Программа «Мастерская природы»

  • (5)

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой общения, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

 

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, и прививает любовь к природе. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде, помогать друзьям и доставлять радость окружающим.

 

Изделия из природного материала, технология заготовки природных материалов,художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов, дают детям возможность реализовать фантазию, творчество и желание быть нужным, полезным обществу и гордиться результатами своего труда.

Педагоги

Репина Ольга Васильевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Образование: высшее (НСХИ), среднеспециальное (Болотнинский педагогический колледж).

Квалификационная категория, дата присвоения: высшая категория, 25.02.2020 год.

Стаж педагогической работы по должности: 31 год.

 

Наличие наград, поощрений, почётных званий:

  1. Почетная грамота Губернатора Новосибирской области, Июнь 2008 г.
  2. Почетная грамота Министерства образования и науки Российской федерации, 06.08.2012 г.
  3. Диплом Международного конкурса творческих работ «Путь на Олимп», 25.12.2015 г.
  4. Благодарственное письмо Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области и Министерства сельского хозяйства Новосибирской области, 2016 г.
  5. Грамота за высокий уровень руководства опытнической работой учащихся "Конкурсное сортоиспытание сортов и гибридов овощных культур агрофирмы «Семко-Юниор», 10.10.2018 г.
  6. Благодарственное письмо Начальника отдела природных ресурсов и охраны окружающей среды города Тогучина за плодотворное сотрудничество и участие в проекте «Экологический десант».
  7. Благодарственное письмо Новосибирской детско – юношеской общественной организации «Солярис».

 

Учащиеся объединения являются постоянными участниками и победителями творческих выставок, конкурсов районного, областного и Всероссийского уровней.

Содержание программы

 Учебный план 1-го года обучения (1 блок):


Введение  - 1 час.

1. Конструирование по блоку занятий «Я и природа» – 3 часа.

2. Конструирование по блоку занятий «Вода» – 3 часа.

3. Конструирование по блоку занятий «Воздух» – 3 часа.

4. Конструирование по блоку занятий «Солнце» – 3 часа.

5. Конструирование по блоку занятий «Камни, песок, глина» – 3 часа.

6. Конструирование по блоку занятий «Почва» – 3 часа.

7. Конструирование по блоку занятий «Растения» – 3 часа.

8. Конструирование по блоку занятий «Животные» – 3 часа.

9. Конструирование по блоку занятий «Лес» – 3 часа.

10. Конструирование по блоку занятий «Человек и природа» – 3 часа.

11. Итоговое занятие – 1 час.

12. Повторение изученных тем - 4 часа.

Всего часов: 36 часов.

Цели программы

Цель программы: экологическое воспитание обучающихся 5-7 лет средствами художественного ручного труда

 

Задачи:

Обучающие:

- обучить знаниям о природе родного края;

- обучить приемам работы с различными материалами; обучить приемам самостоятельной разработки поделок;

- обучить умению планирования своей работы.

 

Развивающие:

- развить способность анализировать экологические ситуации;

- развить любовь к природе;

- развить у детей художественный вкус и творческий потенциал;

- развить образное мышление и воображение;

- создать условия к развитию ручных умений;

- развить у детей эстетическое восприятие окружающего мира.

 

Воспитательные:

- воспитать уважение к труду;

- формировать чувство коллективизма;

- воспитать аккуратность;

- воспитать любовь к природе.

 

Личностные:

- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

- развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;

- учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;

- развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

- радоваться успехам своих товарищей при создании работы.

Предметные:

- знакомить с основами знаний в области экологии, композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

- формировать умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- формировать умения и навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги, совершенствовать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 

Метапредметные:

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- обогащать словарь ребенка специальными терминами. Развивать умения следовать устным инструкциям;

- формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.

Результат программы

По окончании программы обучения учащиеся

должны знать:

- живая и неживая природа;

- значение природы в жизни человека;

- значение воздуха в жизни человека и других живых организмов;

- природные материалы;
- разнообразие видов растений в природе;
- разнообразие животного мира;
- значение леса как части природы;
- природа как среда обитания, «дом» человека;
- правила пользования инструментами и приспособлениями для ручного труда;

- приемы выполнения деталей;
- правила работы с ножницами и клеем;
- основные характеристики материалов и их применение.


должны уметь:

- производить сбор природного материала и работать и ним;
- рассказывать об увиденном и наблюдаемом явлении;
- оформлять свои творческие работы;
- соблюдать технику безопасности;
- выполнять основные приемы при работе с разнообразным материалом;
- составлять рисунок по эскизу;
- доводить работу до конца.

Личностные результаты:

· развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

· развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись),воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;

· формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты:

· овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности;

· освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей дошкольного возраста; корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

 

Предметные результаты:

· ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

· познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека;применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе;

· трудовая сфера – владение навыками ухода за растениями комнатными и на участке детского сада, за домашними питомцами;

· эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

· сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.

 

Планируемые результаты в развитии учащихся

- Расширяется представления детей об окружающем мире.

- Рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими, что важно для подготовки руки к письму.

- Развивается сенсомоторика – согласование в работе глаза и руки.

- Развивается мыслительная деятельность (дошкольники производят мыслительные операции "синтез – анализ – синтез").

- Развивается речь: дети проговаривают то, что они делают, планируют свою деятельность.

- Повышается устойчивость внимания, формируется произвольное внимание, усидчивость.

- Удовлетворяется любознательность детей.

- Формируется самооценка и самоконтроль.

- Дети планируют свою деятельность с учётом общей цели.

Особые условия проведения

 Принцип комплектования групп: общедоступный. Запись в объединение производится по заявлению родителей или законных представителей. Предварительного отбора не производится.

Материально-техническая база

  1. Для занятий имеется

    - отдельное, хорошо проветриваемое, светлое помещение;

    - полки и шкафы, а также коробки для хранения природных материалов и удобства пользования ими;

    - наглядность: иллюстрации, картины, наборы открыток; выставка работ объединения;

    - заготовка необходимого кол-ва природного материала разного происхождения для выполнения индивидуальных и коллективных работ в течение всего года.

  2. Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, шаблоны выкроек, трафареты букв.

    Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, цветной картон; ткань, мех, вата, тесьма, эластичная лента, кружева, проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, различный природный материал: стебли, соломка, цветы, шишки, яичная скорлупа, крупа, цветные опилки, пластмассовые бутылки, открытки, пенопласт.