Программа «Мастер слова» по изучению журналистской деятельности

По данным социологических вопросов, СМИ и социальные сети занимают ведущее место в жизни не только взрослого человека, но и среднестатистического школьника. Через телевидение и интернет у молодого поколения формируется мировоззрение, образ мышления и поведение. Каналы аудио и видео информации несут довольно сильный воспитательный элемент, образ подражания, целый образ жизни «за кадром».

 

Различные шоу-программы рассчитаны на развлечение взрослых, детей и подростков, решают проблему их дорогого времяпровождения. Однако, мало кто из производителей информации задумывается о воздействии и влиянии на не сформированное мышление и поведение детей, ведь, зачастую, цель потока такой информации - извлечение прибыли и привлечение масс к просмотру и чтению своей информации, а иногда даже привыкание и зависимость с целью манипуляции сознанием читателей и зрителей.

 

Одним из средств самовыражения личности служит возможность демонстрации своих достижений, умений и навыков, через которые человек ждет оценку окружающих, а в отношении детей такая оценка имеет наибольшее значение среди сверстников в форме их признания, уважения, подражания.

 

Они выстраивают собственные каналы связи по обмену информацией. В 21 веке основными каналами для детей являются социальные сети, игровое пространство и общение в школе. В своих сообществах по интересам в дальнейшем у них формируется стойкое поведение и отношение к тем или иным вещам, нередко носящие далеко не «позитивный» характер, а иногда даже разрушительный и опасный.

 

Основная задача образовательного процесса  - формирование мыслящего, социально-адаптированного, думающего, широкомыслящего человека, способного отбирать «зерна от плевел»  в том потоке информации, который сейчас вытекает из любого источника связи.

 

Программа «Мастер слова» призвана помочь обучающимся верно расставлять приоритеты собственного развития через получение навыков ораторского мастерства и получение базовых знаний в области журналистики, уметь использовать их в общественной, учебной и иной деятельности с последующим проектированием на становление своего качественного и перспективного будущего.

Педагоги

Барбашина Анна Александровна, педагог дополнительного образования. 

Общий педагогический стаж: 5 лет

Образование:

Среднее специальное -

2009-2011 Сибирский политехнический колледж, специальность "правоведение".

Высшее профессиональное -

2011-2014 Байкальский университет экономики и права, специальность "гражданское право и процесс".

Высшее профессиональное -

2016-2020 Новосибирский Государственный педагогический университет, специальность "продюсирование культурно-досуговых программ".

Курсы повышения квалификации -

19-21.11.2018 НГПУ "Деятельность в области государственного контроля (надзора) и системы оценки качества в сфере образования", 24 часа

13.05-29.05.2019 ГАУ ДПО НСО "НИПКиПРО" "Профессиональная мобильность педагога дополнительного образования в условиях внедрения проф. стандарта" 72 часа.

21.01.2020-21.10.2020 МБУ Центр "Родник", "Первичное профконсультирование", 36 ч.

25.02.2020-17.03.2020 ГЦИ "Эгида". "Создание интерактивных дидактических материалов к уроку в условиях реализации ФГОС", 40 ч.

05.11.2020 Фонд президентских грантов "Центр реализации студенческих проектов и программ". Инновационные подходы к раскрытию гражданского потенциала современной молодежи: содержание, тенденции, технологии", 108 ч

30.11.2020-14.12.2020 ГЦИ "Эгида". "Создание и наполнение сайта образовательного учреждения. Портфолио педагога", 24 ч.

Расписание

Учебный год длится с сентября по май.

Занятия проводятся:

1 год обучения (72 часа в год) -   2 раза в неделю по 1 часу.

 

2 год обучения (108 часов) -   3 раза в неделю по 1 часу.

 

3 год обучения (144 ч в год) -  2 раза в неделю по 2 часа.

