Программа «Следопыт». Военно патриотический клуб

Программа, является комбинированной – сочетает компоненты по ОБЖ и военной подготовке. Некоторые разделы программы «Следопыт» соответствуют разделам образовательной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» общеобразовательной школы. Но данные вопросы рассматриваются на занятиях более подробно, с обязательной практической отработкой. Структурно-логическая образовательная модель в области безопасности жизнедеятельности помогает четко определить роль и место человека как решающего фактора обеспечения безопасности.


     Особенность программы в том, что она научит учащегося как вести себя в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или антропогенного характера. Научит учащегося автономному существованию и использованию даров природы для выживания, научит правильно и безопасно перемещаться в горах, тайге, степи, вести автономное существование. В программе предусмотрено обучение учащихся не только теоретическим знаниям, но и практическим навыкам безопасного поведения, основам военной подготовке.

Педагоги

Колесников Андрей Павлович

Педагог дополнительного образования.

Проходил службу в пожарной охране на должностях инспекторского и руководящего состава.

Содержание программы

1. Вводное занятие. (2 часа)
Теория: Основы безопасности. Конституция РФ и Федеральные законы о безопасности. Понятия, определения, основные положения Конституции РФ, Федеральных и Региональных законов о безопасности.

2. Пожарная безопасность. (8часов)
Теория: Основы пожарной безопасности. Причины пожаров. Средства тушения пожаров. Пожарная автоматика. Оповещение при пожаре. Действия при пожаре.
Практическая работа: Порядок применения огнетушителей, Отработка эвакуации, с элементами паники.

3. Безопасность на дорогах. (2 часа)
Теория: Правила дорожного движения при катании на велосипеде.
Практическая работа: Катание на велосипеде с применением правил.

4. Техногенная безопасность. (4 часа)
Теория: Современный мир и безопасность. Причины техногенных аварий. Аварии на различных объектах. Действия при авариях.
Практическая работа: Действия при авариях (применение изученных правил на практике).

5. Антитеррористическая безопасность. (2 часа)
Теория: Терроризм. Причины. Действия при угрозе теракта.
Практическая работа: Показ действий и их отработка при различных типах угроз.

6. Основы военного дела. (12 часов)
Теория: Введение. История создания Вооруженных Сил России. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Дружба, войсковое товарищество. Символы воинской чести. Устройство, назначение пневматического оружия. Техника безопасности. Устройство, назначение стрелкового оружия. АКМ-47. Техника безопасности. Ручные осколочные гранаты. Техника безопасности. Мины. Назначение. Техника безопасности. Приборы дозиметрического контроля. Назначение. Техника безопасности.
Практическая работа: Практические действия при стрельбе из пневматики. Сборка разборка автомата. Показ действий по обнаружению мин.

7. Правила безопасного поведения в повседневной жизни. (4часа)
Теория: Меры безопасности на уроках в школе. Правила безопасности на уроках химии, физики, ОБЖ, физкультуре. Безопасность при работе с колющими, режущими инструментами.
Практическая работа: Практический показ действий.

8. Правила выживания при ЧС. (6 часов)
Теория: Будь готов! Аварийная сумка. Применение. Ножи. Назначение. Характеристики. Изготовление предметов необходимых для выживания в экстремальных условиях. Сигнализация. Сигналы и коды. Перед лицом катастрофы. Выживание в пустыне. Выживание в тайге. Выживание в степи. Выживание в горах. Выживание в тундре. Выживание на острове.
Практическая работа: Применение правил обращения с различными ножами на практике. Изготовление предметов по теме.

9. Практическая работа. (30 часов)
Теория: Вязание узлов при эвакуации с высот. Вязание узлов для соединения веревок. Вязание узлов для привязывания к предметам. Изготовление предметов для защиты, добычи пищи. Обустройство жилища. Добывание воды для питья: в пустыне, тайге, горах, степи, тундре и т.д. Организация и добыча пищи при ЧС. Подача сигналов для обнаружения. Изготовление ватно-марлевой повязки. Изготовление палки – копалки, копья.
Практическая работа: Вязание узлов; изготовление предметов для защиты, добычи пищи; обустройство жилища. Добывание воды для питья: в пустыне, тайге, горах, степи, тундре и т.д.; демонстрация сигналов; изготовление ватно-марлевой повязки; изготовление палки – копалки, копья; стрельбы.

10. Итоговое занятие. (2 часа)
Проведение соревнования по вязанию веревок, выполнение нормативов по вязке узлов, сборки – разборки автомата, оказание первой медицинской помощи. Итоговое обсуждение результатов работы.

Цели программы

Цели – формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков по сохранению жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказать помощь пострадавшим.

 

Задачи

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 

Образовательные задачи:

· повысить уровень знаний учеников по безопасности жизнедеятельности человека;

· научить определять потенциальные источники опасности;

· рассмотреть различные виды чрезвычайных и экстремальных

 опасностей;

· научить способам выживания в сложных жизненных ситуациях.

Развивающие задачи:

· научить основам военной подготовки.

 

Развивающие:

· развивать умение ориентироваться в сложной ситуации;

· способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции внимательности, наблюдательности, логического мышления, самообладания,

находчивости, иных личностных качеств, способствующих умению оказывать помощь себе и окружающим.

 

Воспитательные задачи:

· воспитывать дисциплину и ответственность за своё поведение;

· выработка культуры поведения в различных обстоятельствах;

· формирование сознательности и ответственного отношения к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Результат программы

В результате овладения программой предполагается, что учащиеся будут:

- знать общие понятия безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
   природного, техногенного, социального характеров;

- знать правила правильного поведения в экстремальных ситуациях;

- знать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома, на улице;

- знать практические способы и методы действий в экстремальных
  ситуациях природного характера;

- знать основы военной службы;

- знать военную технику, оружие;

- уметь пользоваться пневматическим и стрелковым оружием;

- уметь защищать себя от оружия массового поражения.

 

Ожидаемый результат по воспитательному компоненту программы:

- дети будут более дисциплинированны и ответственны за своё
поведение;

- будет выработана культура поведения в различных обстоятельствах;

- будет сформировано сознательное и ответственное отношение к
собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности
окружающих.

Особые условия проведения

 Реализация программы позволит:

1. Развить умение ориентироваться на местности.

2. Развить у учащихся:

- быстроту реакции;

- внимательность;

- наблюдательность;

- логическое мышление;

- самообладание;

- находчивость;

-иных личностных качеств и будет способствовать умению оказывать первую
помощь себе и окружающим.

Материально-техническая база

Столы для учащихся.
Стол для педагога.
Стулья для учащихся.
Стул для педагога.

Канц. товары
1. Бумага А4 100 листов.
2. Карандаши простые 2В, 4В, 6В.

по 3 шт. каждой мягкости;

Наглядный материал

1. Набор плакатов по НВП.
2. Набор плакатов по ГО.
3. Набор плакатов по медицинской подготовке.
4. Набор плакатов по антитеррористической направленности.

                                
Учебное оборудование

4 Макеты:
4.1 Гранат ручных.
4.2 противотанковых .
5 Автоматов АКМ 74.
6 Патроны от АКМ для снаряжения магазинов.
8 Противогазы.
9 ОЗК .
10 Плащ-палатка.
11 Лопата саперная.
12 Лопата штыковая.
13 Приборы химической разведки.
14 Приборы радиационной разведки.
15 Веревка (2м).
16 Стол для разборки сборки автомата.
17 Мишени.
18 Компас. 
19 Макет костров (действующий).
20 Макет бомбоубежища.
ТСО.
1 Компьютер.
2 Видеопроектор.
3 ДVД с материалами.