Программа «Плетение из бисера» (ознакомительный уровень)

  • (1)

Занятие бисером не требует от учащихся каких – либо особых предварительных знаний и умений, дорогостоящих материалов и оборудования. Процесс обучения по отдельным темам не длительный и результаты обучения видны быстро. Объединение «Плетение из бисера» привлекательно для детей и их родителей тем, что учащиеся получают возможность самостоятельно изготавливать для себя, своих друзей и родных подарки – украшения, сувениры, декоративные изделия для украшения дома, которые полезны и радуют близких людей.

 

В процессе обучения у учащихся развиваются интеллектуальные и творческие способности, приобретают начальные знания и умения по данному виду творчества, развивают такие качества, как аккуратность, терпение.

Занятия бисером обогащают нашу жизнь, и приносят удовольствие от выполненной работы.

Программа «Плетение из бисера», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой бисероплетения.

 

Она ориентирована на получение знаний об истории бисероплетения, на получение практических навыков и умений при изготовлении изделий из бисера, обогащение навыками общения и умениями совместной деятельности при освоении программы.

Педагоги

Сукова Нина Алексеевна – педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории.
Образование: высшее (НГПУ).
Стаж педагогической работы по должности: 25 лет.

Содержание программы

1. Вводное занятие - 2 час. История бисероплетения. ТБ. Инструменты и материалы.

Теория:История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы. Основные и дополнительные инструменты и материалы. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Виды бисера. Правила ТБ при работе с бисером, ножницами, леской, проволокой; ПДД; ППБ. Правильное положение рук и туловища во время работы. 

2. Плетение браслетов – 56 ч.

Теория: работа с капроновой леской. Изготовление браслетов техникой плетения «крестик». Знакомство со схемами. Соединение двух цепочек. Плетение «крестик» с поворотами. Изготовление украшений из двух элементов.

Практическая работа.

Практическая работа № 1. Браслет «Крестик» - 4 ч.

Практическая работа № 2. Браслет «Жучок»  - 4 ч.

Практическая работа № 3. Браслет комбинированное плетение. «Крестик» + «Жучок» - 4 ч.

Практическая работа № 4. Браслет «Змейка» - 4 ч.

Практическая работа № 5. Цепочка со стеклярусом - 8 ч.

Практическая работа № 6. Кулон «Солнце» - 4 ч.

Практическая работа № 7. Браслет по индивидуальной схеме - 8 ч.

Практическая работа № 8. Браслет два крестика и декоративное соединение - 10 ч.

Практическая работа № 9. Браслет со стеклярусом «Волна» - 10 ч. 

3. Нанизывание - 26 ч.

Теория. Изучение техники нанизывания. Работа леской одним концом. Знакомство с усложнением «колечко» и «петелька». Изготовление ажурных браслетов. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.

Практическая работа.

Практическая работа № 10. Браслет «Ягодки» - 2 ч.

Практическая работа № 11. Браслет «Зигзаг» - 2 ч.

Практическая работа № 12. Браслет «Лесенка» - 6 ч.

Практическая работа № 13. Браслет в два с половиной ромба - 16 ч. 

4. Фигурки на проволоке - 38 ч.

Теория. Плетение на проволоке. Изготовление плоских фигурок в технике плетения «Крестиком». Проект: план подготовки, выполнения и его «защиты». Плетение на проволоке в технике «Нанизывание». Изготовление объемных поделок.

Выполнение отдельных элементов сюжета панно. Подготовка основы декоративного панно. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев из бисера. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая работа.

Практическая работа № 14. Ящерка - 2 ч.

Практическая работа № 15. Рыбка - 2 ч.

Практическая работа № 16. Цветочки - 2 ч.

Практическая работа № 17. Проект «Панно из бисера», на выбор

(«Полянка», «Морское дно», «транспорт») - 20 ч.

Практическая работа № 18. Сувенир из бисера,на выбор(дерево или цветы) - 12 ч. 

5. Объемные игрушки – 10 ч.

