Программа по бисероплетению «Золотая игла»

Программа «Золотая игла» является общеобразовательной (общеразвивающей) программой дополнительного образования художественной направленности. Она предназначена для формирования творческих способностей. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики кисти рук – является важнейшим средством коррекции психического развития младших школьников.

 

Бисер – материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий он не теряет чистоту и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия. Бисерное искусство постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия.

Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие.

 

«Пайетки» – торговое название блёсток. Техника плетения из пайеток на проволочной основе доступна людям всех возрастов. Приятно видеть увлечённость обучающихся на занятиях, когда они забывают про перемену или когда вновь возвращаются в кабинет, чтобы освоить новые приёмы плетения из пайеток. Наступает момент, когда рукоделие начинает влиять на духовные ценности, которые обретают свою значимость с новой силой. Доказательство тому – желание одарить близких людей подарками, сделанными своими руками.

 

Программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными изделиями на занятиях по бисероплетению, как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными (моторика, художественный вкус и др.). Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима, и учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника коллектива. В процессе реализации программы учащиеся приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества.

 

Программа по бисероплетению  «Золотая игла», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, и призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить у них творческую деятельность.

Педагоги

Бабкина Наталья Леонидовна, высшая квалификационная категория. Стаж работы более 10 лет. Участник конкурса «Сердце отдаю детям». 

Расписание

Программа рассчитана на 1 год обучения с учётом летних каникул продолжительностью 3 месяца. Общее количество учебных часов, запланированное на обучение – 144 часа, с учётом повторения 8 час.

Режим работы: занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью по 2 часа каждое с перерывом 15 минут (продолжительность учебного часа – 45 минут).

Содержание программы

Содержание программы

1. Вводное занятие. 2 час.

Теория: Изучение истории бисероплетения. Литература по бисероплетению. Материалы и инструменты, необходимые для занятий. Правила их использования и хранения. Повторение правил поведения в кабинете. Инструктаж по технике безопасности с инструментами. Правила работы с бисером и пайетками. Медицинские рекомендации. Принципы работы с проволокой.

 

2. Работа с бисером. 56 час.

Теория: Цветоведение и композиция. Техника французского плетения. Родственные и контрастные цвета. Их сочетание. Плоское параллельное плетение. Сочетание различных техник.

Практическая работа:

Практическая работа № 1. Ромашки. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение лепестков и листьев. Сборка.

Практическая работа № 2. Розочки. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение лепестков и листьев. Сборка.

Практическая работа № 3. Георгин. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение лепестков и листьев. Сборка.

Практическая работа № 4. Берёзка. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение веточек. Сборка.

Практическая работа № 5. Рябинка. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение веточек. Сборка.

Практическая работа № 6. Глициния. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение веточек. Сборка.

Практическая работа № 7. Орхидея. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение веточек. Сборка.

 

3. Работа с бисером и пайетками. 76 час.

Теория: Цветоведение и композиция. Техника плетения из пайеток (плоская полоса, выпуклая полоса, полоса с бисерным швом, полоса с крапинками, полоса «косичка». Способы соединения пайеточных полосок. Методы соединения готовых деталей. Использование различных техник в одном изделии.

Практическая работа.

Практическая работа № 8. Дерево (петельное плетение). Изучение схемы. Плетение веточек. Сборка.

Практическая работа № 9. Яблоня (плетение из полосок). Схема. Плетение цветов и листьев. Сборка.

Практическая работа № 10. Роза (плетение из полосок). Изучение схемы. Плетение лепестков и листьев. Сборка.

Практическая работа № 11. Тигровая лилия (плетение из полосок с бисерным швом). Изучение схемы. Плетение лепестков и листьев. Сборка.

Практическая работа № 12. Бабочка (плетение из полосок). Схема.

Практическая работа № 13. Стрекоза (плетение из полосок).

Практическая работа № 14. Дерево. Схема. Сборка цветов из круглых пайеток.

Практическая работа № 15. Глициния. Схема. Сборка из пайеток в виде ракушек.

Практическая работа № 16. Тюльпаны. Схема. Плетение из полосок. Сборка.

Практическая работа № 17. Крокусы. Схема. Плетение из полосок. Сборка.

 

4. Повторение. 8 час.

5. Итоговое занятие. 2 часа.

Защита проекта на тему: «Мир цветов». «Золотая игла»

Цели программы

Цель программы: развить творческие способности личности и сформировать компетенции учащегося осуществлять универсальные действия через освоение практических умений при выполнении работ из бисера и пайеток в различных техниках.