 

Содержание программы

Программа «Мастер слова» направлена на обучение общению в интернет-пространстве, основам самопрезентации и самовыражения в сети с использованием форм медиа-общения.

 

Включает в себя изучение двух модулей: 

1. «Ораторское мастерство» - для обучающихся с 6 лет

2. «Основы журналистики» - для обучающихся с 9 лет.

В содержание модуля «Ораторское мастерство» входит:

  • изучение речевого этикета;
  • работа над дикцией и интонацией речи;
  • актерское мастерство;
  • работа с микрофоном;
  • изучение видов общения и понятий  культуры общения;
  • тренинги для закрепления материала,
  • конкурсная и концертная деятельность (художественное чтение). 

 

Модуль - "Основы журналистики" включает изучение:

  • культуры средств выражения речи в СМИ – визуальная, аудиоальная, аудиовизуальная речь;
  • видов информационной, аналитической и художественно-публицистической речи в журналистике;
  • основ ведения блога и влога с соц. сетях;
  • поведенческий этикет с целевой аудиторией, правила проведения споров и прений с оппонентами.

В ходе обучения дети приобретают навыки публичного выступления, навыки работы с текстом, приобретают практику оформительско-презентационной и писательской деятельности.

 

Учебный план 1 год обучения:

  • Введение в программу. Техника безопасности - 1 час.
  • Культура общения и речевой этикет – 16 часов.
  • Упражнения по технике речи – 21 час.
  • Общеразвивающие упражнения – 10 часов.
  • Подготовка к выступлению – 3 часа.
  • Итоговое выступление – 1 час.
  • Воспитательно-просветительская, профилактическая работа – 2 часа.
  • Конкурсная и концертная деятельность – 2 часа. 

 

Учебный план 2 год обучения:

Введение в программу. Техника безопасности - 1 час.

Раздел 1.

  • Журналистика: основы, направления, терминология, стили языка и речи – 10 часов.
  • Жанры журналистики – 9 часов.
  • Знакомство и разбор творчества известных журналистов – 7 часов.
  • Практическая работа: написание заметки, эссе, статьи, редактирование - 11 часов.

Раздел 2.

  • Ораторское мастерство – 10 часов.
  • Культура общения и речевой этикет – 8 часов.
  • Вербальные и невербальные средства оратора – 14 часов.
  • Инструментарий оратора, образ, имидж, стиль – 14 часов.
  • Виды устного общения: монолог, диалог, полилог, brainstorming (мозговой штурм) – 11 часов.
  • Тренинги на раскрепощение и преодоление физических и эмоциональных зажимов - 10 часов.
  •  Итоговое выступление – 2 часа.
  •  Воспитательно-просветительская, профилактическая работа - 2 часа.
  •  Конкурсная и концертная деятельность - 2 часа. 

 

 Учебный план 3 год обучения:

Введение в программу. Техника безопасности.1 час.

Раздел 1.

  • Журналистика, виды и жанры – 7 часов.
  • Корреспонденция: структура, виды – 7 часов.
  • Технология создания сетевого издания: стиль, формат, иллюстрации – 20 часов.
  • Практикум по выпуску сетевого издания: сбор материала, корректировка, создание макета – 30 часов.

Раздел 2.

 "Ораторское мастерство"

  • Введение в программу -  1 час.
  • Работа над речью и голосом: дикция, интонация, темп, громкость речи - 8 часов.
  • Классы речевых жанров – 8 часов.
  • Виды устного общения – 19 часов.
  • Самопрезентация в интернете: пост в соц. Сети, блог, влог – 18 часов.
  • Тренинги на раскрепощение и преодоление физических и эмоциональных зажимов - 9 часов.
  • Итоговое выступление – 2 часа.
  • Воспитательно-просветительская, профилактическая работа - 5 часов.
  • Конкурсная и концертная деятельность – 2 часа.  

Цели программы

Формирование вербальных и невербальных средств коммуникаций у обучающихся, способствующих интеллектуальному, культурному, творческому развитию личности, через освоение ораторского мастерства и основ журналистики.