Теория. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера на леске – параллельное плетение.

Изучение техники параллельного (двухстороннего) плетения. Обучение работе по схемам. Изучение плетения с усложнениями. Изучение плетения отдельных элементов (ручки, ножки, лапки, ушки, хвост).

Практическая работа. Изготовление игрушек:

Практическая работа № 19. Гном - 4 ч.

Практическая работа № 20. Крокодил - 6 ч. 

6. Повторение -  6 ч.

7. Итоговое занятие - 2 ч.

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

Цели программы

Цель программы: создание условий для расширения знаний и приобретения практических навыков в области бисероплетения и развитие творческих способностей учащихся.

 

Программа ставит следующие задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с историей развития плетения из бисера.
2. Познакомить с основами цветоведения.
3. Обучить основным приемам плетения из бисера.
4. Обучить знанию условных обозначений и пользованию схемами по бисероплетению.
5. Научить выполнять сборку, оформление и хранение готового изделия из бисера.
6. Обучить методу проектной деятельности.

 

Развивающие:

1. Развивать познавательные процессы: память внимание, мышление, воображение, восприятие.
2. Развивать мелкую моторику кисти рук.


Воспитательные:

1. Сформировать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
2. Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономическое отношение к используемым материалам.
3. Приучать к аккуратности в работе.
4. Прививать основы культуры труда.
5. Предоставить возможность социализации каждому учащемуся.

 

Метапредметные:

1. Развить регулятивные умения: планировать совместно с педагогом свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; различать способ и результат действия; адекватно воспринимать словесную оценку педагога; владеть основами самоконтроля, самооценки.
2. Развить познавательные умения: овладеть технологическими приёмами плетения из бисера.
3. Развить коммуникативные умения: умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать в группе.

 

Личностные:

1. Формировать личностные качества учащихся (терпение, воля, ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.).
2. Формировать потребности и навыки коллективного взаимодействия через вовлечение в общее творческое дело.
3. Развивать чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с народным творчеством.

Результат программы

Освоив материал обучения, учащиеся будут

Знать:

1. Историю развития бисероплетения.

2. Условные обозначения простых схем.

3. Основы цветоведения и композиции.

4. Основные приёмы бисероплетения: технику плетения «в крестик», нанизывание в одну нить, технику двухслойного плетения на леске.

5. Правила хранения и восстановления изделий.

6. Правила техники безопасности и личной гигиены при работе.

7. Особенности построения схем.

 

Уметь:

1. Подбирать бисер, леску, проволоку.

2. Читать и уметь пользоваться схемами с условными обозначениями.

3. Правильно организовать рабочее место.

4. Выполнять работы, заложенные в программе.

 

Метапредметные достижения: 

1. Будут показывать наличие элементов самооценки.

2. Формулировать и отстаивать своё мнение.

3. Демонстрировать наличие творческого подхода при выполнении работ.

 

Личностные качества:

1. Наличие элементов коллективного взаимодействия.

2. Формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность, усидчивость и др.).

Особые условия проведения

Детское объединение сформировано как разновозрастное: 7-12 лет. По составу группы являются постоянными. Принцип комплектования групп: общедоступный.

Материально-техническая база

1. Столы (6шт.) и стулья (12 шт.);

2. шкафы для хранения дидактического и учебно-методического материала, инструментов, образцов изделия;

3. раздаточный материал для проведения занятий;

4. инструменты: ножницы, круглогубцы, плоскогубцы;

5. бисер, бусины, рубка, стеклярус, «бисерный рис», застёжки, булавки,швензы (крючки для сережек),леска, проволока;

6. книги по бисероплетению и журналы;

7. тарелочки для бисера, карандаши, ручки, тетради в клетку, цветной картон, клей "Момент – кристалл";

8. материалы для изготовления стволов деревьев (строительный гипс, клей ПВА, лак, акриловая краска, гуашь, стека, кисточка, зубочистки);

9. рамочки, вазочки, разные сосуды и ёмкости;

10. компьютер.