Программа по бисероплетению «Золотая игла», ознакомительный

Программа «Золотая игла» является общеобразовательной (общеразвивающей) программой дополнительного образования художественной направленности. Она предназначена для формирования творческих способностей. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики кисти рук – является важнейшим средством коррекции психического развития младших школьников.

 

Программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными изделиями на занятиях по бисероплетению, как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными (моторика, художественный вкус и др.). Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима, и учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника коллектива. В процессе реализации программы учащиеся приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества.

 

Программа  по бисероплетению «Золотая игла», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, и призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить у них творческую деятельность.

Педагоги

Бабкина Наталья Леонидовна, высшая квалификационная категория. Стаж работы более 10 лет, участник конкурса «Сердце отдаю детям».

Расписание

Количество учебных недель – 35 недель.

Даты начала и окончания учебных периодов/этапов с 01.09.2020 по 31.05.2021 гг.

Программа рассчитана на 1 год обучения с учётом летних каникул продолжительностью 3 месяца. Общее количество учебных часов, запланированных на год обучения – 140 часов, с учётом повторения 8 час.

 

Режим работы: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа каждое с перерывом 15 минут (продолжительность учебного часа – 45 минут).

Содержание программы

1. Вводное занятие. 2 часа.

История появления бисероплетения. ТБ. Инструменты и материалы. Цветоведение.

Теория: История появления и развития бисероплетения.

Инструменты и материалы. Основные и дополнительные инструменты и материалы. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила подбора бисера и проволоки. Правила ТБ при работе с проволокой, бисером, ножницами.

Основы материаловедения. Происхождение и свойства бисера, приме­няемого для работы. Виды бисера. Толщина проволоки.

Цветоведение. Цвет и сочетание цветов. Понятие о цвете. Теплые и холодные цвета, ахроматические и хроматические. Цветовой спектр. Основные и дополнительные цвета. Символическое значение цвета.

2. Плетение на проволоке. Плоское параллельное плетение. 128 часов.

Теория: Подготовка бисера и проволоки к работе. Начало работы проволокой. Правильность нанизывания и фиксации бисера. Положение рук во время работы. Условные обозначения на схемах. Закрепление кончиков проволоки. Добавление проволоки.

Практическая работа: освоение приёмов плетения бисером и выполнение работ. 

1. Панно «У Лукоморья дуб зелёный».

Практическая работа № 1. Низание в одну нить.

Практическая работа № 2. Изучение схемы. Подбор бисера. Петельное плетение листьев.

Практическая работа № 3. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение кота.

Практическая работа № 4. Оформление работы.

2. Панно «Волк и семеро козлят».

Практическая работа № 5. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение козлят.

Практическая работа № 6. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение волка.

Практическая работа № 7. Оформление работы.

3. Панно «Муха-цокотуха».

Практическая работа № 8. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение мухи.

Практическая работа № 9. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение комара.

Практическая работа № 10. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение паука и других насекомых.

Практическая работа № 11. Оформление работы.

4. Плетение знаков зодиака.

Практическая работа № 12. Изучение схемы. Плетение знаков зодиака по выбору учащегося.

5. Объёмная фигурка «Змейка-модница».

Практическая работа № 13. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение Змейки – модницы.

6. Брошь «Янтарный паучок».

Практическая работа № 14. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение броши «Янтарный паучок».

2. Панно «Хоровод».

Практическая работа № 15. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение куколок.

Практическая работа № 16. Оформление работы.

3. Панно «Кот в сапогах».

Практическая работа № 17. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение кота.

Практическая работа № 18. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение мышки.

Практическая работа № 19. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение принца.

Практическая работа № 20. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение принцессы.

Практическая работа № 21. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение замка.

Практическая работа № 22. Оформление панно.

4. Панно «Доктор Айболит».

Практическая работа № 23. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение доктора Айболита.

Практическая работа № 24. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение обезьянки Читы.

Практическая работа № 25. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение совы Бумбы.

Практическая работа № 26. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение свинки Хрю-Хрю.

Практическая работа № 27. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение собаки. Оформление работы.

5. Панно «Дюймовочка».

Практическая работа № 28. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение девочки.

Практическая работа № 29. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение лягушки.

Практическая работа № 30. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение крота.

Практическая работа № 31. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение ласточки.

Практическая работа № 32. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение болота и кувшинок.

Практическая работа № 33. Оформление работы.

6. Панно «Золотой ключик».

Практическая работа № 34. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение Буратино.

Практическая работа № 35. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение лисы Алисы.

