетение по кругу, брелок «Долька апельсина» −16 ч.

 

4. Сувениры – 32 часов.

Теория: Изготовление новогодних сувениров. Ёлочка, плетение на проволоке из бисера и разного размера, цвета, рубки, стекляруса. Плетение игрушки «Дед Мороз» в технике двухслойного плетения на леске. Пасхальное яйцо.

Практическая работа.

Практическая работа № 8. Игрушка «Дед Мороз» – 4 ч.

Практическая работа № 9.«Ёлочка» – 12 ч.

Практическая работа № 10. Пасхальное яйцо – 16 ч.

 

5. Цветы из бисера – 42 часа.

Теория: Плетение многослойных цветов на леске. Колье "Вечерние огни".

Знакомство и изучение техник плетения цветов на проволоке.

Практическая работа.

Практическая работа № 11. Колье «Вечерние огни» - 16 ч.

Практическая работа № 12. Брошь «Незабудки» - 4 ч.

Практическая работа № 13. Цветок в технике «Параллельное плетение» - 10 ч.

Практическая работа № 14. Цветок в технике «Французское низание» - 12 ч.

 

6. Повторение - 8 часов.

7. Итоговое занятие - 2 часа.

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

Цели программы

Цель программы: создание условий для расширения знаний и приобретения практических навыков в области бисероплетения и развитие творческих способностей учащихся.

 

Программа ставит следующие задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с историей развития плетения из бисера.
2. Познакомить с основами цветоведения.
3. Обучить основным приемам плетения из бисера.
4. Обучить знанию условных обозначений и пользованию схемами по бисероплетению.
5. Научить выполнять сборку, оформление и хранение готового изделия из бисера.
6. Обучить методу проектной деятельности.

 

Развивающие:

1. Развивать познавательные процессы: память внимание, мышление, воображение, восприятие.
2. Развивать мелкую моторику кисти рук.

 

Воспитательные:

1. Сформировать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
2. Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономическое отношение к используемым материалам.
3. Приучать к аккуратности в работе.
4. Прививать основы культуры труда.
5. Предоставить возможность социализации каждому учащемуся.

 

Метапредметные:

1. Развить регулятивные умения: планировать совместно с педагогом свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; различать способ и результат действия; адекватно воспринимать словесную оценку педагога; владеть основами самоконтроля, самооценки.
2. Развить познавательные умения: овладеть технологическими приёмами плетения из бисера.
3. Развить коммуникативные умения: умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать в группе.

 

Личностные:

1. Формировать личностные качества учащихся (терпение, воля, ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.).
2. Формировать потребности и навыки коллективного взаимодействия через вовлечение в общее творческое дело.
3. Развивать чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с народным творчеством.

Результат программы

К концу обучения учащиеся

должны знать:

1. Технику безопасности.

2. Технику мозаичного плетения.

3. Технику ажурного плетения.

4. Технику двухслойного плетения.

5. Технику "параллельное плетение".

6. Технику "французское низание".

 

должны уметь:

1. Изготавливать сложные украшения: браслеты, брелоки, колье, сувениры из бисера.

2. Сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к выполнению работ.

3. Последовательно выполнять каждое изделие. Плести по схемам и пользоваться журналами по бисероплетению.

4. Дополнять готовую схему индивидуальными элементами.

5. Художественно оформлять работу.

 

Метапредметные достижения:

1. Увлеченность работой и заинтересованность в результате своего труда.

2. Уровень высокого интереса к занятиям; высокая посещаемость занятий.

3. Степень аккуратности при изготовлении поделок.

 

Личностные:

1. Умение взаимодействия, сотрудничества с другими обучающимися в объединении на безконфликтной основе.

2. Формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.).

3. Стремление добиваться успеха.

4. Умение доводить начатое дело до конца.

Особые условия проведения

Детское объединение сформировано как разновозрастное: 8-15 лет.

По составу группы являются постоянными.

Принцип комплектования групп: общедоступный.

Запись в объединение производится по заявлению родителей или законных представителей.

Предварительного отбора не производится.

Материально-техническая база

1. столы (6шт.) и стулья (12 шт.);

2. шкафы для хранения дидактического и учебно-методического материала, инструментов, образцов изделия;

3. раздаточный материал для проведения занятий;

4. инструменты: ножницы, круглогубцы, плоскогубцы;

5. бисер, бусины, рубка, стеклярус,"бисерный рис", застёжки,булавки,швензы (крючки для сережек), леска, проволока;

6. книги по бисероплетению и журналы;

7. тарелочки для бисера, карандаши, ручки, тетради в клетку, цветной картон, клей "Момент – кристалл";

8. материалы для изготовления стволов деревьев (строительный гипс, клей ПВА, лак, акриловая краска, гуашь, стека, кисточка, зубочистки).