 

Задачи

Предметные:

  • познакомить  с теоретической частью раздела «ораторское мастерство» и «журналистика»;
  • учить техникам: управления голосом и телом, построения устной и письменной речи,  средствами вербального и невербального общения;
  • познакомить с правилами речевого этикета, порядка публичного выступления, с речевыми жанрами в зависимости от  цели использования;
  • учить искусству спора и ведения беседы;
  • учить навыкам  разработки плана и составления текста выступления его сбором и редактированием;
  • учить правилам работы с видео и  фоторедакцией.

 

Личностные

способствовать:

  • формированию контроля за собственным поведением и эмоциями;
  • развитию социально-общественной активности обучающихся;
  • развитию интеллектуального, культурного уровня обучающихся;
  • развитию осознанности и понимания этических норм и правил поведения;
  • развитию уровня коммуникации в группе, умения слушать и слышать других, высказываться или участвовать в общей беседе;
  • формированию активной гражданской позиции, собственного независимого мнения.

 

Метапредметные

Способствовать:

  • развитию навыков самоорганизации и самоконтроля;
  • формированию умения определять и самостоятельно ставить цели творческой деятельности;
  • формированию чувства ответственности за свои действия и слова4
  • формированию адекватной оценки собственных действий и объективной оценки окружающих;
  • развитию навыков контроля и анализа, способности прогнозировать процесс собственной работы и действий;
  • формированию потребности в постоянном повышении информированности;
  • мотивировать пробуждение интереса к прессе и формированию осознанного отношения к журналистике как виду общественной деятельности. 

Результат программы

Предметные:

  • овладение техникой построения устной речи;
  • умение управлять своим телом и голосом;
  • умение использовать средства вербального и невербального общения;
  • знание и соблюдение правил речевого этикета в процессе публичного выступления и личного общения;
  • умение корректно вести спор, дискуссию, дебаты;
  • владение навыками публичного выступления;
  • владение основными знаниями и навыками в области журналистики: исследовательская журналистская деятельность,  написание статей различных форм, редакторская, производственно-технологическая деятельность;
  • владение навыками подбора материала, информации для создания творческой работы;
  • владение навыками обработки фото и видео, основными правилами монтажа.

 

Личностные:

  • умение контролировать свое эмоционально-психологическое состояние и реакцию аудитории;
  • формирование социально-общественной активности обучающихся;
  • повышение интеллектуального, культурного уровня обучающихся;
  • высокий уровень коммуникации в группе, умение слушать и слышать других, вести диалог или участвовать в общей беседе.

 

Метапредметные:

  • умение извлекать информацию, ориентироваться в (своей) системе знаний;
  • умение определять и самостоятельно ставить цели творческой деятельности;
  • формированное чувства ответственности и адекватной оценки собственных действий;
  • умение контролировать, анализировать и прогнозировать процесс собственной работы и действий;
  • знание и понимание норм и правил морали, этики, правил поведения на занятиях и в общественных местах;
  • формирование осознанного отношения к журналистике как виду общественной деятельности
  • формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции.

Особые условия проведения

Обучающийся по программе должен иметь медицинский допуск об отсутствии противопоказаний к занятиям в объединении.

Материально-техническая база

Помещение: Кабинет с естественным и искусственным освещением общей площадью 47 кв. м, который отвечает санитарным и техническим требованиям, тепло и электроснабжение обеспечивается в пределах общего режима здания, пол линолеумный.

Техническое оснащение: видеопроектор, экран, музыкальный центр, микрофон, микшерский пульт, компьютер и оргтехника.

Информационное обеспечение: комплекс дидактических материалов по теме, электронные презентации, видео и аудио в электронном варианте.

Имеется стандартная медицинская аптечка.

Программное обеспечение системы компьютера по обработке видео и фото.

Видео

[ "" ]