 

Программа ставит следующие задачи:

Задачи:

Образовательные (получение предметных результатов):

1. Познакомить детей с историей развития бисероплетения.

2. Научить работать со схемами и текстами – описаниями различных поделок из бисера и пайеток.

3. Сформировать знание понятий, изучаемых в данном курсе.

4. Расширить имеющиеся знания о сочетаемости цветов.

5. Обучить правильному подбору бисера для работы.

6. Научить детей правильно строить речь, излагать свои творческие замыслы.

 

Развивающие (получение метапредметных результатов: формирование универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные):

 

Регулятивные:

1. Развитие регулятивных умений: планировать совместно с педагогом свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; различать способ и результат действия.

2. Развитие мотивации к познанию мира через собственную созидательную деятельность.

3. Формирование способности учащихся принимать и сохранять учебную деятельность в творческой деятельности.

4. Развитие познавательных процессов: память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

5. Развивать глазоручную координацию и мелкую моторику кисти рук.

6. Развивать творческое мышление и формировать индивидуальную манеру выполнения работы.

 

Познавательные:

1. Формирование способности учащегося принимать и сохранять учебную цель и задачи.

 

Коммуникативные:

1. Развитие умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебной задачи в процессе образовательной деятельности.

2. Развитие умения слушать и понимать речь других.

3. Развитие навыков самоконтроля, самостоятельности и уверенности в себе.

 

Воспитательные (получение личностных результатов):

1. Формирование умения общаться со сверстниками и работать в коллективе.

2. Формирование личностных качеств: усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца; взаимопомощь при выполнении работы; экономное отношение к используемому материалу.

3. Привитие основы культуры труда.

4. Воспитание убеждения в том, что красоту можно создавать своими руками.

Результат программы

В результате освоения программы учащиеся будут знать:

· историю бисероплетения;

· организацию рабочего места;

· технику безопасности при работе с иглой, ножницами, проволокой, леской;

· основы цветоведения и композиции;

· технику плоского параллельного плетения;

· технику объёмного параллельного плетения;

· технику безопасности при работе с иглой, ножницами, проволокой, леской;

· правила хранения работ.

 

Уметь:

· подбирать бисер, пайетки по цвету, конфигурации;

· добавлять проволоку или леску;

· заправлять кончики проволоки или лески;

· составлять композиции из игрушек;

· выполнять петельное плетение из бисера и пайеток;

· выполнять технику французского плетения;

· читать схемы и работать по ним;

· плести плоские полоски из пайеток;

· соединять полоски из пайеток;

· читать схемы и работать по ним;

· оформить цветы в горшочек, пользоваться гипсом;

· оформить подарочную композицию, проявив фантазию, художественный вкус;

· оформить подарочную композицию, проявив фантазию, художественный вкус.

 

Метапредметные достижения:

· учащиеся будут показывать устойчивый интерес к занятиям;

· демонстрировать наличие фантазии, творческого подхода при выполнении работ.

 

Личностные качества:

· наличие элементов коллективного взаимодействия;

· формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.).

Особые условия проведения

Программа затрагивает 1 этап возрастной периодизации учащихся: младший подростковый (10-11 лет).

Материально-техническая база

· учебный класс со столами и стульями соответствующими нормам СЭС;

· стеллаж для хранения дидактического и учебно-методического материала, инструментов для плетения, образцов изделия;

· компьютер, принтер, проектор, музыкальные колонки;

· раздаточный материал для проведения занятий;

· инструменты: ножницы, тарелочки;

· образцы готовых работ;

· книги по рукоделию и журналы;

· карандаши и ручки;

· материалы для декорирования (бисер, бусины, ленты, глазки и пр.).

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса года обучения (в расчёте на одного учащегося):

 
Вид деятельности\Материалы и инструменты

1. Плетение из бисера.
Проволока, бисер разных цветов и разной калибровки, тарелочки для бисера, ножницы, схемы изделий.

2. Плетение из бисера и пайеток.
Проволока, бисер разных цветов и разной калибровки, тарелочка для бисера, ножницы, схемы изделий, бусины, пайетки разных форм и цветов, гипс, вода, лак, кисточки для лака, гуашь.

3. Оформление работ.
Цветная бумага, цветной картон, ножницы, ткань, вязальные нитки, клей, кусочки разноцветной кожи, ленты.