Практическая работа № 36. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение кота Базилио.

Практическая работа № 37. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение Мальвины.

Практическая работа № 38. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение Пьеро.

Практическая работа № 39. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение Карабаса – Барабаса.

Практическая работа № 40. Оформление панно "«Золотой ключик».

7. Панно «Мы едем, едем, едем».

Практическая работа № 41. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение паровозика.

Практическая работа № 42. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение грузовика.

Практическая работа № 43. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение машины.

Практическая работа № 44. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение автобуса.

Практическая работа № 45. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение самолёта. Оформление работы.

8. Панно «Аквариум».

Практическая работа № 46. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение рыбок.

Практическая работа № 47. Изучение схемы. Подбор бисера. Плетение водорослей. Оформление работы.

 

3. Повторение. 8 час.

4. Итоговое занятие. 2 час. Организация и проведение итоговой выставки работ за год.

Цели программы

Цель программы: развить творческие способности личности и сформировать компетенции учащегося осуществлять универсальные действия через освоение практических умений при выполнении работ из бисера в технике плоского параллельного плетения.

 

Программа ставит следующие задачи:

Задачи: 

Образовательные (получение предметных результатов):

1. Познакомить детей с историей развития бисероплетения.

2. Научить работать со схемами и текстами – описаниями различных поделок из бисера.

3. Сформировать знание понятий, изучаемых в данном курсе.

4. Расширить имеющиеся знания о сочетаемости цветов.

5. Обучить правильному подбору бисера для работы.

6. Научить детей правильно строить речь, излагать свои творческие замыслы.

 

Развивающие (получение метапредметных результатов: формирование универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные:

1. Развитие регулятивных умений: планировать совместно с педагогом свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; различать способ и результат действия.

2. Развитие мотивации к познанию мира через собственную созидательную деятельность.

3. Формирование способности учащихся принимать и сохранять учебную деятельность в творческой деятельности.

4. Развитие познавательных процессов: память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

5. Развивать глазоручную координацию и мелкую моторику кисти рук.

6. Развивать творческое мышление и формировать индивидуальную манеру выполнения работы.

 

Познавательные:

1. Формирование способности учащегося принимать и сохранять учебную цель и задачи.

 

Коммуникативные:

1. Развитие умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебной задачи в процессе образовательной деятельности.

2. Развитие умения слушать и понимать речь других.

3. Развитие навыков самоконтроля, самостоятельности и уверенности в себе.

 

Воспитательные (получение личностных результатов):

1. Формирование умения общаться со сверстниками и работать в коллективе.

2. Формирование личностных качеств: усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца; взаимопомощь при выполнении работы; экономное отношение к используемому материалу.

3. Привитие основы культуры труда.

4. Воспитание убеждения в том, что красоту можно создавать своими руками.

Результат программы

В результате освоения программы учащиеся

будут знать:

· историю бисероплетения;

· организацию рабочего места;

· технику безопасности при работе с бисером, ножницами, проволокой;

· основы цветоведения и композиции;

· технику плоского параллельного плетения;

· правила хранения работ.

 

будут уметь:

· подбирать бисер по цвету и конфигурации;

· составлять композиции из игрушек;

· читать схемы и работать по ним;

· оформить подарочную композицию, проявив фантазию, художественный вкус.

 

Метапредметные достижения:

· учащиеся будут показывать устойчивый интерес к занятиям;

· демонстрировать наличие фантазии, творческого подхода при выполнении работ.

 

Личностные качества:

· наличие элементов коллективного взаимодействия;

· формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.).

Особые условия проведения

Программа затрагивает 1 этап возрастной периодизации учащихся: младший школьный возраст (7-8 лет).

 

Материально-техническая база

· учебный класс со столами и стульями соответствующими нормам СЭС;

· стеллаж для хранения дидактического и учебно-методического материала, инструментов для плетения, образцов изделия;

· компьютер, принтер, проектор, музыкальные колонки;

· раздаточный материал для проведения занятий;

· инструменты: ножницы, тарелочки;

· образцы готовых работ;

· книги по рукоделию и журналы;

· карандаши и ручки;

· материалы для декорирования (бисер, бусины, ленты, глазки и пр.).

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса года обучения (в расчёте на одного учащегося):


Вид деятельности\Материалы и инструменты

1. Плоское параллельное плетение
Проволока, бисер разных цветов и разной калибровки, бусинки, тарелочки для бисера, ножницы, схемы изделий.

2. Оформление работ.
Цветная бумага, цветной картон, ножницы, ткань, вязальные нитки, клей, пайетки, кусочки разноцветной кожи, ленты.