Программа «Общее эстетическое образование», народное пение

Программа имеет художественную направленность и предназначена для приобщения учащихся к музыкально-творческой деятельности через обучение навыкам народного пения.

 

Предлагаемая программа ориентирована на изучение, практическое освоение песенно-музыкального, танцевального и обрядового фольклора России. Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

 

Программа способствует возрождению фольклорного творчества, которое является важнейшей составляющей национальной  культуры.

Педагоги

Занятия проводит преподаватель Швецова Ольга Владимировна, выпускница Новосибирского музыкального колледжа им.А.Ф.Мурова и Кемеровского государственного института культуры.

Расписание

1. Ансамбль – 2 часа в неделю.

2. Русское народное творчество – 1 час в неделю.

3. Народные игры – 1 час в неделю.

Количество учебных недель – 34.

Содержание программы

1. Ансамбль – 2 часа в неделю.

2. Русское народное творчество – 1 час в неделю.

3. Народные игры – 1 час в неделю.

Количество учебных недель – 34.

Учебный год разделен на четыре четверти:

I четверть – 8 недель;

II четверть – 8 недель;

III четверть – 10 недель;

IV четверть – 8 недель.

В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего образования.

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества; духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности в ОУ создана комфортная развивающая образовательная среда, обеспечивающая возможность:

· выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;

· организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, концертов);

· организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

· использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования.

Ансамбль: Основы вокально-хоровой работы. Постановка дыхания. Выработка естественного и свободного звука. Развитие диапазона и интонационных навыков. Развитие ансамблевых навыков. Малые фольклорные формы устной традиции: игры и считалки, дразнилки, страшилки, загадки, скороговорки. Музыкальные фольклорные игры. Игровые хороводы.Колыбельные,частушки, небылицы. Игра на ударных инструментах (ложки, трещотки, шаркунок).

 

«Народное творчество»: 

· знание жанров отечественного народного устного и музыкального  обучающимися следующих знаний, умений и навык

творчества, обрядов и народных праздников;

· знание особенностей исполнения народных песен, танцев, наигрышей;

· знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;

· знания музыкальной терминологии;

· умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный фольклор;

· владение навыками записи музыкального фольклора;

· умение применять теоретические знания в исполнительской практике.

 

«Народное творчество». Знание краткой истории и содержание народной игры, ее правила, технику безопасности, умение самостоятельно выбирать и проводить подвижную игру, овладеть элементарными приёмами двигательных умений и навыков. Выработать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми; сознательно применять народные игры для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья, уметь работать в коллективе.

Цели программы

Цель программы «Народное творчество»:

· развитие музыкально – творческих способностей учащихся выявление одаренных детей в области музыкального искусства на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального народного творчества;

Задачи программы «Народное творчество»:

Образовательные:

· обучить вокально-певческим навыкам, присущим народной манере исполнения;

· обучить учащихся необходимым знаниям об аутентичных народных традициях и песенной культуре;

· обучить учащихся навыкам и умениям ансамблевого пения;

· развить у обучающихся музыкальные способности (слух, чувство ритма, музыкальная память);

· развить мотивацию к познанию народных традиций и овладению специфическими чертами народной музыки;

· воспитать у детей трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплину;

· воспитать стремление к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Метапредметные:

· сформировать музыкальную культуру обучающихся как неотъемлемую часть их общей духовной культуры;

· сформировать у обучающихся эстетические взгляды, нравственные установки и потребность общения с духовными ценностями;

· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

· повысить уровень интереса к занятиям, посещаемость занятий.

Личностные:

· уметь взаимодействовать, сотрудничать с другими обучающимися в группе на бесконфликтной основе;

· развить навыки творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования;

· осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;

· сформировать личностные качества (ответственность, исполнительность и др.);

· способствовать стремлению добиваться успеха;

· уметь доводить начатое дело до конца.

 

Результат программы

Результатом освоения программы «Народное пение» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
«Ансамбль»

· знание начальных основ песенного фольклорного искусства;

· знание характерных особенностей народного пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства, художественно-исполнительских возможностей вокального коллектива;

· знание музыкальной терминологии;

· умение грамотно исполнять музыкальные произведения в составе фольклорного коллектива;

· умение сценического воплощения народной песни;

· практические навыки исполнения народно-песенного репертуара.

«Народное творчество»

Результатом освоения программы «Народное творчество» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

· знание жанров отечественного народного устного и музыкального творчества, обрядов и народных праздников;

· знание особенностей исполнения народных песен, танцев, наигрышей;

· знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;

· знание музыкальной терминологии;

· умение применять теоретические знания в исполнительской практике.

«Народные игры»

По окончании курса «Народные игры» обучающиеся должны знать краткую историю и содержание народной игры, ее правила, технику безопасности, умение самостоятельно выбирать и проводить подвижную игру, овладеть элементарными приёмами двигательных умений и навыков. Выработать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми; сознательно применять подвижные народные игры для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья, уметь работать в коллективе.

Метапредметные достижения:

· будет сформирована музыкальная культура обучающихся, как неотъемлемая часть их общей духовной культуры;

· будет сформированы эстетические взгляды, нравственные установки и потребность общения с духовными ценностями;

· обучающиеся смогут осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

· повысится уровень интереса к занятиям, посещаемость занятий.

Личностные качества:

· умение взаимодействовать, сотрудничать с другими обучающимися в группе на бесконфликтной основе;

· приобретут навыки творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования;

· научатся осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;

· будут сформированы личностные качества (ответственность, исполнительность и др.);

· умение доводить начатое дело до конца.

Материально-техническая база

- классы для индивидуальных занятий с наличием необходимых инструментов: фортепиано; школьная мебель, учебная и методическая литература, наглядные пособия;

- концертный зал с кабинетным роялем, подставками для хора и звукотехническим оборудованием;

- аудитории для теоретических занятий, оборудованные (ученической мебелью (столы, стулья), шкафами для нотной и методической литературы, доской со специальной подсветкой, наглядными пособиями, музыкальными центрами, телевизорами, ноутбуками, проектором, экраном.

Помещения для занятий соответствуют противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты настроены.